ЗА ЗВЕЗДОЙ КОЧЕВОЙ. РОСТОВСКИЙ РОМАН С ЦЫГАНСКОЙ ГИТАРОЙ
25.01.2022 588Цыгане народ яркий, таинственный, со своими обычаями. Цыганский табор, пожаловавший в Россию столетия назад был кладезем всякой магии, гаданий, причудливой музыки, танцев и конечно песен. Эмоциональность этих людей, их любовь к свободе- все это было по душе любому русскому человеку.
Цыганская песня завораживает слушателей своими переживаниями и страстью, пылкими интонациями, присущими только ее исполнителям. Ведь недаром за цыганскими песнями приезжал в Москву сам А. С. Пушкин: «Новый год я встретил с цыганами, — признается Пушкин князю Вяземскому в письме 1831 года, — и с Танюшей, настоящей Татьяной-пьяной. Она пела песню, в таборе сложенную, на голос: «Приехали сани». А как велико было удивление поэта, когда сказали, что его поэму «Цыганы» табор знает наизусть!
В дореволюционной России были вообще были в моде романсы. Некоторые из них исполнялись цыганами. Было такое очень распространенное явление в то время- цыганские хоры. Именно в старой Москве, по мнению писателя Гиляровского (в его книге «Москва и москвичи»), впервые публично начали выступать цыганские коллективы.
В конце 19-начале 20 века по всей империи уже регулярно гастролировали цыганские коллективы. Одним из таких ансамблей руководил Дмитрий Макарович Фесенко (на фото крайний справа), известный своими концертами в столичных заведениях. Сам Фесенко выступал и сольно, исполняя цыганские романсы (такие как «Ночи безумныя» и т.п.)
По примеру столичных театров, заглядывал ансамбль Фесенко и в наш Ростов. «Грандиозный цыганский концерт» предлагали вниманию ростовской публики!
«Как лесистыми брегами,
В час вечерней тишины
Шум и песни под шатрами
И огни разложены.
Здравствуй, счастливое племя!
Узнаю твои костры,
Я б и сам в иное время
Провожал сии шатры..»
Ростов быстро влюбился в цыган. Хоревод Фесенко пользовался огромной популярностью у ростовских гурманов, полюбивших цыганские песни, поэтому выступления его ансамбля никогда не обходились без восторженных эмоций. Очевидно, в значительной степени благодаря «свежести» репертуара, с которым они приезжали в наш город.
Прибыль от выступлений в заведениях, подарки и различные подношения восторженных зрителей считались общим достоянием коллектива. Распределяли все это добро после концерта в соответствии от степени участия каждого выступающего. Богатые рестораны и ростовские театры с удовольствием приглашали и чествовали цыганские ансамбли в нашем городе.
В большом театре Машонкина (сейчас на его месте располагается здание ростовского цирка)
в сентябре 1908 года выступал с премьерой «Санкт-Петербургский театр «Буфф». Широко известный в Петербурге многожанровый театр, который имел репертуаре на любой вкус: комедии, фарсы и трагикомедии, мюзиклы, водевили, эстрадные шоу и программы-кабаре.
Администрация «Буфф» ухитрялись буквально из всего сделать сенсацию, возбудить интерес своих зрителей. Представлял его в нашем городе известный в те годы певец и актер Николай Федорович Монахов, ставший в дальнейшем одним из любимцев ростовской публики.
В этот раз на ростовской сцене цыганские романсы исполняла «царица цыганской песни» Наталия Ивановна Тамара, работавшая в то время в театре «Буфф». Эстрадная звезда начала 20 века, соперничающая со знаменитой певицей Анастасией Вяльцевой, широкую известность получила как исполнительница старинных русских и цыганских романсов.
Происходившая из крестьянской семьи, не имевшая никакого театрального и музыкального образования, тем не менее, она имела громадные гонорары и фантастическое богатство , которые вызывали широкие отклики в тогдашней театральной среде. Примадонна московских и санкт- петербургских театров не оставила равнодушной ростовскую публику, дав не одну гастроль в нашем городе.
«Я ехала домой душа была полна
Неясным для самой каким-то новым счастьем
Казалось мне что все с таким участьем
С такою ласкою глядели на меня..»
Рассказывая о цыганских романсах в истории Ростова, конечно нельзя не вспомнить « Белую цыганку», красавицу с завораживающим голосом , известную во всем мире ростовчанку- Изабеллу Даниловну Юрьеву. О великой исполнительнице романсов вспоминают всегда с волнением и восхищением. Ее несравненный голос называют «голосом ушедшей эпохи».
История жизни Юрьевой тесно связана с русским и цыганским романсом. Ее очаровал этот жанр, когда она, будучи еще совсем юной, смотрела в городском саду на знаменитых певиц Панину и Вяльцеву. В 18 лет, оставив свой дом на Никольской (сейчас улица Социалистическая) улице, будущая «королева патефона» начала свой взлет, свой роман с романсом.
В нашем городе певица давала гастроли неоднократно. В 1924 году любимица московской и ростовской публики, Юрьева впервые выступила с таборными песнями при участии цыганского хора в составе восемнадцати человек. Под аккомпанемент гитар она исполняла старинные цыганские романсы и песни в ростовской музкомедии.
«Уходит день и ночь настанет.
Гадалка мне сказала неспроста,
Что ты уйдёшь, разлука сердце ранит,-
Сплошная боль, печаль и пустота.
Пусть льётся песня, песня роковая,
Пусть льются звуки горя и страстей,
Пусть сердце плачет,-
Ничего не значит…
Пой, цыган, плачь, цыган,
Струны не жалей…»
Еще одна дива русского романса, исполняющая цыганские песни, которая посещала наш город с гастролями- это исполнительница русских народных песен и романсов Надежда Васильевна Плевицкая. Император Николай II называл её «курским соловьём». В 1907 году Надежда Плевицкая записала первый диск с цыганским прима-шлягером «Гай-да тройка».
Плевицкая придала жанру цыганского романса неповторимое обаяние. Народную артистку с нетерпением ждали в Ростове, о чем анонсировала газета «Приазовский край» в 1910 году. Ее «Светит месяц», «Во пиру была», «Хаз Булат» — эти полюбившиеся в столицах романсы, считающиеся цыганскими, были невероятно популярны во всех городах Российской империи. Рассказывали, что «приглашена исключительная певица, которая не поет, а «играет» песню — голосом, жестами, мимикой, чего стоит одно только заламывание рук»!
В 1916 году Плевицкая совершила очередную поездку по городам России. Ее маршрут снова захватил наш город: Тифлис, Владикавказ, Армавир, Ставрополь, Ростов-на-Дону, Новочеркасск…
«Я вечор, млада, во пиру была…
Я вечор, млада, во пиру была,
Во пиру была, во беседушке,
Во беседушке у соседушки..»
Цыганским пением увлекались не одни только выпивохи и повесы, как иногда ошибочно считают. Знаменитые и талантливые певцы, ансамбли давали гастроли в разные годы в городах нашей страны. Цыганскую музыку любили известные композиторы и писатели. Ею восхищался высший свет и простолюдины.
Энергия, свобода и загадочность, которые звучат в цыганских песнях и романсах -их невозможно описать порой словами. Их достаточно услышать один раз, чтобы влюбиться в это особое исполнение песен. Наверное, поэтому цыганские коллективы не утратили популярности. Цыгане пробились через века, а их романсы остались популярными и в наше время.
«Так же бродят
Цыганы мирною толпой;
Везде по-прежнему находят
Гостеприимство и покой..» (А. С. Пушкин)
Оксана Мордовина