«ВНИМАНИЕ К ВАШИМ ТРУДАМ…»

«ВНИМАНИЕ К ВАШИМ ТРУДАМ…»

13.12.2021 Автор Оксана Мордовина 261

(из книги воспоминаний В.В.Рязанова «Автографы памяти»)

И вот настал, наконец, долгожданный для всех ростовчан день, когда восстановленная колокольня, спроектированная архитектором А. Кампиони, освободилась от лесов и органично завершила архитектурный ансамбль Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы − творения выдающегося русского зодчего Константина Тона. Нет слов − красив и величественен наш храм; без его золотых куполов сегодня трудно представить себе силуэт и образ Ростова. О соборе писалось много архитекторами, искусствоведами и даже прихожанами. Но очень мало, порой вскользь, упоминалось в публикациях об авторах его внутреннего убранства, о тех, кто расписывал храм. В частности, в одной из последних статей говорилось о том, что в 1951 году в нем был установлен главный иконостас, выполненный в Москве; в 1955 году были сооружены еще два, а «росписи стен, пилонов и сводов были выполнены московским художником Волковым» (Г. Нефедов. «Главный храм столицы Донского края»/«Вечерний Ростов». 29 января 1999 г.).

Предпринятая мной попытка найти московского художника Волкова в самых подробных справочниках, посвященных художникам России, результатов не принесла. А ведь, казалось бы, приглашенный для столь ответственного заказа − расписывать Ростовский кафедральный собор − иконописец или художник-монументалист должен был быть известен в мире искусства.

Но однажды, перебирая свой газетный архив, я обратил внимание на две статьи, посвященные 80-летию известного донского спортсмена − борца, заслуженного тренера СССР Михаила Ивановича Климачева. Оба газетных материала сопровождались фотографиями юбиляра не в борцовском трико, а стоящим у мольберта с палитрой и кистью в руках. За почти тридцатилетний опыт работы в музее изобразительных искусств я знал двоих самых постоянных, не пропускавших выставок посетителей, не имевших образования художника: писателя Г.С. Колесникова и тренера-борца М.И. Климачева. Он и рассказал мне впервые о донском художнике-иконописце Иване Ивановиче Волкове, у которого был в подмастерьях, готовил краски и выполнял другие обязанности во время работы художника в ростовском соборе.

Невольно вспомнилась и другая беседа с учеником известного донского художника, педагога А.С. Чиненова − Александром Яковлевичем Блажниковым. На вопрос, знал ли он И.И. Волкова, я услышал: «Конечно, старый, глухой богомаз, расписывавший ростовский собор, а его жена была противницей советской власти». Потом я все же нашел в перечне участников выставки живописи, скульптуры и графики Ростово-Нахичеванских-на-Дону художников (1928 г.) И.И. Волкова.

Но совершенно неожиданный сюрприз ожидал меня в городе Новошахтинске, где я побывал в детской художественной школе на выставке работ выпускницы Ростовского художественного училища Александры Ревенко в марте нынешнего года. В экспозиции выставки молодой художницы находился стенд, где я увидел фотографию человека с благородной русской внешностью, с окладистой бородой и сосредоточенным взглядом, он писал образ в нише, очевидно, какой-то церкви. «Это мой дедушка Иван Иванович Волков», − сказала Александра. Здесь же экспонировались написанные им иконы «Св. великомученик Федор Тирон», «Св. Преподобный Феодосий Киево-Печерский», а также его кисти портрет мужчины с бепокойным взглядом, созданный художником в 1914 году и отмеченный несомненным талантом автора. Рядом можно было увидеть рукописную грамоту, выполненную акварельными красками, в которой значилось: «Волкову Ивану Ивановичу. Во внимание к Вашим трудам по руководству внутренним капитальным ремонтом Ростовского-на-Дону Кафедрального собора, преподается Вам наше архиепископское благословение…» Грамота скреплена была печатью и подписью: «Серафим, Епископ Ростовский и Таганрогский. 24 февраля 1929 года».

dig

Из рассказа сына Ивана Ивановича, отца Виталия − протоиерея Свято-Покровского прихода города Новошахтинска, весьма интеллигентного и интересного человека, с которым удалось встретиться там же, в Новошахтинске, на выставке работ его дочери Александры Ревенко, я узнал, что И.И. Волков родился в 1884 году в Чернигове, учился в Киево-Печерской лавре ремеслу иконописца. В 1925 году он вступил в Азово-Черноморское отделение профессионального союза работников искусств (РАБИС), который в Ростове назывался «Ростизо». С 1930 года Волков являлся членом «Всехудожника», а судя по членскому билету, выданному ему 1 апреля 1941 года, производственный стаж Ивана Ивановича как профессионального художника насчитывал 31 год. Это были многочисленные созданные им иконы, росписи. Его работы есть во многих храмах Ростовской области, в частности, в Миллерово, в Астахово. По словам искусствоведа В.И. Кулишова, свою раннюю работу И.И. Волков исполнил в 1910-е годы в Новочеркасской Георгиевской церкви (роспись плафона трапезной и основного объема храма). В начале 50-х годов после ремонта Новочеркасского кафедрального собора им был возобновлен иконостас. В 1951 году Волков поновлял свои же работы в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Умер Иван Иванович в возрасте 78 лет в 1962 году и был похоронен на Гниловском кладбище.

Волков И.И.
«Портрет мальчика» Волков И.И.

И вот новый сюрприз, пожалуй, самый неожиданный. На стенде, где экспонировались работы Волкова и его фотопортрет, была еще одна фотография, выполненная, как на ней значилось, в ателье известного донского художника, иконописца и фотографа Е.Г. Черепахина, что находилось в Нахичевани, на 18-й линии, в доме № 19. На фотографии была запечатлена красивая стройная женщина в длинном, туго стянутом в талии платье, стоявшая у мольберта, на котором был закреплен холст, очевидно, только что ею начатый. По соседству с фото висел ее же кисти «Автопортрет», написанный мастерски с особым живописным изяществом. Это была супруга Ивана Ивановича и бабушка Александры, художница Александра Васильевна Подорожная − имя в донском искусстве совершенно незнакомое и, может быть, обнародованное впервые после ее смерти.

Подорожная А.В. и Волков И.И.

Сведения о ее судьбе были совершенно скудны: родилась в 1882 году, репрессирована в 1937-м, погибла в 40-е послевоенные годы. Именно в этот период у родственников Александры Васильевны перестали брать приносимые для нее передачи. Судя по ее «Автопортрету», художница, безусловно, имела высокое специальное образование, но неизвестно также и где она училась. Со слов ее сына, отца Виталия, в работе над росписями и иконами в Ростовском соборе Рождества Пресвятой Богородицы в 20-е годы в дуэте с Волковым именно она была ведущей, о чем свидетельствует и текст второй грамоты, представленной на уже упомянутом стенде. «Подорожной Александре Васильевне. Во внимание к Вашим трудам по исполнению художественных работ в Ростовском-на-Дону Кафедральном соборе, преподается Вам наше архиепископское благословение… Да дарует Вам Господь в жизни ту духовную радость, которую он обещал добрым делателям виноградника своего». Далее следует подпись: «Серафим, Архиепископ Ростовский и Таганрогский. 18 июня 1929 года». Грамота скреплена печатью.

А внучка Александры Васильевны, тоже Александра Ревенко-Волкова, сегодня участвует в новых выставках донского изобразительного искусства и, конечно, не без гордости вспоминает, кем были ее предки и что они сделали для людей нашего города.

Валерий РЯЗАНОВ

Фото из семейного архива предоставлены Александрой Волковой