СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД ОКСАНЫ БЕГМЫ

СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД ОКСАНЫ БЕГМЫ

19.05.2025 Автор Оксана Мордовина 292

«Художник позволяет себе создавать вокруг себя собственный театр. Он постоянно пишет свой сценарий жизни, рисуя в нем свой образ. Художник как режиссер, а жизнь его — как пьеса. Жизнь творческого человека это шоу, постоянное шоу, которое должно продолжаться!»

О том, что художники- это особая каста людей, всегда приближенная к чему-то высокому, о том, когда ждать Музу и кто главнее -искусство или общество — об этом поговорим сегодня с нашим новым героем — членом Ростовского регионального отделения Союза Художников России, Творческого Союза Художников России, автором множества персональных выставок и участницей огромного количества сборных проектов Оксаной Бегма в рубрике «Герой дня».

— Оксана, Вы — представитель такой большой художественной династии. Задавались ли изначально вопросом — чем я буду отличаться от других членов семьи?

— Конечно, все это совсем непросто. И более того, я когда маленькой была, то вообще не хотела быть художником. Я решила в корне отличаться от всех в семье и стать актрисой!

Какая девочка в школе не мечтает стать актрисой? Вот и у меня было такое желание. Представляла, как буду блистать на сцене, а поклонники завалят меня цветами. Какая интересная жизнь начнется с гастролями.

— Актриса, артист. Арт -искусство, оно проявляется в различных форматах. Все это близкие понятия. Но тем не менее, разные сферы. Что же стало причиной обращения к мольберту?

— Моя старшая сестра мне очень много читала о разных художниках. Помню, много слушала я о дадаистах. Это очень интересное художественное течение. Дадаисты отвергали традиционные нормы искусства и стремились разрушить устоявшиеся представления о красоте и смысле.

В Дада было для меня все необычно. Вспомните, к примеру, «Парад любви» Франсиса Пикабиа. Картина больше похожа на разукрашенный чертёж какого-то двигателя или машины. А символизирует она страсть, «механическое» чувство любви.

Чем больше я узнавала об изощрённой и интересной жизни разных художников, тем ближе мне становился их образ мыслей. И я поняла, что жизнь актеров не так интересна, как у художников. Их жизнь состоит из ярких деталей, необычных образов и красивых моментов. Это связано с особым видением мира, которое художники приобретают в процессе творчества.

Художник позволяет себе создавать вокруг себя собственный театр. Художник постоянно пишет свой сценарий жизни, рисуя в нем свой образ. Он выступает, как режиссер, актер, декоратор и постановщик спецэффектов. Жизнь творческого человека это шоу, постоянное шоу, которое должно продолжаться!

во дворике дома художницы

— Какое интересное определение образа жизни художника! The Show Must Go On!

— Именно так. Жизнь творческого человека всегда своеобразна и отличается от жизни людей, идущих более традиционным путём. Мне , как художнику, необходимо испытывать новые ощущения. Это один из важных факторов для получения творческого результата.

Ведь стремясь к внешнему признанию, как правило, руководствуешься каким-то внутренним направлением.

В современном мире, с таким огромным количеством информации, гаджетов и возможностей что- то увидеть, узнать, воспроизвести, просто так нарисовать картину, сфотографировать, снять видео уже не достаточно. Никого не удивишь, не зацепишь, как сейчас говорят. Роль художника-автора далеко ушла за рамки простой фиксации действительности.

Если раньше у художника, до изобретения фотоаппарата, целью и задачей было как можно реалистичнее и правдивее изобразить окружающую реальность, сохранить для потомков то, как выглядел мир вокруг, природа, люди. По сути, изобразительное искусство и скульптура являлись мостиком в бессмертие.

— История показывает, что в определённые периоды творчество некоторых художников заслуживало особого внимания и превозношения

— Именно поэтому в те самые периоды времени у писателей- классиков, к примеру, была даже зависть какая-то к художникам. Можно долго говорить о разных точках зрения на искусство и его восприятие писателями и философами..

Деятелей искусства превозносили, а придворные художники всегда были у любого властелина на хорошем счету. Например, в эпоху Возрождения симпатии богатых меценатов сильно влияли на популярность художника, а порой даже полностью определяли его судьбу.

Во все времена художники изображали важные для народа или всего человечества события прошлого, далёкого или недавнего. Вспомните работы Сурикова, Репина, Васнецова, Брюллова.

Недаром художников называют летописцами времени. Их произведения помогают понять суть эпохи, людей, вершивших историю, проникнуться миром прошлого..

— Да, именно так. Это одна из основных задач художника.

А люди многие, кстати, недоумевали, как в давние времена, так и сейчас. От того, что какие-то личности, называющие себя художниками, ходят в неряшливой одежде, с испачканными краской руками, а им такой почет и уважение. Между тем, художники получали серьезные гонорары, ездили повышать мастерство в Европу, путешествовали по миру, несли новые знания в свою страну.

— А сейчас какие, на ваш взгляд, отношения у социума с творчеством?

— В наше время искусство потеряло свою утилитарность. Именно поэтому очень сильно все изменилось и обесценилось отношение к мастерству художника, к его умению владеть техникой, навыками изобразительного искусства.

Произошел перекос в другую сторону поиска «смыслов», «концепции». Сейчас большой дилетантизм. Почему-то слово «ремесленник» при этом приобрело неприглядное звучание. Хотя слово это имеет положительное назначение- ремесло это дело в руках, это хорошо.

Решение, что является искусством, принимает куратор, в лучшем случае.. И поэтому банан, прилепленный к стене скотчем по цене равен картинам старых мастеров. Но за этим хотя бы стоит пиар, маркетинг и какой-то юмор.

А когда у нас профаны делают невзрачный коллаж и преподносят это как шедевр, становится грустно. А еще грустнее, когда косноязычно пытаются объяснить, что живопись это не модно.

Сейчас время больших возможностей. За счет хорошей раскрутки в соцсетях любую ерунду можно преподнести как конфетку. А потом набрать армию поклонников и навязывать большинству свой дилетантизм, как эталон. Это круто, с одной стороны, а с другой требует столько времени и сил.

Обесценивание искусства связано с переизбытком информации и возможностей популяризировать все подряд?

— Скорее всего так. Ведь большинство художников, действительно владеющих прекрасными знаниями, навыками, остается в тени из-за дилетантов..

Откуда , как говорится, ноги растут? Так нас ведь еще в мою пору, например, учили, что скромность это основное достоинство художника. Быть в тени, не выделяться, при этом владеть профессиональным мастерством, а также лавировать в потоке интриг. Потому что если ты хочешь работать художником и вообще иметь возможности купить профессиональные краски, необходимо было вступить в Союз художников. Но это уже другая история.

Власть диктовала, какие произведения можно было представлять публике, а какие должны оставаться незамеченными. Художники, чьи работы не соответствовали идеологическим требованиям, сталкивались с жёсткими ограничениями. Их картины не допускались даже к публичным выставкам.

Непростое время для художников было в разные периоды истории. И как показывает практика, часто творчество сдерживалось разного рода запретами

— Вспомнить если период 60-70х годов прошлого века. Тогда все писали суровыми красками, в суровом стиле. Это поддерживалось политикой правящей партии. Все яркое из мира искусства пропало тогда, можно сказать.

Пропагандировалось, что яркость это пережитки буржуазного прошлого, а настоящее должно быть суровым и написано суровыми красками.

К 1990-м годам все снова перевернулось и стало так — кто платит, тот и заказывает музыку.

Девяностые годы в истории живописи были сложными, искусство той эпохи пыталось конкурировать с жизнью..

— Да, действительно этот период был очень непростой. Поиск себя, поиск средств к существованию. Получилось так, что на первом курсе учебы мы еще ездили в путешествия, жизнь была интересной и замечательной, а к четвертому курсу ситуация в корне изменилась. До того, что порой кому-то есть нечего было, а кто-то наоборот быстро богател и сорил деньгами..

Время соцреализма лет на двадцать ушло в тень. Время «скромников» ушло навсегда. Наступило время людей без комплексом и тех, кто быстро перестраивается, кто не боится отправляться в новое.

Многие творческие люди ломались в то время.. Не могли пережить кризис. Было сложное время. Художникам приходилось в очередной раз перестраиваться. Поменялся заказчик. Когда в 1931 году был основан Союз художников России, тогда заказчиком выступало государство. В девяностые же годы объявили хозрасчет и заказчиком стали все, у кого были деньги.

Появились салоны и галереи. И началось возрождение заказной живописи. Жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов. Многим заказчикам захотелось дома иметь музейную классику.

Учили нас одному- а в итоге время задало другие задачи, которые тебе нужно было решать, выполнять, поскольку надо было как-то выживать. Но при этом не растерять себя.

Со временем яркие краски ведь вернулись? Людям захотелось перейти на яркую сторону

— Людям свойственно желать ярких красок и праздника, чтобы хоть как-то украсить серую действительность. И действительно, стало все более красочным в изобразительном искусстве. Но потом началась тенденция довольно для меня странная.

Шквал грантов на так называемое современное искусство, задача которых, по моему мнению была в том, чтобы поскорее закопать хорошее настоящее искусство. Убогое стало занимать много мест в выставочных залах. Началось то, о чем мы говорили — обесценивание искусства.

Возможно, что это очередной период эксперимента. Во всем. В том числе и в искусстве. Многие люди в поиске себя, своего..

Скажите, а у художников есть какой-то выработанный тест, который анализирует характер и даёт советы, как найти свой стиль? И какой выбрали Вы?

— Каждый идет своим путем поиска своего стиля, своей манеры. Определяющего теста тут не существует, я так считаю. Нарабатывать мастерство- вот лучший тест.

Мой стиль по-разному можно назвать: это и постимпрессионизм, и реализм, и импрессионизм. Я сама порой не знаю как назвать свое. Склонность у меня, несомненно, есть к разным этим течениям прошлого.

Если отталкиваться от того, что у меня в работах много впечатлений- то это отчасти импрессионизм. Очень красивое название, образованное от французского слова impression — впечатление, ощущение. Хотя в одной местной газете как-то обозвали импрессионистов «впечатлистами», высмеяв их творчество.

А мне нравится такое интересное слово -«впечатлисты»! Вас ведь действительно можно назвать впечатлистом- любая ваша работа сразу впечатляет. Впервые увидев, ты смотришь на эту большую, яркую палитру красок и подпитываешься от холста впечатлениями

— Но я скорее бы себя назвала свой стиль «эмоурбанизм»

— Эмоциональный урбанизм, иначе говоря?

— Именно. Ведь основная тема в моих работах это город. Куда бы я не приезжала, я рисую разные города на пленере. Очень много пишу наш Ростов. Люблю наш город, его ритм, его атмосферу и он меня вдохновляет на творчество.

Многие ассоциируют наш город с солнечным городом Оксаны Бегмы!

— Мне хочется наш город показать именно таким солнечным, радостным, южным. Город стал для меня настоящим источником вдохновения и да, могу сказать с уверенностью, что это взаимно — город мне отвечает, все по любви.

Город, он же живой! Меняется постоянно он сам и все в нем. Город писать можно только с чувством, вживаясь.

— Мне кажется, у нашего города есть свой темперамент. Веселый, торговый, как ярмарка, но вместе с этим строгость и плавность архитектурных форм придают Ростову изысканность. Я про дореволюционные постройки, конечно

— Я очень люблю исторический центр. Старый город. Такой теплый и душевный, наполненный историей. Мне жаль, что все это утрачивается. Поэтому я как художник и обратилась к такому виду исторической летописи — стала рисовать по старым фотографиям -реконструкция событий старого Ростова.

Проект этот посвящен старой архитектуре, которую наш город с каждым годом теряет все ощутимее. Некоторые дома за последнее время были снесены- тем важнее становится привлечение внимания к уходящей архитектурной красоте, к истории. Воспроизведение событий прошлого находит отклик в сердцах ростовчан, я получала не раз множество добрых отзывов.

— Да, работы из этой серии пропитаны невероятной атмосферой старого города, его уютными улочками, домами. Сразу переносишься в прошлое Ростова. А это очень непросто сейчас, оказавшись в современном центре, представить как все выглядело когда-то

— Историю нужно знать. События, которые происходили много лет назад, могут влиять на происходящее сегодня.

После поездки в Керчь я очень впечатлилась историей Крыма. Мне кажется, наши два региона очень близки. Эти места были всегда заселены разными людьми — вертелось огромное колесо истории. Не было такого времени, чтобы на нашей Донской земле, как и в Крыму никто не жил, не переселялся, не воевал..

Вообще посещение разных стран, мест, городов всегда дает возможность задуматься о ходе мировой истории. Ну и конечно, наполняет душу впечатлениями.

Я ж сама впечатлист! И вот в очередное путешествие собираюсь сейчас. Творчество зовет, ведет. После этого постоянно что-то новое в голову приходит.

О впечатлениях. Помню вашу выставку «Цветы и балет». Потрясающее переплетение цветочной грации с балетными па

— Мимолетность мгновения объединила эти две темы. Цветы, они такие же как молодость, красота, которая уходит. Ты смотришь, любуешься цветами: сегодня бутон, завтра цветок, а послезавтра уже это семечки и после остаются лишь опавшие листья..

Изящество женского тела, его пластика и грация напоминают самые нежные и хрупкие растения. Женская красота также не вечна, как и жизнь цветка.

Кстати, работы из этих тем наиболее востребованы среди заказчиков. Топовая категория.

Помимо того, что мне самой нравится писать на эти темы, это идёт в ногу с моими принципами: художник должен иметь возможность жить за счет своей профессии.

— «Признанный художник» — так называют того, кто оценён по достоинству?

— Я так считаю. Ты получаешь признание, когда от тебя ждут новых творений, готовы тебя поддержать морально и финансово.

Я такой человек, когда пишу, буквально вживаюсь в свои работы. Поэтому мне безумно приятно, когда они радуют людей, когда работы вызывают интерес.

Поэтому, кстати, я избегаю разрушающих мотивов в творчестве. Я предпочитаю созидательные темы. Меня работа должна радовать в первую очередь саму

— Я не раз наблюдала как Вы работаете на пленере в городе или на левом берегу Дона. Заботы и тревоги исчезают, Выуходите в процесс. Тут, мне кажется, применимо понятие, которое психологи называют «потоком» — состоянием полного погружения, когда даже время, кажется, останавливается.

— Да, я полностью погружаюсь, получая удовольствие от этого.

Когда потом люди мне присылают фотографии из разных стран и городов, и я вижу, что мои работы стали любимыми и нашил свое место это ведь лучшая награда для художника, вложившего душу в свое творение!

— А от настроения зависит, будете ли Вы сегодня работать? Или если настроения нет- лучше не начинать?

— У меня наоборот- надо начинать, если даже поначалу настроения нет. Простои какие-то в нашем деле совершенно не нужны. Музу не дождешься- я так скажу. Куча вечно всяких бытовых дел, которые нас отвлекают от главного. Можно бесконечно стараться все сделать, и только после начать работать. Но я так не делаю, я беру и начинаю писать

— То есть надо начинать, а Муза пусть присоединяется, подлетает!

— Порой Муза подлетает в самом конце! Поэтому я стараюсь не делать такие перерывы, в которых я ничего не пишу. В рабочий режим потом сложнее войти после паузы.

На самом деле просто для меня это самое прекрасное время- когда я пишу новую работу. Это как заниматься спортом. Кажется, что легче всего просто лежать перед телевизором и ничего не делать. Но, как ни странно, при этом будет голова уставшая и больная .. Это тот случай, когда так называемые вибрации низкого уровня тебя затягивают.

А если ты преодолел себя, встал, отправился на пробежку на левый берег, то после получаешь уже вознаграждение — от самого процесса заряд энергии и удовольствие. Больше прилив сил, тебе приятно, ты радуешься и полон энергии.

Поэтому так хорошо, когда начинаешь новую работу. Это пролог и начало истинного труда , наполненного радостью. Искусство должно дарить счастье и самому художнику и зрителям.

Но конечно, вокруг каждого из нас происходит постоянно масса событий, на которые реагируешь. И порой нужно уметь перенастроить себя. Работа в этом помогает.

Искусство ведь сильно влияет на социум? Оно способно менять взгляды, ценности, поведение, структуру общества? Или оно ориентировано на запросы общества?

— Искусство всегда идет впереди всех процессов. Но у искусства есть свои ориентиры. Оно не появляется на пустом месте. Есть научно-технический прогресс, в связи с которым происходят новые морально-этические процессы развития общества.

Например, очень много открытий было сделано в Древней Греции, где присутствовал культ тела человека и красоты, как таковой. Потом в ходе разных процессов, завоеваний, политики, опять же, благодаря воле «заказчика» (а им был сам Ватикан), на несколько столетий установилось средневековье со своими целями и задачами.

Потом была череда великих географических открытий, раскопки Помпеи, что дало толчок эпохе Возрождения. Великий Леонардо на Винчи повлиял на развитие не только живописи, но и науки. И так далее, вплоть до нашего XX века, который вообще по своим открытиям превосходит всю историю искусств предыдущих столетий.

Есть открытия в разных областях, которые запускают воображение художника-творца-мыслителя, дают ему технические возможности, благодаря которым развивается искусство. А искусство, в свою очередь, влияет на развитие науки, социума и т.п.

И тут не понять, кто был сначала? Я много размышляла на эту тему. Это очень интересно. Все работает взаимосвязанно. Любая среда порождает и воспитывает свои таланты. Искусство это не обособленный процесс.

Кто появился раньше- яйцо или курица? Не скажешь однозначно. Нужно вкладывать и вкладываться в искусство. Искусство всегда будет на благо обществу. Так должно быть в идеале. Но современное искусство втягивает зрителя в процессы, в которых человек становится винтиком системы потребления. При этом, со сбитыми ориентирами на то, что такое хорошо и что такое плохо.

Кураторы больших выставочных процессов решают что считать искусством- огрызок от огурца ? И если объект продан, то это и есть искусство.

Появление ИИ, на первый взгляд, обесценило классическую живопись и мастерство художников. Но я верю в здравомыслие людей. К тому же, личный опыт показывает, что мои живые картины востребованы. Мир большой- в нем нужно все.

Люди, имеющие возможности покупать искусство, вытягивают из массы художников отдельные личности. Вместе с этими людьми есть искусствоведы, которые объективно оценивают все это, они создают моду определенную. Все это работает вкупе. Искусство отчасти зависит от социума, да, но и социум зависит очень от искусства. Два таких взаимопроникающих понятия.

Помните, как когда-то в дореволюционные времена воспитывали художников, чтобы они воспевали монархию, образы античности и библейские сюжеты, но художники в итоге сами решили, что воспевать нужно окружающий быт- это было очень ново и прогрессивно. И так появились передвижники, воспевающие народ и многие другие. Сработал человеческий фактор, задав другой вектор, противоположный существующему.

Прекрасная идея «От каждого по способностям- каждому по труду» привела к концу монархии. Дух свободы, строительство железных дорог, возможность путешествовать, привели к появления огромного количества художественных течений.

Малевич своим «Черным квадратом» и теорией супрематизма поставил точку на развитии живописи. Но время идет, а подлинная живопись интересна так же, как и тысячи лет назад. Потому что это чудо и тайна- как на плоской поверхности создать трехмерный мир, вызывающий эмоции.

— Искусство это вечный диалог с обществом. Искусство, общество, жизнь людей находятся в неразрывной связи

— Наверное, поэтому мне захотелось поближе познакомиться с темой античности. Диалог эпох. Ведь именно античные авторы сформировали идеалы красоты, гармонии и пропорции, которые на тысячелетия вперёд определили развитие искусства.

Греческие боги и герои- глубина и художественность мифических образов поразила меня, когда я была в Крыму. Тем более, что эта тема связана и с нашим краем. Это вечная тема. Поэтому, ждите античные образы в моих новых работах!

С художником беседовала Оксана Мордовина