КАРТИНА «АРЕСТ НАЛБАНДЯНА»

КАРТИНА «АРЕСТ НАЛБАНДЯНА»

30.03.2025 Автор Георгий Багдыков 172

   В советское время искусствоведам была хорошо известна картина ростовского и нахичеванского художника Акима Карповича Ованесова «Арест Налбандяна».

    Напомню, что Микаэл Налбандян − классик армянской литературы, писатель и поэт, общественный деятель, демократ, соратник Герцена и Огарева. Судьба этого человека очень интересна и трагична. Имя Налбандяна тесно связано с историей Ростова и Нахичевани. Благодаря его усилиям в Ростове появилась гостиница «Московская».

   А еще на стихи Микаэла Налбандяна написан гимн современной Армении. За связь с царской оппозицией того времени, с так называемой лондонской группой (Герцен, Огарев, Бакунин), Налбандян был арестован в Нахичевани-на-Дону.

   В апреле 1865 года был приговорен к ссылке в город Камышин Саратовской губернии. 31 марта 1866 года Налбандян умер. Тело его было перевезено в Нахичевань, где его и захоронили возле церкви монастыря Сурб Хач. Налбандяна очень любили в Нахичевани, с большим уважением к нему относилась и российская интеллигенция.

   Памятник Микаэлу Налбандяну был установлен в Ереване в 1965 году (скульптор Н. Б. Никогосян и архитектор Д. П. Торосян). Имя Налбандяна носит одна из центральных улиц Еревана. Кстати, имя Налбандяна также носит улица в Пролетарском районе (бывший город Нахичевань-на-Дону) города Ростова-на-Дону. В 2005 году была выпущена почтовая марка Армении, посвященная Налбандяну.

   Надо сказать, что в советские годы выдающегося армянского нахичеванского писателя и общественного деятеля почитали как революционера. А его арест называли не иначе как царским произволом.

    И вот Аким Карпович Ованесов решил написать картину «Арест Налбандяна». Мой папа, заслуженный врач России, Минас Георгиевич Багдыков, в те годы был молодым доктором и дружил с художником. Аким Карпович посчитал, что отец внешне похож на Налбандяна. И он рисовал Налбандяна с моего отца.

   Ованесов к написанию картины подошел очень ответственно. Он воссоздал дух старой Нахичевани в своей мастерской. Например, ковер на полу, который изображен на картине, был взят из нашего дома. Книжный шкаф и диван, которые видны на полотне, тоже времен Налбандяна! Даже жандармы, изображенные на картине, настоящие. То есть Аким Карпович пригласил к себе позировать в образе жандармов пожилых людей, которые действительно в царское время служили в полиции.

   Вот как об этом вспоминал Минас Георгиевич Багдыков в книге «Нахичеванские портреты»:

«Для меня, молодого парня, студента медицинского института, Аким Карпович был примером творческого труда, служения отечеству. Вспоминаю день, когда он за чаепитием поведал о своем намерении написать Микаэла Налбандяна. Драматически складывалась жизнь поэта-демократа, но самым тяжким в его судьбе виделся Акиму Карповичу день ареста. В течение нескольких лет художник готовился к написанию полотна, подбирал натуру. Ходил в гости к людям, где могли сохраниться вещи, мебель того времени. И находил! Например, у нас в доме обнаружилась скатерть, принадлежавшая еще … прабабушке.

   Мне предложил позировать Налбандяна, найдя сходство с типажом. А после окончания работы преподнес мне в дар мой портрет, сделанный пастелью.

   Отбирая натурщиков, Аким Карпович обнаружил двоих стариков, в прошлом жандармов царского времени. Обрядил их в униформу и стал ставить перед ними задачи, воссоздавая реальную остановку ареста. Выполняющий роль жандарма преображался на глазах. На его лице появилось, я бы сказал, кровожадное выражение. Мне он был крайне неприятен, и я с особенной гордостью выстаивал свой час позирования».

   Живя и работая в Нахичевани, Ованесов  был в дружеских отношениях с еще одним великим нашим земляком − Мартиросом Сергеевичем Сарьяном.

   Кстати, Сарьян высоко ценил творчество Ованесова. Он считал картину «Мать» лучшим его произведением. Аким Карпович создал это полотно под впечатлением страшной трагедии армянского народа − геноцида в Османской империи 1915 года.

   Минас Георгиевич Багдыков в книге «Нахичеванские портреты» вспоминает: «Дважды Мартирос Сергеевич устраивал выставку произведений Ованесова в Ереване, а на ростовской, в областном выставочном зале, мне удалось побывать лично. Для многих любителей прекрасного это стало событием. В больших хорошо освещенных залах полотна смотрелись особенно своеобразными, не похожими на заказную живопись, которая в то время практически доминировала».

      Ованесов написал немало ярких полотен. Это «Казачки Дона», «Арест Налбандяна», «Иван да Марья», «Шабаш ведьм», «Симфония», «Девушка с книгой». Одна из самых известных работ Акима Карповича Ованесова − «Взятие Ростовского вокзала». Героем этой картины является командир батальона Гукас Мадоян.

   Что касается картины «Арест Налбандяна», то Ованесов работал над ней несколько лет. Более того, было написано, насколько мне известно, четыре варианта этой картины.

   Мой отец вспоминал, что Аким Карпович был замечательным семьянином. Он очень любил свою супругу Сусанну Арсентьевну. И их чувства были взаимны. Вскоре после смерти Ованесова не стало и Сусанны Арсентьевны.

   Есть еще одна, на мой взгляд, очень трогательная деталь в воспоминаниях Минаса Георгиевича Багдыкова, которая характеризует чувства Сусанны Арсентьевны к Акиму Карповичу.

   Предчувствуя свой уход, она попросила, чтобы после кончины на ее тело вылили остатки ее любимых французских духов. Ведь духами этой фирмы она пользовалась в день свадьбы с Акимом Карповичем! Чем не сюжет для любовного романа?

   А еще Аким Карпович Ованесов был предан Ростову и Нахичевани, всем сердцем любил донской край.

   Минас Георгиевич Багдыков в книге «Нахичеванские портреты» пишет: «Будучи в Ереване, я встречался с Сарьяном. Он сказал много добрых слов в адрес Акима Карповича, говорил о преданности художника донскому краю, Нахичевану и его людям. Оказывается, Акима Карповича неоднократно приглашали в Ереван, предлагали мастерскую, престижную работу, загранкомандировки, а он от всего отказывался и писал «Казачек Дона».

   Что можно сказать? Ованесов был по-настоящему влюблен в родной край.

   Я же уверен, что картины Акима Карповича будут еще долгие годы радовать ростовчан, пробуждая в них интерес к своему прошлому, к истории донского края.

Георгий БАГДЫКОВ.