«ГОРЯЧКА» на Дону

«ГОРЯЧКА» на Дону

13.04.2022 Автор Оксана Мордовина 328

бытовое

газета «Молот» 1926 год

Берег Дона, засыпанный жужелицей и угольной пылью. Ниже, в нескольких саженях от берега реки, из широкой бетонной трубы машинного отделения электростанции* широкой стремительной струей льет теплая, а иногда и горячая вода. Это привлекает сюда народ, чтобы обмыться и искупаться, кому не лень.

Тихим ранним утром, когда город только начинает просыпаться, на «горячке» уже плещутся беспризорные. Продрогшие за ночь, они греются до восхода солнца в горячей воде.

Когда по городу и окраинам начинают перекликаться первые гудки, к «горячке» подходят рабочие и грузчики, идущие на работу. Пока есть время они купаются, освежаются и меняют белье.

Солнце встает. Беспризорные дают место рабочим и грузчикам ближе к трубе (опасаясь связываться: еще в зубы дадут).

С горки к горячей воде спускаются несколько приезжих на заработки в лаптях, домотканных портках и рубахах. Не разбирая места, где бы удобнее было вылезать, и одеваться, торопливо распутывают они лапти, снимают портки, рубахи и ,прежде чем окунуться и помыть белье, внимательно осматривают последние. Нет ли в нем вшей?

— Эй, ты, обормот!.. Куда вшей бросаешь?!…кричит грузчик приезжему. -Привез добра, так носи его сам. Не раскидывай.

— Дяденька, да они вшей и бить-то не могут,- оскалабясь, говорит беспризорный.-Дай- кось я тебя поучу,-обращается он к приезжему.

— Ишь, специалист по вшивому делу нашелся, смеясь, говорит грузчик.

Сконфуженный приезжий торопливо, не закончив операции со вшами, топит все белье в горячей воде.

— Дяденька, обращается к грузчику беспризорный, — бить вшей это наше первое удовольствие. Промеж ног тей ее тварь, а она тресь-тресь. И нет ее. Вот и ты бы так, — обращается беспризорный к приезжему, — а то бросаешь в воду живьем, только заразу разносишь.

— Да кабы они старые были. А то-молодые, — отшучивается приезжий.

Из-под трубы купающиеся идут к реке охолаживаться. Некоторые , сидя около сушащегося барахла, покуривают в ожидании просушки стиранного белья и разговаривают.

— Вот, говорят, что у зверинце подох каркадила. А вот ежели-б здеся на горячке, да выкупали, был бы жив,- убежденно говорит один.

— Эк, язви тя, портки стирал и забыл, что там мои документы,- охает приезжий, вытаскивая из мокрых карманов раскисшие бумажки и разворачивая их на камнях для просушки.

— Ишь ты, вша проклятая! И в документах завелась! Вот животное…

Кругом смеются..

Солнце начинает садиться. Но горячку прибывают с работ грузчики, угольщики. У трубы делается тесно, образуется очередь со всеми присущими ей атрибутами- спорами, руганкой и прочим.

— А ну-ка вылази, чертенок! Ишь- тоже моется. Работал что- ли?-обращается к подростку рабочий. За вами, чертями, негде помыться. Марш в холодную!

— Поди, целый день здеси пропадаете,- бурчит грузчик.

По берегу, на бугорках, подставив спину солнцу, стоят проблукавшие по городу в поисках за заработком беспризорные и биксы, набирающиеся сил для очередных ночных похождений.

С закатом солнца горячка пустеет. Посетителей делается меньше, а под конец- ни души. Тогда в тишине лишь слышно неумолкаемое журчание льющейся из бетонной пасти воды..

Автор: Грузчик

ipp

*здание электростанции в Ростове: 15 января 1899 г. городская управа заключила новый договор с Бельгийским акционерным обществом Ростовского-на-Дону трамвая о строительстве в городе сети электрических железных дорог. В связи с этим в 1901г. на выделенном согласно договору месте в г. Нахичевани-на-Дону (Береговая улица на пересечении с Державинским переулком) было отведено кирпичное здание под электрическую станцию Ростовского-на-Дону трамвая. В короткий срок станция была смонтирована и включена в работу на постоянном токе напряжением 500 вольт. Основное оборудование ее состояло из трех горизонтальных паровых машин типа «Тандем» по 375 киловатт и одной паровой машины «Компаунд» 900 киловатт.

В 1907 г. в газете «Русское слово» было помещено объявление о намерении «правительственных органов» построить новую электрическую станцию на берегу реки Дон и о конкурсе на лучший проект.

Наиболее выгодным оказался проект, представленный инженером Н.В.Смирновым. 23 декабря 1908г. с инженером Н.В.Смирновым был заключен договор на устройство электрической станции. По договору он должен был провести установку уже 168 уличных дуговых фонарей группами по 8 штук, из них 48 фонарей установить бесплатно.

Как свидетельствуют архивные документы, к 1 октября 1909 г. была введена в эксплуатацию электрическая станция Н.В. Смирнова и пущена первая очередь уличного освещения, а также дан ток крупным предприятиям. Электрическая станция Н.В. Смирнова располагалась в здании, примыкавшем к зданию электростанции Ростовского-на-Дону трамвая, и была создана на базе демонтированного оборудования одной из столичных электростанций. В отличие от первых двух уже существующих, эта электростанция выдавала однофазный переменный ток напряжением 2000 вольт, а с 1912 г. была переведена на трехфазный ток того же напряжения.