О культурном досуге. НАРОДНЫЙ ДОМ в РОСТОВЕ
13.04.2022 608Культурно-просветительские учреждения клубного типа в дореволюционной России стали появляться во второй половине 80-х годов 19 века. Первые Народные дома в разных городах были созданы при поддержке правительства на средства городского самоуправления и пожертвования отдельных горожан.
Строительство народных домов начала 20 века велось в надежде ослабить революционную инициативу населения, занять народным образованием рабочую молодёжь и препятствовать повальному пьянству.
Предполагалось, что ростовский Народный дом -одна из лучших идей местной интеллигенции, будет символизировать 50-летие освобождения крестьян от крепостной зависимости. А заодно будет «как мощное орудие в борьбе с народным недугом, пьянством. Поскольку в следствии прекращения торговли спиртными напитками, у беднейших слоев населения образовался большой досуг..» (газета «Приазовский край») Досуг этот необходимо было заполнить разумными развлечениями.
В 1912 году городом был выделен на углу Лермонтовской и Николаевского переулка (сейчас Лермонтовская/Семашко) участок земли в 2 тысячи квадр. саженей. А к 1913 году был организован сбор пожертвований на постройку Народного дома. Казначеем общества по сбору назначен был известный ростовский коммерсант Ф.С. Генч-Оглуев. В состав правления строительной и ревизионной комиссии входили видные деятели города: Максимов, Дунин, Панченко, Парамонов, Крамер, Зеелер, Скуба, Яблоков и пр.
Число пожертвований быстро росло — как от частных лиц, так и от различных обществ и учреждений. Известные ростовские дельцы Петр и Николай Парамоновы лично пожертвовали немалую сумму на постройку Народного дома. Вскоре была набрана сумма, превысившая 100 000 рублей.
Петербургское общество архитекторов тем временем по просьбе правления ростовского Народного дома объявило всероссийский конкурс. В борьбе за лучший проект приняли участие 13 известных архитекторов. Комиссией из питерских архитекторов во главе с Л.Н. Бенуа был удостоен первой премии проект архитектора Н.В.Васильева из Петербурга. «Глубокие аркады над книгохранилищем и аркады с бокового двора придают зданию живописный вид, а в жаркое летнее время дают много тени.. Фасады интересны..» (журн.»Зодчий»)
По проекту в трехэтажном ростовском Народном доме предполагалось устройство четырех аудиторий на 80 человек, с возможностью преобразовать их в одно помещение, театр, столовую на 300 человек, музей наглядных пособий, библиотеку-читальню, лабораторию с метеостанцией, служебные помещения, а также жилые комнаты для администратора.
Учитывая громадность здания и общественность его характера, Народному дому требовалась прочность и солидный внешний вид. Поскольку изначальный проект Васильева вызывал у гласных думы отрицательное отношение: «На фасаде здания предполагается устроить какие-то минареты…».. «Здание с внешней стороны будет безобразно!»..(газета «Приазовский край») , неоднократно обсуждался вопрос о переработке фасада и увеличении прощади аудиторий. Но многие ростовские инженеры и архитекторы находили проект Народного дома весьма интересным.
Ростовские купцы и общественные деятели жертвовали не только деньги на постройку дома, а также различные красильные материалы, кирпичи, столбы, доски, рабочую силу.
Закладка и освящение здания было состоялось летом 1914 года. Провозгласили «Ура» Государю Императору, покрытое звуками народного гимна.
В фундамент здания была заложена бронзовая плита: «В лето от рождества Христова 1914, июня 8 дня, в царствование государя Императора Николая 2-го, при министре финансов Н.Л. Барке, градоначальнике генерал-майоре И.Н. Зворыкине, городском голове Е.Н. Хмельницком, председателе Народного дома А.В. Скуба и строителе Л.Ф. Эберге, заложено сие здание Народного Дома в память 50-летия освобождения крестьян, на участке, отведенном безвозмездно городским управлением г. Ростова-на-Дону, по проекту архитектора Н.В. Васильева».
Торжественные речи и телеграммы в честь закладки Народного дома публиковались в газетах:
«Триста лет тяжелым кошмаром лежало на русском народе крепостное рабство.. Конечно, теперь можно смотреть на крепостное право, как на факт исторический, но ведь кроме этого есть еще беспокойная волнующая совесть.. Миллионы крепостных рабов, покоящихся в могилах , могли бы обратиться к нам словами поэта:
Братья, вы наши плоды пожинаете,
Нам же в земле истлевать суждено;
Все ли нас бедных добром поминаете
Или забыли давно?
Нет, оказывается, не забыли. Есть чуткие ,отзывчивые души, которые идут на служение народу, которые несут свою лепту в погашение огромного исторического долга.
Настоящий Народный дом является такой маленькой лептою ростовской интеллигенции, и я позволю себе только пожелать скорейшего наступления того времени, когда народ будет в этом доме не только гостем, но активным и полноправным хозяином.» (Саликовский А.Ф.,заведующий редакцией газеты «Приазовский край»)
«С праздником, дорогой брат просветитель! Привет тебе в твоем великом стремлении воздвигнуть приют-источнику жизни, науки, знанию, свету и от крепостничества, невежества и темноты народ освободить. Только шире делай двери. За наукой, светом мы придем толпой» (от профессионального общества служащих магазинов)
В 1915 году , спустя три года существования общества Народного дома, на отведенном участке были выстроены корпуса будущей библиотеки, лаборатории и аудиторий, вырыт также котлован и заложен фундамент для здания народного театра. Но не хватало средств… Ездившие в Петроград члены правления привезли обещание министра финансов ассигновать обществу 20 тысяч.. Но этого в любом случае не могло хватить на то чтобы достроить здание.. Снова был объявлен сбор средств…
В те годы шла Первая мировая война , один из роковых вооруженных конфликтов в человеческой истории, в которую была вовлечена и наша страна. Доно-кубанский комитет земского союза, которому нужны были новые лазареты на несколько тысяч коек, предложил достроить здание Народного дома за счет аренды и использовать все помещения под лазареты. В итоге здание было таки возведено и до 1917 года здание использовалось как лазарет.
После революции, в 1927 году постройку передали табачной фабрике под дом культуры. Во время ВОВ здание было основательно повреждено, остались лишь стены.
После войны его восстановили и там расположился рабочий клуб им. Микояна (скорее всего от той же табачки).
Позже бывший Народный дом передали Северо Кавказскому Военному Округу. Военным здание принадлежит и сейчас.
Оксана Мордовина
в виде иллюстрации картина Богданов-Бельский Н.П. «Воскресные чтения в сельской школе» 1895