«Береженая посуда два века стоит» Семейные ценности и великановская посуда
14.10.2025 569Народная мудрость гласит: «Береженая посуда два века стоит». Эта поговорка как нельзя лучше отражает ценность качественных вещей, передававшихся из поколения в поколение.
Но в дореволюционной России посуда была не просто утилитарным предметом — она являлась показателем статуса, вкуса и благосостояния семьи. Фарфоровые сервизы, хрустальные графины и мельхиоровые приборы были настоящей роскошью, вложение в которую окупалось годами, а то и веками.

Яркой иллюстрацией этому служат воспоминания писательницы Веры Пановой, в которых посуда становится немым свидетелем семейной драмы и смены эпох. В своей книге «О моей жизни, книгах и читателях» Панова с теплотой описывает семейные обеды:
«Моя няня Марья Алексеевна, повязанная белым платочком, вносит из кухни большой супник и ставит перед мамой, и мама разливает большой ложкой суп и каждому передает тарелку. Первая тарелка наливается для папы, последняя — для меня. Скатерть на столе зеленая, и посуда с широкой зеленой каймой, она куплена в магазине Великанова, это лучший посудный магазин в Ростове-на-Дону, как лучшим мебельным магазином был магазин моего прадедушки Грибанова. Мой папа Федор Иванович должен был жениться на одной из дочерей Великанова и таким образом соединить две цветущие купеческие семьи, два капитала, два преуспевания. На это рассчитывала его семья, уже успевшая промогать почти все грибановское наследство, заключавшееся в магазине, доходных домах и брильянтах бабушки Александры Ильиничны. Но отец обманул надежды своей матери и сестер, он женился не на богачке Великановой, а на дочери бедной учительницы музыки, квартировавшей в одном из наследственных доходных домов…»
Этот, казалось бы, простой бытовой эпизод раскрывает целый пласт личной истории и истории города. Посуда с широкой зеленой каймой — не просто столовый сервиз, это символ прочности уклада и определенного социального статуса.

И действительно, торговый дом «С.И. Великанов» был настоящей ростовской корпорацией, предлагавший горожанам широчайший ассортимент: от «… предметов роскоши из фарфора, майолики, терракота, хрусталя, мельхиора и бронзы; столовых, чайных и кофейных сервизов» до всевозможной хозяйственной утвари.

Однако за красивой посудой иногда скрывались не менее драматичные семейные истории. Панова приоткрывает завесу тайны над судьбой своего отца: «Мой папа Федор Иванович должен был жениться на одной из дочерей Великанова и таким образом соединить две цветущие купеческие семьи, два капитала, два преуспевания.. Но отец обманул надежды своей матери и сестер, он женился на дочери бедной учительницы музыки...»
Так посуда Великанова из символа предполагаемого делового союза превратилась в молчаливого свидетеля торжества любви над расчетом. Ирония судьбы заключалась в том, что, несмотря на провал супружеских планов, сервиз с зеленой каймой из того самого магазина все равно стоял на их столе, напоминая о переплетении судеб.

А начиналось все с предпринимательской хватки купца Семена Ивановича Великанова. Судя по отметке «1840 год – основание торгового дома», он, скорее всего, продолжил и успешно развил дело своего отца. Его магазины предлагали поистине гигантский ассортимент:

«оптовая и розничная продажа: фарфора, фаянса, хрусталя, бронзы (люстры, канделябры, подсвечники, бра, письменные чернильные приборы, статуэтки и др. предметы), изделий из накладного серебра (столовые приборы, самовары, вазы, жардиньеры и др. вещи), ламп (висячих, столовых, стенных, половых и принадлежностей к ним), электрических экономических ламп, посуды (из меди, чистого никеля, мельхиора, алюминия, эмалированной, деревянной), клеенки (скатерти, дорожки обыкновенных и новейших рисунков), фонарей (керосиновых, керосино- и спирто-калильных), кухонь (керосиновых и спиртовых), печей для отопления комнат (керосиновых и спиртовых)»


Великанов не производил товары сам, но был гениальным коммерсантом, заказывая лучшие образцы и ставя на них свой товарный знак. Знак этот теперь можно встретить во многих антикварных магазинах города.







Прибыль он вкладывал не только в бизнес, но и в развитие родного города, активно участвуя в общественной жизни и благотворительности: избирался гласным Ростовской-на-Дону городской думы, баллотировался на должность «товарища директора» городского Общественного банка, работал в комиссии по наблюдению за хозяйством городской больницы, был попечителем новопоселенского кладбища, состоял в попечительстве детских приютов.
Его дочь, Пелагея Семеновна, продолжила эту традицию, годы занимаясь попечительством учебных заведений.


Сегодня здания, некогда принадлежавшие Великанову, сменили владельцев, но все так же служат людям, правда, в другом качестве. А поговорка «Береженая посуда два века стоит» обретает новый смысл- она говорит не только о долговечности фарфора, но и о ценности человеческой памяти, которая, как и добротный сервиз, способна сохранить историю семьи, любви и целого города на долгие-долгие годы.
Оксана Мордовина
на обложке картина Худ. Влад.Первунинский




