ВЛЮБЛЕННЫЕ В ИСКУССТВО
21.11.2022
433
«Цель – содействовать развитию вкуса и понятия об изобразительных искусствах; равно оказание поддержки и поощрения художникам и ремесленникам средствами, уставом предусмотренными» ( из первого параграфа Устава Общества изящных искусств»)
В начале 20 века представителями местной интеллигенции было создано объединение художников, коллекционеров и прочих любителей культуры, называющееся «Ростово-Нахичеванское Общество изящных искусств». Расположилось Общество со временем в Думском проезде (сейчас ул. Семашко), в здании библиотеки, примыкающей к Городскому саду с восточной стороны (сохранившееся здание за городской думой).
Читая воспоминания современников, можно сделать вывод , что сообщество того времени не сильно интересовалось произведениями искусства. Хотя было немало донских художников и знатоков живописи как в Ростове и в Нахичевани, так и в Новочеркасске. Создание Общества изящных искусств дало возможность обрести надежду на развитие культуры в этом направлении.
Вот как описывал в те годы историк и журналист Евграф Савельев выставку донских художников в Новочеркасске:
«На выставке довольно пусто в смысле публики. Невысокая плата за вход, удачное расположение картин в перегороженном зале народной читальни, редкость в Новочеркасске подобного зрелища, все это сулило успех. Но выставка все же пустынна. А сходить право стоить, хотя бы для того, чтобы иметь представление о том, на какой высоте стоит у нас на Дону живопись. Чувство прекрасного живет у каждого в душе и вовсе не требуется специальных, как многие думают, познаний, чтобы понять и оценить достоинства полотна. Созерцание собрания творений различных художников вливает в душу струю новых впечатлений и идей, так как каждая, даже плохая картина, носит в себе частичку своего творца, дает толчок работающей мысли и облагораживает ум. Нас трудно раскачать, потому что по дедовской привычке мы равнодушны ко всему не относящемуся прямо к практическим теориям..»
Целью создания «Ростово- Нахичеванского Общества изящных искусств» и было как раз таки приобщение населения к художественной культуре. И не только. Общество сочетало в себе выставочную и просветительскую деятельность, объединяя не только любителей живописи, но и музыки. Устраивались помимо выставок концерты, к которым привлекались местные музыканты.
Среди учредителей Общества изящных искусств были не только известные художники, но и коллекционеры произведений искусства, меценаты. Например, среди учредителей Общества были известные меценаты того времени: банковский работник П.И. Крамер и присяжный поверенный В.Ф. Зеелер. Председателем правления Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств был избран юрист В.М. Томашевский. Ростовские купцы Асмолов и Парамоновы со своей стороны финансировали деятельность общества.
«Возвратился в Ростов Крамер, имевший переговоры в Петербурге и Москве с художниками относительно предстоящей весенней выставки общества изящных искусств. Переговоры велись с группою входящей в «союз русских художников», завоевавших симпатии публики столиц.
Обещаны картины Бычкова, Жуковского, Туржанского, Аладжалова, Степанова, Васнецова и др. Художники обусловили свое участие на ростовской выставке предоставлением им отдельного помещения, в котором будут собраны картины участников «Союза».
К 25 марта картины будут отправлены в Ростов, после петербургской выставки. Обещано не меньше 100 полотен. Выставка обещает быть особенно интересной. В выставке примут участие также местные художники и лучшие ученики художественных классов общества..» (газета «Приазовский край» 1914г.)
«ОТКРЫВАЕТСЯ четвертая весенняя ВЫСТАВКА КАРТИН! Вернисаж- 7 апреля сего года в 12 часов дня. Плата за вход на вернисаж 1 рубль»
Общество не только устраивало регулярные художественные выставки, но и организовывало учебу для желающих посвятить себя изобразительному искусству на дневных, вечерних и воскресных курсах. Число учеников в рисовальных классах достигло к 1913 году 104 человек. Совет общества получил разрешение на открытие художественного училища с учебным курсом 4 класс. средне-учебных заведений.
«В залах художественных классов в настоящее время помещается очередная выставка картин кружка донских художников. На выставке до 100 картин, принадлежащих двадцати художникам. К лучшим полотнам относятся произведения художника В.Ф.Абашина. Его «Зимнее утро в горном лесничестве», «На разливе»,»В Крыму» и около десятка маленьких этюдов, безусловно хороши. Но еще лучше художнику удались «Сирень» и «Орехи на столе», которые отличались тщательностью отделки..»
Оставили добрую память своим участием в выставках донские даровитые живописцы А.А. Балабин, И.Ф. Попов, А.Г. Пемов, К.С. Семерников:
«Косарь» Балабина весьма типичен, но лучшая из его картин «Полдень»-коровы у реки: здесь освещение, перспектива и вода исполнены прекрасно..
Художник Пемов выставил около пятнадцати картин. Прекрасно передана перспектива в «Весне», разлив реки, и хороши картины «Близ Пицунды» и «Вечер»..
Семерников выставил около десятка пейзажей. Между ними заслуживают наибольшего внимания «Вид на Эльбрус», «Весенний день», «В начале октября» и «Лесок у Подкумка». В последней картине прекрасное освещение..
Многие имена художников, как и их работы, к сожалению, со временем стали забываться. Но они живут на страницах иллюстрированного приложения к газете «Приазовский край». Это, как правило, произведения местных художников , работающих в традициях реалистического искусства. Многие из них получили хорошее профессиональное образование в центре России. Хотя среди мастеров были и самоучки. Не менее одаренные . Выделялась также группа молодых армянских художников. Они сочетали реалистические традиции русского искусства с национальной армянской живописью.
«Прошлогодний успех выставки, на которой было продано более чем на четыре тысячи рублей картин, заставил откликнуться в настоящем году многих столичных известных художников и поэтому выставка обещает быть разнообразной! ( газета «Приазовский край», 1913г.)
В экспозициях Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств принимали участие не только художники из Новочеркасска, Таганрога, донских армянских сел, но и из Воронежа, Одессы, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и многих других городов. Посетители имели возможность увидеть полотна известных выдающихся художников. На выставках были представлены картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Левитана, К.А. Коровина, А.Е. Архипова, Б.М. Кустодиева, А.М. Васнецова, В.Д. Поленова, С.Т. Коненкова и других.
«К предстоящей весенней выставке картин, устраиваемой местным обществои изящных искусств, получены уже картины 38 художников, между которыми есть крупные имена, как Клодт, Кузнецов, Колесников, Жуковский, Архипов. Таким образом, выставка будет иметь особенный интерес..» (газета «Приазовский край» , 1914г.)
В 1913 году количество членов Общества достигло 52 человека. Общество жило на плату за право учения, поступлениями от входной платы на выставку картин, процентными отчислениями проданных картин и субсидиями Академии художества и города.
Организованны были в те годы и не раз упоминаются в старых газетах так называемые «понедельники». Предположу, что созданы были они по примеру «Мюссаровских понедельников» — общества, возникшего в 1881 г. в Петербурге для вспомоществования семействам художников. Ростовские «понедельники», как и столичные, собирали и интересовали местную публику.
Миссия художественного образования продолжалась и развивалась, прививая горожанам вкус к изящному.
В «Ростово-Нахичеванское общество изящных искусств» входили известные художники того времени: А.С. Чиненов, С.М. Агаджанян, А.И. Мухин, А.Г. Черчопов, И.С. Богатырев, Я.М. Павлов, П.И. Черкасов, Ф.С. Гончаров, Д.С. Федоров, И.А. Гринман, А.А. Арцатбанян. С Ростово-Нахичеванским обществом изящных искусств активно сотрудничали М.С. Сарьян, А.К. Ованесов и другие даровитые художники.
Оксана Мордовина
иллюстрацией служит картина Абашин В.Ф. «Вид на храм»