КАК РОДНИЛИСЬ НА ДОНУ РУССКИЕ И АРМЯНЕ

КАК РОДНИЛИСЬ НА ДОНУ РУССКИЕ И АРМЯНЕ

19.11.2022 Автор Георгий Багдыков 297

    Как известно, крымские армяне поселились на Дону по указу Екатерины II в 1779 году. Переселение из Крыма было очень тяжелым, немало армян погибло во время него. Но Екатерина II в своем указе дала армянам большие льготы. Например, донских армян не брали в армию, с них не взимали налоги, они были свободными гражданами в крепостной России. Нахичевани были подарены огромные территории вокруг города. Естественно, что донские армяне были за это благодарны и преданно служили.

    На новой родине армян гостеприимно встретили донские казаки. Екатерина Великая все верно рассчитала. Вера у армян и казаков общая, враги тоже. Южные земли Российской империи (или Новороссии, как тогда называли эти места) были еще необжитыми и малонаселенными. Армяне же торговлей и ремеслами способствовали активному развитию этого региона.

   Донские армяне были всегда благодарны за те льготы, которые им были дарованы императрицей Екатериной Великой. Да и все последующие цари подтверждали эти привилегии донских армян.

   Поэтому они не могли оставаться безучастными, когда на Россию напало войско Наполеона. Под руководством магистрата Нахичевани в городе и армянских селах были мобилизованы добровольцы, армяне собирали гуманитарную помощь для русской армии. По данным академика В.Б. Бархударяна, создание отдельных отрядов ополчения таганрогский градоначальник поручил знающему военное дело майору Мкртичу Ованесовичу Абрамову. (В.Б. Бархударян. История Армянской Колонии Новая Нахичевань. Ереван. Айастан. 1996. Стр. 288)

    В тяжелые сентябрьские дни 1812 года, когда армия Наполеона вошла в Москву, магистрат Нахичевани специальным указом предупредил население и потребовал свадьбы и различные увеселения проводить без музыки. Того, кто осмеливался нарушить приказ магистрата и заказывал музыку, штрафовали на десять рублей, а музыкантов наказывали. Магистрат принял также решение, которым временно запрещались не только увеселения, но и попытки одеваться с шиком и носить золотые украшения. Был назначен специальный человек, который обязан был следить за нарушителями этого решения и представлять их к наказанию. Этот человек назначался магистратом и был вправе конфисковать украшения женщин и девушек в том случае, если они уже раз были оштрафованы.

    После окончания войны городской голова Нахичевани Вардерес Халаджов был в числе приглашенных в Санкт-Петербург на торжества по поводу победы.

    Донские армяне проявляли свой патриотизм множество раз, видя в России свою родину и преданно служа ей. (В.Б. Бархударян. История Армянской Колонии Новая Нахичевань. Ереван. Айастан. 1996. Стр. 289)

   Читая эти исторические документы, мы видим, что донские армяне добровольно шли в ополчение, чтобы воевать вместе с казаками и русской армией. Конечно, казаки высоко ценили такую преданность армян.

   Очень быстро (по историческим меркам, конечно) стали родниться армянский, русский, украинский народы и казаки на донской земле. И если вначале казаки испытывали некоторое недоверие к пришлому народу из Крыма, то потом стали относиться как к родным. В разговоре между собой казаки донских армян нередко называли «нашими армянами».

   На мой взгляд, очень интересно и образно описывает, как роднились армяне и казаки между собой, нахичеванский поэт, драматург, педагог и музыкант Федор Сергеевич Готьян в романе «Антон Горбонос»:

   «Живя в постоянном соседстве с украинцами и казаками, армяне много заимствовали у них, но и сами тоже передавали им свое, издалека завезенное. Нити сплетались… Старуха-армянка рвала на себе волосы, проклиная сына за женитьбу на русской, пьяный казак волочил по сараю было сворованную «черномазым» дочь… Корни уходили вглубь, все больше и больше завязывался узелок…»

   Неоценимую помощь армянским беженцам оказали донские казаки в 1915 году. Спасаясь от геноцида во время Первой мировой войны, тысячи армян бежали в Россию, в том числе и в Нахичевань-на-Дону.

   Сбор средств в пользу армянских беженцев проходил по всей области Войска Донского. В. Сидоров в «Энциклопедии старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» приводит текст воззвания того времени: «Наступили кошмарные дни для армян… Разбойные турецкие орды не признают никаких божеских и человеческих законов. Они грабят, насилуют, убивают беззащитных армян. Стариков и женщин без всякой жалости истребляют. И вот турецкие армяне обращают свой взор на Белого царя и русский народ, с надеждой ждут спасения от злого турецкого насилия». (Владимир Сидоров. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Донская государственная публичная библиотека Ростова-на-Дону. 1994. Стр. 68)

   Донские казаки помогали армянам, чем могли. И эту помощь в Армении помнят до сих пор. В Ереване установлен монумент казакам, в том числе и донским, которые отдали свои жизни, защищая армян.

   Приведенные мною исторические факты лишний раз свидетельствуют о том, какую важную роль в судьбе армян играли Россия и донские казаки.

Георгий БАГДЫКОВ.