В ГОСТЯХ У СТАРООБРЯДЦЕВ

В ГОСТЯХ У СТАРООБРЯДЦЕВ

29.12.2021 Автор Георгий Багдыков 516

Не так давно мы с друзьями решили побывать в гостях у староверов (старообрядцев). Тем более что при Покровском старообрядческом храме на Ульяновской, 39 в нашем городе открылся Музей культуры и истории донского старообрядчества. Этот музей находится в доме притча.

Кто же такие староверы? Напомню, что староверами или старообрядцами называют в России тех верующих, которые не признали церковные реформы, осуществленные Патриархом Никоном во времена царствования Алексея Михайловича. В конце семнадцатого века реформа богослужения была одобрена рядом соборов Русской православной церкви. Но эти реформы вызвал и раскол церкви и среди верующих.

А дальше было все печально. На староверов начались гонения. Противники реформы были преданы анафеме как еретики. Погибли десятки тысяч людей. Староверов ссылали, казнили. Другими словами, творились самые настоящие средневековые страсти.

Почему-то многие считают, что в отличие от Католической церкви, еретиков у нас на костер не посылали. К сожалению, посылали. Немало старообрядцев заживо сожгли в срубах, на кострах. Жестоко был также подавлен бунт в Соловецком монастыре царскими стрельцами.

Одним из ярких лидеров, как бы сейчас сказали, старообрядцев был протопоп Аввакум. Он был тоже жестоко казнен- его после ссылок и разных испытаний сожгли.

Сегодня современному человеку сложно понять, как можно было ради церковных реформ поубивать так много людей. Многие наверняка подумают, что не так уж важно, как креститься – двумя перстами или тремя. Но для старообрядцев это было жизненно важно. Не будем забывать, что люди тогда были глубоко верующими и в основной своей массе не очень образованными.

А зачем вообще нужна была эта церковная реформа Никону и царю Алексею Михайловичу? До сих пор историки дают разные ответы на этот вопрос. Говорят, что это было связано с европеизацией страны. Некоторые считают, что Москва захотела стать третьим Римом и поэтому решила унифицировать церковную службу, сделав ее похожей на греческий обряд. Кстати, именно так считают ростовские старообрядцы, с которыми мне довелось общаться. Дело в том, что в 1453 года пала Византийская империя. И русский царь считал себя наследником этой империи. Лично я думаю тоже, что в реформе были определенные политические цели.

Но как бы там ни было, реформа произошла, старообрядцы подверглись гонениям. При Екатерине Великой наступили послабления. Старообрядцев перестали называть раскольниками, как раньше, перестали яростно преследовать. Надо сказать, что Екатерина выступала за свободу вероисповедания в империи. Но старообрядцы жили замкнуто, расселялись на окраинах империи. Появились и разные течения в старообрядчестве. Например, беспоповцы. Они считали, что настоящие священники все уничтожены и поэтому следует самим молиться Богу, не прибегая к помощи духовенства. И славить Всевышнего следует по правильным обрядам и молитвам.

Кстати, как нам рассказали в Музее культуры и истории донского старообрядчества, знаменитая отшельница Агафья Лыкова была из старообрядцев-беспоповцев. Но сейчас к ней иногда прилетает священник из Русской православной старообрядческой церкви.

О Музее старообрядчества на Дону и о ростовской старообрядческой церкви хочется рассказать чуть подробнее.

газета «Приазовский край», 1913г.

Старообрядческий Покровский собор является кафедральным собором Донской и Кавказской епархии Русской православной старообрядческой церкви. Расположен он на улице Ульяновской. Раньше эта улица называлась Канкринской. Построена церковь была по проекту архитектора В.А. Покровского. Строительство велось на деньги известного ростовского купца-старовера Панина.

Панин Н.А.

Кстати, среди успешных ростовских купцов было немало староверов. Например, Елпидифор Парамонов, предприниматели Иван Панченко, Петр Максимов.

Вот так в начале двадцатого века в Ростове на деньги, как тогда говорили, «гвоздильного короля» Николая Алексеевича Панина появился старообрядческий храм.

Говорят, что успеху купцов-старообрядцев способствовало то, что в отличие от других предпринимателей они не пили, не играли в азартные игры. Религиозные правила предписывали им много работать, дорожить семьей и семейными ценностями.

газета «Приазовский край», 1914г.

Служитель Музея культуры и истории донского старообрядчества Иван рассказал нам много интересного об истории храма и о старообрядцах. Это первый подобный музей в нашей области. Какая-то особая аура царит здесь, как и в самом храме, в котором нам довелось побывать. Словно время замерло, и мы на машине времени перенеслись в далекое прошлое…

Конечно, можно по-разному относиться к старообрядцам, но то, что это порядочные, трудолюбивые люди, которые стараются жить согласно Писанию, в этом можно не сомневаться.

Я не настолько воцерковленный человек, чтобы вступать в споры, которые касаются веры и вопросов религии. Думаю, это и не нужно. Важно то, что старообрядцы хранят древние традиции русского народа. А это поистине бесценно.

Георгий БАГДЫКОВ.