ФАНАТЫ ДВУХ КОЛЕС. ЦИКЛОДРОМ АСМОЛОВА

ФАНАТЫ ДВУХ КОЛЕС. ЦИКЛОДРОМ АСМОЛОВА

29.12.2021 Автор Оксана Мордовина 618

Первые велосипеды в Российской империи появились в середине XIX века. Оригинальный вид спорта прижился не сразу. Долгое время увидев на улице велосипед, лошадь, запряжённая в телегу, могла встать на дыбы или понести. Возникли ограничения на свободное передвижение, которые поспособствовали тому, что любители велосипедов начали строить специальные стадионы — циклодромы.

Первая в России велогонка была проведена 24 июля 1883 года в Москве на Ходынском ипподроме. После этого увеличилось количество велосипедистов и специальных обществ в других городах. Но запрет на передвижение велосипедов по улицам никто не отменил.

В конце XIX-начале XX века велосипед свободно можно было купить и у нас в Ростове.

К примеру, газеты 1901 года вовсю рекламировали «Первую партию ВЕЛОСИПЕДОВ сезона 1901 года» у господина С. Кипмана, торгующего ими от представительства «Товарищества Ж.Блок» на Большой Садовой, против «Гранд-Отеля».

Компания «Жан (Жюль) Блок» была основана в 1863 году. Поставляя в Российскую Империю различные новинки техники, компания в 1879 году впервые ввезла к нам в страну велосипеды. В Ростове представительство товарищества располагалось в доме Шушпанова. Велосипеды «Свифт», «Блок-Пионер», «Ройаль-Блок» , наряду с пишущими и швейными машинками, кассами, насосами, копировальными прессами и прочим наряду с каталогом этой всякой всячины можно было приобрести в обозначенном магазине нашего города.

Нельзя сказать, что велосипед был совершенной роскошью, но приобрести его могли позволить себе далеко не все. Хотя, «на дутых шинах, мало- езженный» велосипед можно было запросто по объявлениям в ростовских газетах купить и подержанным у частных владельцев этого транспорта.

Регулярные встречи велосипедистов-любителей проходили в нашем городе на ипподроме Ростово-Нахичеванского бегового общества. Но уже к 1895 году появилось еще одно место для проведения велогонок. На участке земли , принадлежащего Асмолову, известному ростовскому табачнику, «против сада «Палермо» был устроен циклодром.

Тот самый Василий Иванович Асмолов , основатель ростовской табачной фирмы, стоявшей в ряду самых больших в России, который по рассказам имел 3 тысячи рублей первоначального капитала. Поскольку продукция ростовских табачников не очень нравилась ему, он решил выпускать свой табак — асмоловский и открыл табачную мастерскую «для себя».

Циклодром, который располагался примерно в квадрате нынешних улиц Садовая- Нахичеванский- Суворова- Крепостной, Асмолов решил строить соответствующий европейскому уровню. Чтобы можно было в теплое время года проводить российские и международные соревнования. И действительно, велосипедные гонки на асмоловском циклодроме проводились регулярно и не только между ростовскими любителями. В них принимали участие и иногородние гастролеры, о чем можно прочитать в газетной хронике тех лет:

«.. 23 мая на циклодроме В.И.Асмолова состоялись очередные гонки, устраиваемые обществом велосипедистов- туристов, при участии одесского стаера Петрова, лучшего русского гонщика Холодова, симферопольского спринтера Разсадкина, германского ездока Коффа и лучших гонщиков города Ростова.. Благодаря праздничному дню и прекрасной погоде к началу гонок на циклодроме собралось довольно много публики.. Во время гонок играл оркестр военной музыки. Велосипеды были украшены фейерверками, ракетами и бомбами. Сначала состоялись гонки для местных гонщиков в две серии на 2 версты.. Далее происходила большая «американская» интернациональная гонка на 2 версты ..

В заключение после антракта состоялся матч на 15 верст с лидерами между Холодовым и Коффом.. Холодов все время держал Коффа на колесо сзади и начал работать только на последнем полукруге, бросив своего противника позади…» — сообщалагазета «Приазовский край» 1901года

«В перерыве между заездами на циклодроме состоится большая французская борьба между всемирно-известным борцом Андерсоном и ростовским борцом Фадеем Михайловым, и русско-швейцарская между специалистом борьбы Плотниковым и вышеупомянутым Андерсоном! Начало гонок в 5ч., борьбы в 7,30 вечера»

«В заключение последних прощальных гонок этого года будет запущен большой воздушный шар с северным сиянием и сожжен большой бриллиантовый фейерверк, под названием «Прощай, Ростов»!»

Однако расцвет асмоловского циклодрома продолжался недолго.. Казалось бы, циклодром жил — устраивал соревнования, жёг фейерверки, покупал призы … Но то ли тот факт, что гласные Городской Думы приняли все же закон, разрешающий велопоездки по Ростову, то ли в силу других причин.. Уже в 1909 году на месте гордости велосипедного Ростова было заложено здание Коммерческого клуба.

Впрочем, в дальнейшем велосипеды в нашем городе вовсе не потеряли популярность. Тому пример снимок из того же «Приазовского края», но 1914 года, на котором изображены два туриста, совершающие путешествие на велосипедах между Ростовом и Харьковом. Чтобы облегчить поездку, туристы , отмечает газета, «удачно применили к велосипедам паруса».

Оксана Мордовина