РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО РОСТОВА

РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО РОСТОВА

04.02.2022 Автор Оксана Мордовина 413

Как развлекались ростовцы в конце ХIХ−начале ХХ века? В то время не было ни интернета, ни телевизора, да что там — даже радио в домах еще не было . А свободное время было, особенно у представителей знати и детей. У представителей малоимущего населения на досуг, конечно, не было его практически. Но ведь любому человеку хочется веселья, забав, хочется радоваться и удивляться чему-то. И, как оказалось, наши предки в Ростове вовсе не скучали!

Сто лет назад в нашем городе тоже «цивилизованно отдыхали». Новый век с его инновациями и техническим прогрессом принес новшества и в Ростов. Один за другим открывались театры, сады, кафешантаны , в которых постоянно проходили удивительные выступления.

Как мог провести свободный вечер житель нашего города в те годы?

Город принимал множество гастролей. В Ростов приезжал механический театр итальянца Тарвитт. На Садовой улице, рядом со зданием зимнего театра, возводился деревянный балаган, в котором проводились представления. Это были кукольные представления, изображавшие какие-то знаковые мировые события.

«Отдавая долг справедливости, сознаемся откровенно, что нам не приходилось видеть театра столь практично устроенного в механическом отношении!

В 1-м отделении представлены были терасса приморского города Неграпонта ( в Греции), стены которого омываются волнами Средиземного моря, так — что зрители видят искусственное ударение волн, с плавающими кораблями, пароходами с огнем, матросами, бегающими по мачтам..

Плавающие лебеди, допотопные животные, морские чудовища, взрыв турецкого броненосца и прочее… С таким усовершенствованным механизмом, что вкус даже самого изысканного механика, полагаем, может остаться весьма удовлетворительным…» ─ описывал свои впечатления один из журналистов ростовской газеты «Приазовский край».

«Взятие Плевны», «Сдача Османа-паши», «Въезд шаха Персидского» , «Русско-турецкая война» — все это можно было увидеть в театре Тарвитт. Декорации были написаны на холсте, освещали сцену чаще всего свечи. Каждую куклу снизу вел один человек.

В Ростов «из самого Парижа» привозили также такую диковинку как «фонограф Эдисона» ─ первый прибор для записи и воспроизведения звука. Многим тогда возможность воспроизведения звука каким-то прибором казалась настоящим волшебством. Демонстрировали фонограф в магазине Биркле, на Московской улице, с платой 1 рубль за сеанс. Запись демонстрировала голос самого изобретателя Эдисона.

Известный физик Деринг в нашем городе представлял свои «туманные картины» ─ изображения, которые получали при помощи проекционного или «волшебного» фонаря. «Волшебный» фонарь снабжался кислородной горелкой (а позднее ─ электрической лампой). Если использовалось два фонаря, при медленном закрывании одного объектива и открывании другого одна из картинок как бы скрывалась в тумане, из-за которого выступала другая. Таким образом получались «туманные картины».

«Программа (научно-популярное представление), состоящая из 150 картин, заключает в себе между прочим:

Знаменитая северная экспедиция Нансена (с движением, световыми эффектами, с показанием северного сияния, полуночного солнца и редких явлений природы)

Сцена на кладбище из оперы «Роберт дьявол» с явлениями и аккомп. Фис-гармонии..

А также.. Пещера чудес во владении русалок, грандиозная иллюминация Эйфелевой башни, путешествие на воздушном шаре в Париж, статуи, а также большой ряд картин и сцен для смеха».

Неоднократно в нашем городе давал свои представления широко известный в те годы в Российской империи цирк Сур.

«С участием каравана Ашантов, труппы Вильон будет показана комическая пантомима-дивертисмент и бенефис наездницы Марты Сур». Это были поистине грандиозные представления, в которых обычно участвовало большое количество артистов и дрессированных лошадей.

«Гиппологическое попурри из 10 дрессированных лошадей! 6 донских лошадей, дрессированных в течение 5 недель! Триумфальная езда на колеснице! Большое ШАРИВАРИ 15 клоунов! Конкуренция сальтоморталистов прыгунов с двойными сальтоморталями! Труппа японцев! Большое эксцентричное музыкальный дивертисмант нескольких артистов..

А также ФРАНЦУЗЫ В СЕРАЛЬ-ПАЖ В АЛЖИРЕ- большая оригинальная балет-пантомима при участии более 100 персон!»

Цирковые артисты часто посещали наш город. В 1901 году в Ростове с цирком Злобина, столь же популярный как цирк Сур. В нашем городе цирк предлагал ростовцам большие представления с пантомимами, балетом, акробатической труппой, музыкальными клоунами и китайскими гимнастами!

Бывал у нас и великолепный цирк Труцци, славившийся своими пантомимами на исторические темы.

«19 сентября состоялось открытие цирка Ж.А.Труцци. Здание Машонкина в этот вечер было переполнено. Шумный успех имели 5 бельгийцев-воздушных гимнастов, эффектен был выход римских гладиаторов, поражала меткостью всех женщина-стрелок, очень ловок был эквилибрист на проволоке! Интересен был также выход музыкальных клоунов Розети. Прекраснейшее впечатление произвели лошади, под управлением гг.Труцци!»

Можно было увидеть в нашем городе и всемирно известную восковую выставку Вильгельма Винтера. Механические восковые фигуры натуральной величины, искусственно движущиеся, на фоне картин новейших мировых событий будоражили фантазию впечатлительных горожан. Размещалась выставка рядом с балаганом Таврида на «театральной площади» напротив русского общества пароходства и торговли.

Заезжал в наш город и зверинец Андерлик, привлекавший в нашем городе массу зрителей. Располагался его балаган в районе пересечения нынешней Садовой улицы и Буденновского проспекта. «Большой зверинец и цирк В. Андерлика!!! Новость невиданная!!! Индийский слон „мисс-Дженни“ в каждом представлении будет ездить на велосипеде! В каждом представлении примут участие все четвероногие артисты: шотландский пони, обезьяны, пудели и козы!»

На удивление публики привозили в наш город диковинных и несчастных -карликов и «детей великанов»

«Открыта выставка! Трое детей великанов: Анна 6 лет- вес 77 килограммов, Герман в 7 лет весит 80 кг, Ида 9-ти лет имеет вес почти 96 кг…

С 10 утра до 10 вечера бедные дети должны были быть у горожан на виду в доме Котлярова на Садовой улице, напротив Азовского банка. А в городском саду можно было увидеть 10 летнюю Элизу весом больше 100 с лишним кг.

«Татуированные дамы» конца 19-го века были первыми женщинами, бросившимися на «амбразуру» общественного мнения. А в начале 19 века гастролеры стали предлагать своим посетителям как достопримечательность интермедии в виде татуированных мужчин. Также пользовались невероятной популярностью в нашем городе различные островитянки.

«Ежедневно, а по пятницам и для дам!

25 красавиц с другой страны света, с острова Самоа, 30 000 верст от Европы, можно видеть только в музее Шульце-Беньковского!»

Мимики, фокусники и спиритисты, гейши и египетские мумии ─ кто только не посещал наш город! Шумная, бурливая волна неизвестных доселе развлечений нахлынула на ростовскую действительность рубежа 19-20 веков. И это помимо того, что в городе были свои театры с разнообразным репертуаром, городские сады и кафешантаны, синематограф, ипподром и циклодром! Горожане не оставались в стороне от этой бури, закрутившей город небывалым подъемом массовой культуры и индустрии развлечений!

Оксана МОРДОВИНА