«ПОЕЗДЫ на колесах» как вид городского транспорта Ростова и Нахичевани

«ПОЕЗДЫ на колесах» как вид городского транспорта Ростова и Нахичевани

05.10.2023 Автор Оксана Мордовина 491

Он везет

одиннадцать свиданий,

Две разлуки,

сумочку в руке,

Семь портфелей,

восемь опозданий

И жука

на чьем-то пиджаке.

Он спешит.

И множит громыханье..

Оказывается, такое популярное средство общественного транспорта как трамвай, называли когда- то «поезды на колесах». И было это давно. Ведь история перевозки пассажиров по трамвайным рельсам насчитывает более ста лет.

Слово «трамвай» по одной из версий состоит из английских -tram — вагон, и way — дорога. Вполне логичная версия, на мой взгляд.

Предшественником трамвая была конно-железная дорога, устроенная также при помощи рельс. Только в «конке» вагончик ехал не сам, а тянули его по рельсам лошади.

«…г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колёса вагона»- Федор Пироцкий одним из первых в мире протестировал трамвай на электрической тяге. Так в Петербурге в 1880 году берёт своё начало эра электрического трамвая.

А 2 января 1902 года (20 декабря 1901 года по старому стилю) начинается история ростовского трамвая, за 6 лет до Санкт-Петербурга, где все начиналось, но трамвайную сеть не запустили не сразу.

схема ростовского трамвая из ростовского архива (ГАРО)

Кстати, сами рельсы как раз таки и обеспечивали стабильность и предсказуемость движения, что являлось и остается одним из преимуществ этого вида транспорта — все упорядочено, вагон идет по определенному маршруту. Эдакая уличная железная дорога.

расписание трамвая (из ростовского ГАРО)

«Бельгийское акционерное общество», которое занималось и конной дорогой в городе, заключило договор с городской управой на устройство в Ростове электрического трамвая. Директором Трамвайного общества в Ростове был Иосиф Моисеевич Файн -потомственный почетный гражданин, член Ростовского коммерческого клуба, который руководил одно время известным Асмоловским театром и был представителем в Ростове Русского театрального общества.

В скором времени трамвай приехал и в соседний город Нахичевань. 11 февраля 1903 года Управа Нахичевани предоставила письменное разрешение на открытие движения поездов по первой линии новоустроенного Обществом электрического трамвая, от депо (2-я Соборная ул./36-я линия) до смежных земель Ростова и Нахичевани- городской «межи» — нынешней Театральной площади.

в Нахичевани на Соборной улице (Советская ул.)

Новые остановки вагонов трамвая решено было установить напротив ворот Георгиевской церкви (она находилась южнее здания управления СКЖД) и Александровского сада (сейчас парк Вити Черевичкина), на разъездах площадей и по 1-й и 2-й Соборным улицам — через каждые два квартала.

Где проходили трамвайные линии в 1903 году:

Главная (Садовая) — от ж/д вокзала до Нахичеванского трамвайного парка; Богатяновская — от Большой Садовой по Богатяновскому переулку до трамвайного парка;

Таганрогская — от Нового Поселения до Богатяновского переулка;

Думская — идентичная старой;

Вторая Нахичеванская — от Нахичеванского базара, по 26-й Линии до 1-й Степной,

еще одна— по 14-й Линии до станции «Нахичевань-Донская» (сейчас «Ростов — Товарный»).

на Садовой улице в Ростове

Самая популярная и оживленная трамвайная линия тянулась конечно по улице Садовой: от железнодорожного вокзала в Ростове до Нахичевани. Поэтому можно даже назвать наши первые трамваи «междугородними».

газета «Приазовский край», трамвай движется по Садовой

Первые трамвайные вагоны были «бэушными»- подержанными. Но со временем трамвайный парк пополнялся заказами вагонов Трамвайным обществом на Мытищенском заводе. Не абы где заказывали вагончики наши ростовцы. Мытищинский машиностроительный завод Московской губернии был уважаем и знаменит.

Его основателями в 1897 году были потомственный почётный гражданин Савва Мамонтов, дворянин Константин Арцыбушев и гражданин Северо-Американских Соединённых штатов, временный Московской 1-й гильдии купец, инженер Александр Бари, которые в декабре 1895 года представили в Министерство финансов России проект «Московского акционерного общества вагоностроительного завода». В первые годы 20 века началось на Мытищенском заводе производство трамвайных вагонов.

закрытый вагон Мытищенского завода

Кстати, о рельсах. Какие рельсы были у дореволюционного трамвая? Это были рельсы системы «Виньоль». В 30-е годы 19 века англичанин Виньоль предложил свой вариант рельса, с широким основанием, узкой шейкой и закруглённой головкой. Это оказалось настолько удобным, что с тех пор большинство рельсов в мире изготавливают именно «по Виньолю» — с небольшими усовершенствованиями. А со временем на трамваях использовали рельсы с канавками. В Ростове и Нахичевани рельсовые пути укладывались по образцу паровых железных дорог.

на Большом проспекте (Ворошиловский просп.)

Поскольку трамвай двигался с помощью электричества, нужно было в первую очередь следить за электролинией. А непогода в нашем городе была настоящим бедствием. Ураганами и ветром нередко повреждались провода. Движение часто надолго прекращалось на время ремонта.

К 1912 году Ростово-Нахичеванская сеть трамвая несколько изменилась:

Трамвайные линии работали с 6 (некоторые с 7) утра до 23 часов (зимой с 7 до 22 часов)

Пассажирские вагоны были двух видов: закрытого типа -для зимнего движения и открытые -для летнего. С 1 октября по 1 апреля вагоны ходили закрытые, а для лета допускались и открытые, но с крышей и наружными занавесками с боков для предохранения от солнца, дождя и ветра.

ростовский трамвай открытого типа с шторками

Вагоны заключали в себе места двух классов. Закрытый моторный вагон первых трамваев располагал 19-ю местами «для сиденья» и 16-тью «для стоянья». Вагоны могли быть и прицепные-из двух вагончиков.

Все вагоны снабжены были громоотводами- к слову о непогоде. Также « вагоны должны быть выметаемы и приведены в опрятное состояние после каждого рейса».

на Садовой у Покровской церкви

На каждом вагоне по обеим продольным сторонам , на передней и задней сторонах снаружи крупно и отчетливо написаны были номера и информация о направлении движения. Вагоны освещались электрическими лампами- по 3 на каждый вагон. Впереди и сзади «поезда на колесах» имелись сигнальные электрические фонари, впереди красного цвета, а сзади зеленого, на крыше фонарь в 50 свечей.

Кто обслуживал трамваи? «Лица только совершеннолетние, грамотные, непорченные по суду, физически совершенно годные для службы и знакомые с относящимися к их деятельности механизмами и правилами». Также в правилах для работников было отмечено, что служащие «не должны были быть переутомляемы продолжительной службой». Первая смена длилась от начала движения до 14:30, вторая от 14:30 до окончания движения.

депо ростовского трамвая

Согласно правилам, установленным для движения трамвая, вагоны должны были двигаться со скоростью не менее 10 верст в час (чуть быстрее 10 км/час) и не более 12 верст в час, а «циркуляция поездов по первой линии должна происходить не позже, как через 5 минут один после другого». Однако,в силу различных обстоятельств, время ожидания трамвая порой становилось темой для анекдотов и карикатур:

Первое время движение городских «поездов» в Ростове и в Нахичевани вообще происходило крайне беспорядочно и едва ли соблюдалась норма скорости движения вагонов. Контролировать этот процесс не было никакой возможности, поскольку требовались приборы для моторных вагонов «по образцу таксометров», которых в городе в тот момент не было.

ДЕЛА ТРАМВАЙНЫЕ

Извечная проблема у нас − рысачат водители трамваев! И сколько ни жалуются горожане на это, не боятся трамвайщики ни штрафов, ни наказаний.

Так, в 10 часов вечера летний вагон трамвая № 61, с прицепкой, мчался на полном ходу и наскочил на добавочный вагон, стоящий на подвижной стрелке на углу Садовой и Нахичеванской межи.

При столкновении пассажиры трамвая, следовавшие из Ростова в Нахичевань, полетели, получив ушибы и травмы.

Вот о чем думают водители трамваев? Они же не извозчики! А ежели б кто погиб?

(из книги О.Мордовиной и Г.Багдыкова «Курьезы местной жизни. Записки гласного Думы» по материалам местных газет)

на Таганрогском проспекте (Буденновский просп.)

«В последнее время нередко происходят столкновения между пассажирами и дверными стеклами. Когда вагоны останавливаются или снова трогаются в путь, происходит настолько сильный толчок, что многие падают и при этом зачастую разбивают дверные стекла. Во избежание этого следовало бы внушить по возможности вагоновожатым не спешить и плавно останавливать вагоны и также снова плавно приводить в движение»

Городские власти обоих городов совместно с Трамвайным Обществом выработали проект обязательного постановления о порядке движения поездов электрического трамвая. В эти правила, которые хранились в Городских Управах входили даже образцы форменного платья поездной прислуги трамвая.

Правила постоянно дополнялись и изменялись применительно к быту в городах:

«..Предложить Трамвайному Обществу устранить неудобства на месте остановки поездов трамвая против Георгиевской церкви, где пассажирам, едущим из Нахичевани, приходится спрыгивать в канаву, от чего могут быть несчастные случаи..»

«Запросить на каком основании выдаются постоянные билеты и жетоны на бесплатный проезд по трамваю, чем наносится ущерб городской кассе.. По концессионным договорам число бесплатных не должно превышать 35, между тем, встречаются бесплатные постоянные билеты с нумерацией 100.. »

«..В интересах общественной гигиены сделать зависящее распоряжение о возможно частой замене занавесок в вагонах трамвая, причем последние не должны быть разорваны..»

«Постановлено о воспрещении публике плевать на пол, не спрыгивать с трамвая на ходу, а также правило посадки в вагон. Посадка осуществляется только с правой его стороны…»

на улице Садовой у здания Думы

Местные газеты пестрили обсуждениями трамвайных историй:

«Дела трамвайные. Оказывается, деревянный шест, двигающийся свободно в скобах, вовсе не служит препятствием к тому, чтобы сесть вагон. Пассажир его спокойно отодвигает и свободно заходит с какой угодно стороны. Особенно во время усиленного движения пассажиров, которые буквально приступом берут места. А детям и вовсе заграждение доставляет забаву-ибо они весьма ловко заходят мимо заграждения..»

«Мы на днях стали свидетелями того, как одна дама, вздумавшая до остановки вагона сойти с него, причем так неумело, лицом на противоположную сторону, так сильно хлопнулась о мостовую, что не скоро могла подняться с места»

Остановки -павильоны, старались располагать близ учебных заведений или значимых общественных мест. По задумке, это должны были быть изящные и в то же время солидные конструкции, отапливаемые в зимнее время суток и освещенные до окончания времени движения трамваев.

Один из таких павильонов «для удобства публики и учащихся Екатерининской женской гимназии» решено было расположить на Бульварной площади в Нахичевани. Был павильон и у границы двух городов, как уже говорилось- у городской межи (сейчас район Театральной площади).

у здания Екатерининской гимназии в Нахичевани

Бельгийское Общество просило власти городов следить за состоянием павильонов на остановках, так как, к примеру «павильон, находящийся у межи представляет собою непристойное страшно грязное место, внутренние стены его исписаны ругательствами и служит он часто притоном для разных подозрительных лиц…».

Видимо, любители украшать стены нецензурными надписями и соответствующими рисунками были во все времена.

В первое время циркуляции трамваев конечно имели место несчастные случаи с пешеходами. Для их предотвращения даже высказывались предложения устроить спереди вагонов «предохранительные сетки с гутаперчивыми ободами..»

Что уж там говорить, бывали и несчастные случаи с пассажирами:

«В воскресенье «легла костьми» первая жертва электрических столбов строящегося в Нахичевани трамвая. Жертва легла авансом, в счет будущих «происшествий и столкновений», так как электрический трамвай еще не готов, а только пока устанавливается. Произошло это очень просто. Из катившегося по рельсам конного трамвая неосторожно выглянул вперед, выставившись из вагона, какой-то пассажир, слесарь по профессии, и был сбит столбом. Удар в голову был настолько сильным, что несчастный пассажир трамвая тут и Богу душу отдал. Видите, как просто. Еще бы проще, да некуда. Был жив человек, и в три минуты его не стало. Электрические столбы в Нахичевани для нее имеют роковое значение».

Предусматривались и штрафы за нарушения правилами пользования трамваем:

За взимание платы выше таксы, а также за нетрезвость или невежливое обращение служащих трамвая с публикою, взимается штраф за каждый раз по 3 рубля»

«Все служащие трамвая обязаны быть как можно вежливее с пассажирами

и оказывать им внимание и содействие; кондуктора обязаны останавливать вагоны на местах остановок и не давать сигнала об отправлении пока не убедятся, что все пассажиры заняли места..»

«Вагоновожатым запрещается отвечать на поклоны, как служащих, так и посторонних лиц, так как внимание из должно быть исключительно занято управлением вагона и наблюдением за едущими и идущими впереди вагона..»

Но, как ни грозили штрафами сотрудникам трамвая, как ни принимали меры..

Хитрили и вожатые вагонов, регулярно по вечерам и в особенности после 9 вечера не совершая полный рейс, и кондуктора, регулярно не давая сдачу пассажирам.

у территории Коммерческого клуба (сейчас парк 1 Мая)

Из неосуществленного в дореволюционной истории трамвая. Нахичеванский городской голова Минас Ильич Балабанов предлагал устроить паровой трамвай в Монастырь (сейчас церковь Сурб Хач на СЖМ), посредством того, если можно будет «приобресть от Анонимного общества старые рельсы и вагоны дешево».

Также по инициативе донского атамана поднимался вопрос о постройке кругового трамвая в Новочеркасск, а также о соединении трамвайной линии Новочеркасска с Ростовом и Нахичеванью.

Старые дореволюционные вагоны просуществовали многие по 20 лет, а некоторые и того дольше. В середине 20-х годов 20 века начали заменять имеющийся подвижной состав «за счет ссуды от Центрального коммунального банка с условием неизъятии прибылей».

1925г.


Но в те далекие годы жители другой эпохи и не знали еще какими идеями будут фонтанировать их советские потомки в будущем. Одним из таких «прожектов», к примеру в 1968-м году была идея запустить трамвай под землю- создать «мини-метро» в нашем городе подземный трамвай. Однако, смелым начинаниям что-то помешало и трамвай остался на поверхности.

1968г. газета «Вечерний Ростов»

Мы все знаем трамвай с детства. И трамвай не сдается. «Тихо едешь- дальше будешь» Изначально трамвай был главным общественным транспортом во многих странах мира, однако с развитием автомобильного транспорта его популярность упала. Но тем не менее, уютные трамваи сохраняются в городах, благодаря своей эффективности и экологичности.

Он везет

одиннадцать свиданий,

Две разлуки,

сумочку в руке,

Семь портфелей,

восемь опозданий

И жука

на чьем-то пиджаке.

Он спешит.

И множит громыханье,

Режет вечер,

молод и жесток.

Он звонит —

И тотчас расстоянье

Без оглядки

мчится на звонок.

Он везет

Закутанное пенье.

В серых брюках

едущий доклад.

Пьяный нос

(в обратном направленьи),

Женских глаз

лукавый виноград.

Он везет

намотанное время

Всех часов —

карманных и ручных,

Он спешит

в гудящей теореме

Доказать

величие прямых.

Наступили

летчику на ногу —

Как обидно

другу облаков.

Пролагая

торную дорогу

Прется танком

шар семи пудов.

А трамвай

быстрее режет вечер.

Хорошо

и мчаться, и звенеть,

И углы,

и улицы навстречу

Подбегают

ближе посмотреть.

Он везет

толстовку на собранье,

Двух влюбленных —

в марево луны.

Мне влезает

на ноги, как зданье,

Существо

трехспальной ширины.

За подножку

уцепилось лето

И роняет

Звезды от толчков…

Дайте мне, кондуктор,

два билета:

Для меня

и для моих стихов

(Ю.Казарновский «Трамвай»)

Оксана Мордовина

на обложке статьи работа Сергея Янченко «На Садовой»