«ПОЕЗДЫ на колесах» как вид городского транспорта Ростова и Нахичевани
05.10.2023 491Он везет
одиннадцать свиданий,
Две разлуки,
сумочку в руке,
Семь портфелей,
восемь опозданий
И жука
на чьем-то пиджаке.
Он спешит.
И множит громыханье..
Оказывается, такое популярное средство общественного транспорта как трамвай, называли когда- то «поезды на колесах». И было это давно. Ведь история перевозки пассажиров по трамвайным рельсам насчитывает более ста лет.
Слово «трамвай» по одной из версий состоит из английских -tram — вагон, и way — дорога. Вполне логичная версия, на мой взгляд.
Предшественником трамвая была конно-железная дорога, устроенная также при помощи рельс. Только в «конке» вагончик ехал не сам, а тянули его по рельсам лошади.
«…г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колёса вагона»- Федор Пироцкий одним из первых в мире протестировал трамвай на электрической тяге. Так в Петербурге в 1880 году берёт своё начало эра электрического трамвая.
А 2 января 1902 года (20 декабря 1901 года по старому стилю) начинается история ростовского трамвая, за 6 лет до Санкт-Петербурга, где все начиналось, но трамвайную сеть не запустили не сразу.
Кстати, сами рельсы как раз таки и обеспечивали стабильность и предсказуемость движения, что являлось и остается одним из преимуществ этого вида транспорта — все упорядочено, вагон идет по определенному маршруту. Эдакая уличная железная дорога.
«Бельгийское акционерное общество», которое занималось и конной дорогой в городе, заключило договор с городской управой на устройство в Ростове электрического трамвая. Директором Трамвайного общества в Ростове был Иосиф Моисеевич Файн -потомственный почетный гражданин, член Ростовского коммерческого клуба, который руководил одно время известным Асмоловским театром и был представителем в Ростове Русского театрального общества.
В скором времени трамвай приехал и в соседний город Нахичевань. 11 февраля 1903 года Управа Нахичевани предоставила письменное разрешение на открытие движения поездов по первой линии новоустроенного Обществом электрического трамвая, от депо (2-я Соборная ул./36-я линия) до смежных земель Ростова и Нахичевани- городской «межи» — нынешней Театральной площади.
Новые остановки вагонов трамвая решено было установить напротив ворот Георгиевской церкви (она находилась южнее здания управления СКЖД) и Александровского сада (сейчас парк Вити Черевичкина), на разъездах площадей и по 1-й и 2-й Соборным улицам — через каждые два квартала.
Где проходили трамвайные линии в 1903 году:
Главная (Садовая) — от ж/д вокзала до Нахичеванского трамвайного парка; Богатяновская — от Большой Садовой по Богатяновскому переулку до трамвайного парка;
Таганрогская — от Нового Поселения до Богатяновского переулка;
Думская — идентичная старой;
Вторая Нахичеванская — от Нахичеванского базара, по 26-й Линии до 1-й Степной,
еще одна— по 14-й Линии до станции «Нахичевань-Донская» (сейчас «Ростов — Товарный»).
Самая популярная и оживленная трамвайная линия тянулась конечно по улице Садовой: от железнодорожного вокзала в Ростове до Нахичевани. Поэтому можно даже назвать наши первые трамваи «междугородними».
Первые трамвайные вагоны были «бэушными»- подержанными. Но со временем трамвайный парк пополнялся заказами вагонов Трамвайным обществом на Мытищенском заводе. Не абы где заказывали вагончики наши ростовцы. Мытищинский машиностроительный завод Московской губернии был уважаем и знаменит.
Его основателями в 1897 году были потомственный почётный гражданин Савва Мамонтов, дворянин Константин Арцыбушев и гражданин Северо-Американских Соединённых штатов, временный Московской 1-й гильдии купец, инженер Александр Бари, которые в декабре 1895 года представили в Министерство финансов России проект «Московского акционерного общества вагоностроительного завода». В первые годы 20 века началось на Мытищенском заводе производство трамвайных вагонов.
Кстати, о рельсах. Какие рельсы были у дореволюционного трамвая? Это были рельсы системы «Виньоль». В 30-е годы 19 века англичанин Виньоль предложил свой вариант рельса, с широким основанием, узкой шейкой и закруглённой головкой. Это оказалось настолько удобным, что с тех пор большинство рельсов в мире изготавливают именно «по Виньолю» — с небольшими усовершенствованиями. А со временем на трамваях использовали рельсы с канавками. В Ростове и Нахичевани рельсовые пути укладывались по образцу паровых железных дорог.
Поскольку трамвай двигался с помощью электричества, нужно было в первую очередь следить за электролинией. А непогода в нашем городе была настоящим бедствием. Ураганами и ветром нередко повреждались провода. Движение часто надолго прекращалось на время ремонта.
К 1912 году Ростово-Нахичеванская сеть трамвая несколько изменилась:
Трамвайные линии работали с 6 (некоторые с 7) утра до 23 часов (зимой с 7 до 22 часов)
Пассажирские вагоны были двух видов: закрытого типа -для зимнего движения и открытые -для летнего. С 1 октября по 1 апреля вагоны ходили закрытые, а для лета допускались и открытые, но с крышей и наружными занавесками с боков для предохранения от солнца, дождя и ветра.
Вагоны заключали в себе места двух классов. Закрытый моторный вагон первых трамваев располагал 19-ю местами «для сиденья» и 16-тью «для стоянья». Вагоны могли быть и прицепные-из двух вагончиков.
Все вагоны снабжены были громоотводами- к слову о непогоде. Также « вагоны должны быть выметаемы и приведены в опрятное состояние после каждого рейса».
На каждом вагоне по обеим продольным сторонам , на передней и задней сторонах снаружи крупно и отчетливо написаны были номера и информация о направлении движения. Вагоны освещались электрическими лампами- по 3 на каждый вагон. Впереди и сзади «поезда на колесах» имелись сигнальные электрические фонари, впереди красного цвета, а сзади зеленого, на крыше фонарь в 50 свечей.
Кто обслуживал трамваи? «Лица только совершеннолетние, грамотные, непорченные по суду, физически совершенно годные для службы и знакомые с относящимися к их деятельности механизмами и правилами». Также в правилах для работников было отмечено, что служащие «не должны были быть переутомляемы продолжительной службой». Первая смена длилась от начала движения до 14:30, вторая от 14:30 до окончания движения.
Согласно правилам, установленным для движения трамвая, вагоны должны были двигаться со скоростью не менее 10 верст в час (чуть быстрее 10 км/час) и не более 12 верст в час, а «циркуляция поездов по первой линии должна происходить не позже, как через 5 минут один после другого». Однако,в силу различных обстоятельств, время ожидания трамвая порой становилось темой для анекдотов и карикатур:
Первое время движение городских «поездов» в Ростове и в Нахичевани вообще происходило крайне беспорядочно и едва ли соблюдалась норма скорости движения вагонов. Контролировать этот процесс не было никакой возможности, поскольку требовались приборы для моторных вагонов «по образцу таксометров», которых в городе в тот момент не было.
ДЕЛА ТРАМВАЙНЫЕ
Извечная проблема у нас − рысачат водители трамваев! И сколько ни жалуются горожане на это, не боятся трамвайщики ни штрафов, ни наказаний.
Так, в 10 часов вечера летний вагон трамвая № 61, с прицепкой, мчался на полном ходу и наскочил на добавочный вагон, стоящий на подвижной стрелке на углу Садовой и Нахичеванской межи.
При столкновении пассажиры трамвая, следовавшие из Ростова в Нахичевань, полетели, получив ушибы и травмы.
Вот о чем думают водители трамваев? Они же не извозчики! А ежели б кто погиб?
(из книги О.Мордовиной и Г.Багдыкова «Курьезы местной жизни. Записки гласного Думы» по материалам местных газет)
«В последнее время нередко происходят столкновения между пассажирами и дверными стеклами. Когда вагоны останавливаются или снова трогаются в путь, происходит настолько сильный толчок, что многие падают и при этом зачастую разбивают дверные стекла. Во избежание этого следовало бы внушить по возможности вагоновожатым не спешить и плавно останавливать вагоны и также снова плавно приводить в движение»
Городские власти обоих городов совместно с Трамвайным Обществом выработали проект обязательного постановления о порядке движения поездов электрического трамвая. В эти правила, которые хранились в Городских Управах входили даже образцы форменного платья поездной прислуги трамвая.
Правила постоянно дополнялись и изменялись применительно к быту в городах:
«..Предложить Трамвайному Обществу устранить неудобства на месте остановки поездов трамвая против Георгиевской церкви, где пассажирам, едущим из Нахичевани, приходится спрыгивать в канаву, от чего могут быть несчастные случаи..»
«Запросить на каком основании выдаются постоянные билеты и жетоны на бесплатный проезд по трамваю, чем наносится ущерб городской кассе.. По концессионным договорам число бесплатных не должно превышать 35, между тем, встречаются бесплатные постоянные билеты с нумерацией 100.. »
«..В интересах общественной гигиены сделать зависящее распоряжение о возможно частой замене занавесок в вагонах трамвая, причем последние не должны быть разорваны..»
«Постановлено о воспрещении публике плевать на пол, не спрыгивать с трамвая на ходу, а также правило посадки в вагон. Посадка осуществляется только с правой его стороны…»
Местные газеты пестрили обсуждениями трамвайных историй:
«Дела трамвайные. Оказывается, деревянный шест, двигающийся свободно в скобах, вовсе не служит препятствием к тому, чтобы сесть вагон. Пассажир его спокойно отодвигает и свободно заходит с какой угодно стороны. Особенно во время усиленного движения пассажиров, которые буквально приступом берут места. А детям и вовсе заграждение доставляет забаву-ибо они весьма ловко заходят мимо заграждения..»
«Мы на днях стали свидетелями того, как одна дама, вздумавшая до остановки вагона сойти с него, причем так неумело, лицом на противоположную сторону, так сильно хлопнулась о мостовую, что не скоро могла подняться с места»
Остановки -павильоны, старались располагать близ учебных заведений или значимых общественных мест. По задумке, это должны были быть изящные и в то же время солидные конструкции, отапливаемые в зимнее время суток и освещенные до окончания времени движения трамваев.
Один из таких павильонов «для удобства публики и учащихся Екатерининской женской гимназии» решено было расположить на Бульварной площади в Нахичевани. Был павильон и у границы двух городов, как уже говорилось- у городской межи (сейчас район Театральной площади).
Бельгийское Общество просило власти городов следить за состоянием павильонов на остановках, так как, к примеру «павильон, находящийся у межи представляет собою непристойное страшно грязное место, внутренние стены его исписаны ругательствами и служит он часто притоном для разных подозрительных лиц…».
Видимо, любители украшать стены нецензурными надписями и соответствующими рисунками были во все времена.
В первое время циркуляции трамваев конечно имели место несчастные случаи с пешеходами. Для их предотвращения даже высказывались предложения устроить спереди вагонов «предохранительные сетки с гутаперчивыми ободами..»
Что уж там говорить, бывали и несчастные случаи с пассажирами:
«В воскресенье «легла костьми» первая жертва электрических столбов строящегося в Нахичевани трамвая. Жертва легла авансом, в счет будущих «происшествий и столкновений», так как электрический трамвай еще не готов, а только пока устанавливается. Произошло это очень просто. Из катившегося по рельсам конного трамвая неосторожно выглянул вперед, выставившись из вагона, какой-то пассажир, слесарь по профессии, и был сбит столбом. Удар в голову был настолько сильным, что несчастный пассажир трамвая тут и Богу душу отдал. Видите, как просто. Еще бы проще, да некуда. Был жив человек, и в три минуты его не стало. Электрические столбы в Нахичевани для нее имеют роковое значение».
Предусматривались и штрафы за нарушения правилами пользования трамваем:
“За взимание платы выше таксы, а также за нетрезвость или невежливое обращение служащих трамвая с публикою, взимается штраф за каждый раз по 3 рубля»
«Все служащие трамвая обязаны быть как можно вежливее с пассажирами
и оказывать им внимание и содействие; кондуктора обязаны останавливать вагоны на местах остановок и не давать сигнала об отправлении пока не убедятся, что все пассажиры заняли места..»
«Вагоновожатым запрещается отвечать на поклоны, как служащих, так и посторонних лиц, так как внимание из должно быть исключительно занято управлением вагона и наблюдением за едущими и идущими впереди вагона..»
Но, как ни грозили штрафами сотрудникам трамвая, как ни принимали меры..
Хитрили и вожатые вагонов, регулярно по вечерам и в особенности после 9 вечера не совершая полный рейс, и кондуктора, регулярно не давая сдачу пассажирам.
Из неосуществленного в дореволюционной истории трамвая. Нахичеванский городской голова Минас Ильич Балабанов предлагал устроить паровой трамвай в Монастырь (сейчас церковь Сурб Хач на СЖМ), посредством того, если можно будет «приобресть от Анонимного общества старые рельсы и вагоны дешево».
Также по инициативе донского атамана поднимался вопрос о постройке кругового трамвая в Новочеркасск, а также о соединении трамвайной линии Новочеркасска с Ростовом и Нахичеванью.
Старые дореволюционные вагоны просуществовали многие по 20 лет, а некоторые и того дольше. В середине 20-х годов 20 века начали заменять имеющийся подвижной состав «за счет ссуды от Центрального коммунального банка с условием неизъятии прибылей».
Но в те далекие годы жители другой эпохи и не знали еще какими идеями будут фонтанировать их советские потомки в будущем. Одним из таких «прожектов», к примеру в 1968-м году была идея запустить трамвай под землю- создать «мини-метро» в нашем городе подземный трамвай. Однако, смелым начинаниям что-то помешало и трамвай остался на поверхности.
Мы все знаем трамвай с детства. И трамвай не сдается. «Тихо едешь- дальше будешь» Изначально трамвай был главным общественным транспортом во многих странах мира, однако с развитием автомобильного транспорта его популярность упала. Но тем не менее, уютные трамваи сохраняются в городах, благодаря своей эффективности и экологичности.
Он везет
одиннадцать свиданий,
Две разлуки,
сумочку в руке,
Семь портфелей,
восемь опозданий
И жука
на чьем-то пиджаке.
Он спешит.
И множит громыханье,
Режет вечер,
молод и жесток.
Он звонит —
И тотчас расстоянье
Без оглядки
мчится на звонок.
Он везет
Закутанное пенье.
В серых брюках
едущий доклад.
Пьяный нос
(в обратном направленьи),
Женских глаз
лукавый виноград.
Он везет
намотанное время
Всех часов —
карманных и ручных,
Он спешит
в гудящей теореме
Доказать
величие прямых.
Наступили
летчику на ногу —
Как обидно
другу облаков.
Пролагая
торную дорогу
Прется танком
шар семи пудов.
А трамвай
быстрее режет вечер.
Хорошо
и мчаться, и звенеть,
И углы,
и улицы навстречу
Подбегают
ближе посмотреть.
Он везет
толстовку на собранье,
Двух влюбленных —
в марево луны.
Мне влезает
на ноги, как зданье,
Существо
трехспальной ширины.
За подножку
уцепилось лето
И роняет
Звезды от толчков…
Дайте мне, кондуктор,
два билета:
Для меня
и для моих стихов
(Ю.Казарновский «Трамвай»)
Оксана Мордовина
на обложке статьи работа Сергея Янченко «На Садовой»