Первые АВТО в городе и ПИОНЕР ростовского АВТОМОБИЛЬНОГО ДЕЛА

Первые АВТО в городе и ПИОНЕР ростовского АВТОМОБИЛЬНОГО ДЕЛА

15.04.2022 Автор Оксана Мордовина 696

Первый автомобиль в России появился в конце 19 века. А в марте 1900-го в Москве уже был основан первый клуб автомобилистов. После чего автомобильные клубы стали возникать в разных городах Империи.

Клубы любителей авто организовывали встречи, помогали приобретать автомобили, запчасти к ним, бензин, подготавливали правила движения на дорогах, устраивали между собой соревнования. Со временем клуб в Петербурге превратился в Императорское Российское автомобильное общество.

В 1907 году в Михайловском манеже открылась первая Международная выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта. Царский двор к тому времени уже обслуживали несколько автомобилей. Сам Николай II оценил привлекательность поездок на авто и все больше уделял внимание содержимому своего гаража.

Считается, что в истории Ростова первый автомобиль появился в 1901 году. Он был куплен торговой фирмой «Генч-Оглуев и Ко» в целях рекламы. А через два года зарегистрирован был второй автомобиль в городе, принадлежавший доктору медицины фон Кнауту.

«Ростовский извозопромышленник К.Н.Внуков ведет в настоящее время переписку с представителями заграничных фирм о приобретении двух автомобилей для эксплуатации их в Ростове. Один автомобиль г.Внуков предполагает выписать шестиместный легковой, а другой- ломовой для перевозки тяжестей до 200 пудов. Прогрессируют, следовательно, и извозопромышленники!» (газета «Приазовский край», 1902г.)

В 1907 году уже насчитывалось шесть автомобилей в городе и были введены «Правила автомобильного и мотоциклического движения» Ростовской Думой. В них прописаны ограничения скорости по петербургскому образцу — не выше 12 вёрст в час. Со временем в городе появилось Автомобильное Общество.

Продажная цена автомобиля почти доходила до 7500 рублей- для сравнения это была стоимость особняка в центре Ростова.

«Более 10 лет опыта в автомобильном деле, глубокое знакомство с требованиями покупателя и местных условий.. Льщу себя надеждой на Ваше внимание и пребываю готовый к услугам» -с такими словами к ростовцам обращался представитель «Пежо», «Даррак» и «Митчелл» Ю. М. Брусиловский. Его называли пионером автомобильного дела в Ростове. Ежегодно посещая автомобильные выставки, знакомясь с новыми моделями, ростовский пионер автодела выбирал и заказывал наиболее подходящие для нашего края, предлагая покупателям машины «на всякий вкус и на всякую цену». Брусиловский имел свой автомобильный гараж, в котором выставлялись автомобили, а также склад автомобильных принадлежностей: шины Голуа, автомобильное масло, карбит, свечи, аккумуляторы, генераторы, фонари, рожки, тестофоны, сирены и прочее. Владельцам авто и желающим приобрести предлагались подробные каталоги с описаниями моделей. Обратиться за консультацией можно было в его контору на Садовой, 83.

К 1914 году числилось несколько десятков частных автомобилей в Ростове и Нахичевани. В нашем городе были представлены всемирно известные автомобили «Пульман». Представителями этой марки были братья Юлий Исаакович и Марк Исаакович Урлайнис, чья контора располагалась на углу Садовой и Казанского (нынешнего Газетного пер., напротив старого здания дворца творчества детей).

Было в нашем городе и ростовское отделение Русское Акционерное общество автомобилей «Фиат». Пассажирские и грузовые автомобили, шины Мишлен и прочие принадлежности можно было заказать на Садовой, 142.

После заказа у дилера и уплаты задатка (обычно не менее 30% цены) автомобиль иногда приходилось ждать. Некоторые фирмы предлагали услуги так называемых монтеров, которые знакомили владельца с автомобилем, а заодно обучали управлению им.

Южно-Русское Автомобильное общество ,правление которого располагалось в Ростове, а главная контора , склад, ремонтная мастерская и гараж которого находились в Нахичевани на углу 1-й Соборной и Софийской площади, предлагало жителям двух городов автомобили и грузовики завода «Панар» и «Левассор». Также общество предоставляло автомобилистам «прокат, ремонт и прием автомобилей на постоянную и временную стоянку в отопляемых зимой помещениях». В те годы автомобиль еще был роскошью, а не только средством передвижения и конечно не у многих владельцев была возможность иметь свой гараж рядом с домом. А учитывая то, что многие городские автомобили были с открытым верхом, или как их называли ,Ландоле -вид кузова автомобиля, в котором задние пассажиры покрыты откидным верхом, оставлять их под открытым небом тоже было небезопасно.

Газеты всё чаще писали о наглых владельцах автомобилей, распугивающих лошадей и горожан, и о конфликтах автомобилистов с пешеходами и городовыми.

«Неосторожная езда. 26 октября, по Соборной улице, автомобиль №80, принадлежащий мещанину Григорию Иванову Дудареву, наскочил на чугунный фонарный столб, который от толчка разбился на несколько частей. Автомобиль получил значительные повреждения..»

(газета «Приазовский край», 1913г.)

А что если автомобиль ломался? Было у нас и чем и где ремонтировать автомобили. Механический завод Картожинских в Нахичевани принимал заказы и изготавливал автомобильные части из стали и ковкого чугуна. Запчастями торговали специализированные магазины и склады. Детали и расходники, разумеется, тоже были дорогими.

Инженер М.М.Оганесов, представитель Нового Автомобильного Общества в Берлине «Н.А.Г.» имел в Ростове на Большой Садовой, 17 склад автомобилей, гараж и мастерскую. На складе можно было приобрести «Торпэдо», 25-ти сил, последней модели, а также подержанные автомобили «Фиат» и «Бианки».

«Нет дороги, времени года , погоды, где наши автомобили имели бы затруднение» -обещала реклама фабричного склада с ремонтной мастерской Акционерного Общества Лаурин и Клемент на Садовой, 33.

«Всеми авторитетами Европы бесспорно признано ОГРОМНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО автомобилей машиностроительного завода Акционерного Общества Дюркопп и К в Билефельде, специально приспособленных для русских дорог»- гараж и представительство А.М.Шавинер в собственном доме на углу Большой Садовой и проспекта Малого.

«Прибыли всемирно известные автомобили Русско-Балтийского завода, поставившие рекорд выносливости, приспособленные для русских дорог»- инженер-механик Н.И.Сергеев предлагал автомобили типа «Ландоле», «Торпедо», «Лимузин». А также автомобили, приспособленные для банков с бронированными кассами, для почтовых надобностей, пожарных обозов и проч..

Русско-Балтийский вагонный завод был одним из самых крупных и серьезных автопроизводителей. Он производил автомобили не единицами, а сериями, пусть и небольшими. Ближе к Первой мировой войне автомобилями всё больше интересовалась армия. А в 1915 году на имя ростовского городского головы от председателя правления завода, в связи с эвакуацией завода из Риги, пришло предложение построить в нашем городе новый вагонный завод вблизи железной дороги. Но этим планам не суждено было сбыться.

Exif_JPEG_420

Итак, в начале 20 века эра Авто уверенно шагала по Ростову. Автомобиль настойчиво входил в городскую жизнь. Поездки на них стали привычными и постепенно меняли нравы и быт. Автомобиль стал моден, престижен, но оставался не всем доступен. В газетах писали, что «даже ресторанные швейцары относятся к владельцам автомобилей куда почтительнее, чем к обычным посетителям». Дух бурной эпохи. Некоторые люди старшего возраста, конечно, относились к нововведениям со скепсисом, но молодежь восторгалась ими:

Он тем хорош, что он совсем не то,

Что думает о нем толпа пустая,

Стихов принципиально не читая,

Раз нет в них ананасов и авто,

Фокстротт, кинематограф и лото —

Вот, вот куда людская мчится стая!

(Игорь Северянин)

Оксана Мордовина