Первые АВТО в городе и ПИОНЕР ростовского АВТОМОБИЛЬНОГО ДЕЛА

Первые АВТО в городе и ПИОНЕР ростовского АВТОМОБИЛЬНОГО ДЕЛА

15.04.2022 Автор Оксана Мордовина 880

Первый автомобиль в России появился в конце 19 века. А в марте 1900-го в Москве уже был основан первый клуб автомобилистов. После чего автомобильные клубы стали возникать в разных городах Империи.

Клубы любителей авто организовывали встречи, помогали приобретать автомобили, запчасти к ним, бензин, подготавливали правила движения на дорогах, устраивали между собой соревнования. Со временем клуб в Петербурге превратился в Императорское Российское автомобильное общество.

В 1907 году в Михайловском манеже открылась первая Международная выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта. Царский двор к тому времени уже обслуживали несколько автомобилей. Сам Николай II оценил привлекательность поездок на авто и все больше уделял внимание содержимому своего гаража.

Считается, что в истории Ростова первый автомобиль появился в 1901 году. Он был куплен торговой фирмой «Генч-Оглуев и Ко» в целях рекламы. А через два года зарегистрирован был второй автомобиль в городе, принадлежавший доктору медицины фон Кнауту.

«Ростовский извозопромышленник К.Н.Внуков ведет в настоящее время переписку с представителями заграничных фирм о приобретении двух автомобилей для эксплуатации их в Ростове. Один автомобиль г.Внуков предполагает выписать шестиместный легковой, а другой- ломовой для перевозки тяжестей до 200 пудов. Прогрессируют, следовательно, и извозопромышленники!» (газета «Приазовский край», 1902г.)

В 1907 году уже насчитывалось шесть автомобилей в городе и были введены «Правила автомобильного и мотоциклического движения» Ростовской Думой. В них прописаны ограничения скорости по петербургскому образцу — не выше 12 вёрст в час. Со временем в городе появилось Автомобильное Общество.

Продажная цена автомобиля почти доходила до 7500 рублей- для сравнения это была стоимость особняка в центре Ростова.

«Более 10 лет опыта в автомобильном деле, глубокое знакомство с требованиями покупателя и местных условий.. Льщу себя надеждой на Ваше внимание и пребываю готовый к услугам» -с такими словами к ростовцам обращался представитель «Пежо», «Даррак» и «Митчелл» Ю. М. Брусиловский. Его называли пионером автомобильного дела в Ростове. Ежегодно посещая автомобильные выставки, знакомясь с новыми моделями, ростовский пионер автодела выбирал и заказывал наиболее подходящие для нашего края, предлагая покупателям машины «на всякий вкус и на всякую цену». Брусиловский имел свой автомобильный гараж, в котором выставлялись автомобили, а также склад автомобильных принадлежностей: шины Голуа, автомобильное масло, карбит, свечи, аккумуляторы, генераторы, фонари, рожки, тестофоны, сирены и прочее. Владельцам авто и желающим приобрести предлагались подробные каталоги с описаниями моделей. Обратиться за консультацией можно было в его контору на Садовой, 83.

К 1914 году числилось несколько десятков частных автомобилей в Ростове и Нахичевани. В нашем городе были представлены всемирно известные автомобили «Пульман». Представителями этой марки были братья Юлий Исаакович и Марк Исаакович Урлайнис, чья контора располагалась на углу Садовой и Казанского (нынешнего Газетного пер., напротив старого здания дворца творчества детей).

Было в нашем городе и ростовское отделение Русское Акционерное общество автомобилей «Фиат». Пассажирские и грузовые автомобили, шины Мишлен и прочие принадлежности можно было заказать на Садовой, 142.

После заказа у дилера и уплаты задатка (обычно не менее 30% цены) автомобиль иногда приходилось ждать. Некоторые фирмы предлагали услуги так называемых монтеров, которые знакомили владельца с автомобилем, а заодно обучали управлению им.

Южно-Русское Автомобильное общество ,правление которого располагалось в Ростове, а главная контора , склад, ремонтная мастерская и гараж которого находились в Нахичевани на углу 1-й Соборной и Софийской площади, предлагало жителям двух городов автомобили и грузовики завода «Панар» и «Левассор». Также общество предоставляло автомобилистам «прокат, ремонт и прием автомобилей на постоянную и временную стоянку в отопляемых зимой помещениях». В те годы автомобиль еще был роскошью, а не только средством передвижения и конечно не у многих владельцев была возможность иметь свой гараж рядом с домом. А учитывая то, что многие городские автомобили были с открытым верхом, или как их называли ,Ландоле -вид кузова автомобиля, в котором задние пассажиры покрыты откидным верхом, оставлять их под открытым небом тоже было небезопасно.

Газеты всё чаще писали о наглых владельцах автомобилей, распугивающих лошадей и горожан, и о конфликтах автомобилистов с пешеходами и городовыми.

«Неосторожная езда. 26 октября, по Соборной улице, автомобиль №80, принадлежащий мещанину Григорию Иванову Дудареву, наскочил на чугунный фонарный столб, который от толчка разбился на несколько частей. Автомобиль получил значительные повреждения..»

(газета «Приазовский край», 1913г.)

дореволюционный билет шоффера (от франц. слова оно поначалу писалось с удвоенной Ф)

А что если автомобиль ломался? Было у нас и чем и где ремонтировать автомобили. Механический завод Картожинских в Нахичевани принимал заказы и изготавливал автомобильные части из стали и ковкого чугуна. Запчастями торговали специализированные магазины и склады. Детали и расходники, разумеется, тоже были дорогими.

Инженер М.М.Оганесов, представитель Нового Автомобильного Общества в Берлине «Н.А.Г.» имел в Ростове на Большой Садовой, 17 склад автомобилей, гараж и мастерскую. На складе можно было приобрести «Торпэдо», 25-ти сил, последней модели, а также подержанные автомобили «Фиат» и «Бианки».

«Нет дороги, времени года , погоды, где наши автомобили имели бы затруднение» -обещала реклама фабричного склада с ремонтной мастерской Акционерного Общества Лаурин и Клемент на Садовой, 33.

«Всеми авторитетами Европы бесспорно признано ОГРОМНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО автомобилей машиностроительного завода Акционерного Общества Дюркопп и К в Билефельде, специально приспособленных для русских дорог»- гараж и представительство А.М.Шавинер в собственном доме на углу Большой Садовой и проспекта Малого.

«Прибыли всемирно известные автомобили Русско-Балтийского завода, поставившие рекорд выносливости, приспособленные для русских дорог»- инженер-механик Н.И.Сергеев предлагал автомобили типа «Ландоле», «Торпедо», «Лимузин». А также автомобили, приспособленные для банков с бронированными кассами, для почтовых надобностей, пожарных обозов и проч..

Русско-Балтийский вагонный завод был одним из самых крупных и серьезных автопроизводителей. Он производил автомобили не единицами, а сериями, пусть и небольшими. Ближе к Первой мировой войне автомобилями всё больше интересовалась армия. А в 1915 году на имя ростовского городского головы от председателя правления завода, в связи с эвакуацией завода из Риги, пришло предложение построить в нашем городе новый вагонный завод вблизи железной дороги. Но этим планам не суждено было сбыться.

Exif_JPEG_420

Итак, в начале 20 века эра Авто уверенно шагала по Ростову. Автомобиль настойчиво входил в городскую жизнь. Поездки на них стали привычными и постепенно меняли нравы и быт. Автомобиль стал моден, престижен, но оставался не всем доступен. В газетах писали, что «даже ресторанные швейцары относятся к владельцам автомобилей куда почтительнее, чем к обычным посетителям». Дух бурной эпохи. Некоторые люди старшего возраста, конечно, относились к нововведениям со скепсисом, но молодежь восторгалась ими:

Он тем хорош, что он совсем не то,

Что думает о нем толпа пустая,

Стихов принципиально не читая,

Раз нет в них ананасов и авто,

Фокстротт, кинематограф и лото —

Вот, вот куда людская мчится стая!

(Игорь Северянин)

Оксана Мордовина