Обитель, пережившая эпохи: из истории Свято-Иверского женского монастыря

Обитель, пережившая эпохи: из истории Свято-Иверского женского монастыря

02.07.2025 Автор Оксана Мордовина 156

Приближаясь к Свято-Иверскому женскому монастырю, первое, что покоряет сердце – это царство зелени и ухоженности. Монастырь раскинулся на живописном холме, с зелеными террасами, спускающимися к тихому ручейку. Аромат цветов наполняет воздух.

Центром монастырского парка являются два величественных храма, стоящие рядом, но говорящие о разных эпохах. Старый храм, бережно возрожденный из небытия, дышит историей, его стены хранят память о прошлом. Рядом с ним парит ввысь новый храм-красавец – пример современного церковного зодчества, поражающий своими масштабами.

восстановленное здание старого храма
здание нового храма

Спускаясь ниже, вы оказываетесь у ротонды, под куполом которой, в потоках солнечного света, парит белый голубь- символ Мира, замерший в полете.

В конце парка спуск к целительному роднику. Его кристально-прозрачные, студеные воды дадут всем желающим не только духовное, но и физическое укрепление.

Это цветущий оазис красоты и веры берет свое начало в эпоху последних Романовых и неразрывно связан с судьбой царской семьи. Ее основание было официально закреплено определением высшей церковной власти Российской Империи:

«Святейший Правительствующий Синод, 23 октября 1906г., сообщил Правительствующему Сенату, ведением, что, определением Святейшего Правительствующего Синода постановлено на жертвуемом купцом Самуилом Федоровым земельном участке, состоящем близ г. Нахичевани, Ростовского округа, Екатеринославской епархии, учредить женскую общину, с наименованием оной «Троице-Алексеевскою», с таким числом сестер, какое община в состоянии будет совершать на свои средства, и проект устава сей общины утвердить. /ст. 1903. Об учреждении близ г. Нахичевани, Ростовского округа, Екатеринославской епархии, женской общины, с наименованием оной «Троице-Алексеевскою»/.

Это событие произошло в год рождения наследника престола цесаревича Алексея, в честь небесного покровителя которого – святителя Алексия, митрополита Московского, – обитель и получила свое первоначальное название.

Николай II с цесаревичем Алексеем

Участок земли, подаренный ростовским купцом Самуилом Ивановичем Федоровым, находился в двенадцати верстах от Ростова и обладал целебным родником. Благодаря своему благодетелю монастырь в народе стали называть «Федоровским». Сохранилось предание, что купец строил обитель ради своей шестнадцатилетней дочери, избравшей путь монашества.

Под руководством первой игумении Анастасии община быстро росла, собрав около 50 сестер. На монастырской земле появились первые деревянные постройки: часовня-каплица и кельи, позже замененные каменными. Над чудотворным источником возвели каплицу, рядом построили игуменский домик.

игумения Анастасия с сестрами

В 1905 году по заказу С.И. Федорова архитектор Н.М. Соколов создал проект каменного храма. Его строительство завершилось в 1908 году, и храм был освящен в честь Иверской иконы Божией Матери, список которой также пожертвовал обители купец Федоров. Это освящение предопределило будущее название возрожденной обители.

газета «Приазовский край» 1908г.

«Общественная жизнь (газета «Приазовский край»)

22 іюня состоялось торжественное освѣщеніе храма изъ Троице-Алексеевской женской общины вблизи армянскаго монастыря в честь Иверской Божьей Матери. На торжествѣ присутствовали г. градоначальникъ, члены администраціи и много почетныхъ гостей. Много съѣхалось изъ округа и окрестностей. Вблизи монастыря было до 1000 подводъ, вокругъ стояла 10-тысячная толпа, запрудив монастырскую церковь, дворь и окруживь широкимъ кольцомъ весь монастырь. Обряд освящения совершать благочинный ростовскіх церквей, настоятель собора о. Алексѣй Лебедевъ в сослужении съ 6-ю священниками…»

История обители тесно переплетена с судьбой последнего русского императора. Летом 1914 года, как гласит монастырское предание, царский кортеж, возвращавшийся с Кавказских Минеральных Вод, остановился у границ монастырской земли. Император Николай II с наследником цесаревичем Алексеем вступили на территорию святой обители и вошли в храм, чтобы поклониться чтимой Иверской иконе Божией Матери. Этот визит навсегда остался в памяти монастыря.

Троице-Алексеевский женский монастырь

С началом Первой мировой войны обитель взяла на себя новые заботы. В 1915 году монахини приютили и воспитали детей-сирот 9-11 лет, привезенных из оккупированной Польши. Они жили и обучались здесь вплоть до начала 1920-х годов.

Революционные бури 1917 года и Гражданская война не сразу сломили дух обители. В 1919 году, когда над монастырем нависла угроза закрытия, игумения Анастасия проявила мудрость: община была зарегистрирована как сельскохозяйственная артель. Под этой вывеской монашеская жизнь продолжалась и в годы гонений. Сестры трудились на птичьем и скотном дворах, в хлебопекарне, на кухне, содержали большую пасеку, фруктовый сад, искусственные пруды для рыбы и прекрасный розарий.

Все оборвалось в 1929 году. Монастырь был окончательно закрыт, имущество конфисковано. Сестер изгнали, а семидесятилетнюю игумению Анастасию с ближайшими помощницами осудили и отправили в шестилетнюю ссылку в Сибирь. После ссылки, больная и ослабевшая, матушка Анастасия доживала свой век у племянницы, а после ее смерти – с помощью вернувшихся к ней сестер-монахинь.

здание храма в поздние годы

Разрушение постигло и монастырские строения. В 1930-е годы на землях монастыря расположился свиново дческий Коопхоз №1. Главы храма и колокольню разобрали, в самом храме устроили клуб свиносовхоза. В келейных корпусах размещались то детский дом, то мастерские, то склады. Богатейший сад вырубили, пасека погибла. Разобрали на камень часовню, игуменский домик, хозяйственные постройки и даже булыжные дорожки. Источник замусорили, пруды превратились в болота. Территория бывшей цветущей обители стала заброшенным пустырем.

Хорошие дела в советские годы не только старались не вспоминать, но и обвиняли бывших купцов бог знает в чем. В 1968 году ростовская газета писала: «…многие ростовчане, поднимаясь с набережной по переулку Подбельского, не могут не обратить внимания на старый дом по улице Баумана № 20. На крыше его вырос целый сад из 12 деревьев айланта. Причем – нерукотворный. Его создала природа…

— Чего только не делали, — сокрушаются они, — и рубили, и спиливали, и корчевали. Глядишь, деревья снова, как на дрожжах, растут. И откуда они только себе питание добывают?

Виноватым оказался его бывший хозяин – купец Самуил Федоров. Он соорудил мансарду, обложил ее кирпичом, а пустоты забил саманом. Немало гроз видел старый дом. В 1941-м угодила в его угол фашистская бомба, пробила этажи и застряла в подвале. Две другие разорвались возле самих стен. Дом дал трещины. А остальное сделал ветер и дождь. Один занес сюда крылатку айланта, другой щедро напоил ее водой, а пищи для корней хоть отбавляй: саман за 90 лет весь перепрел»..

дом купца Федорова

Но, тем не менее, память добрая о купце и его делах сохранилась. Новая страница истории этого места началась в 1991 году, когда Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви в Ростовской епархии был учрежден Свято-Иверский женский монастырь.

Сегодня обитель трепетно хранит память о своем основании в год рождения цесаревича Алексея. В память о мученической кончине Романовых в Екатеринбурге в 1918 году, на территории монастыря в 2018 году был установлен и освящен Крест-памятник Царственным Страстотерпцам. А в восстановленном здании старого храма икона царственных страстотерпцев

История обители это живой урок стойкости и веры — от скромной Троице-Алексеевской общины, основанной в честь рождения наследника престола – к возрожденному Свято-Иверскому монастырю, хранящему память о прошлом. Все это вы можете увидеть и ощутить сами, посетив монастырь на северной окраине нашего города.

Оксана Мордовина