Королева патефона. Изабелла Юрьева

Королева патефона. Изабелла Юрьева

22.09.2021 Автор Георгий Багдыков 278

Много интересного я узнал о легендарной певице Изабелле Юрьевой от своего знакомого, известного пианиста Александра Сариева, который долгие годы аккомпанировал великой певице.
Александр Сариев родился в Ростове, в Нахичевани, в интеллигентной армянской семье. На 23-линии в Нахичевани, где раньше жил я, жили и его родственники и друзья. С детства он был увлечен музыкой и, конечно, считал, что это великое счастье- аккомпанировать Изабелле Юрьевой! Кстати, Александр Сариев аккомпанировал и Алле Баяновой, и Нани Брегвадзе. Сариев мне рассказал много интересного из жизни Изабеллы Юрьевой, а также о своих беседах с ней.


Изабелла Юрьева родилась в многодетной семье в Ростове-на-Дону в 1899 году (по паспорту год её рождения значится 1902). Её отец, Даниил Григорьевич Ливиков, был мастером по театральным шляпам. С детских лет Изабелла увлекалась музыкой. Хотя родители мечтали, чтобы дочка стала врачом.


Юрьева обучалась в Петрограде у известного пианиста и композитора А.В. Таскина и уже в 20-е годы стала выступать с концертами. В 1922 году она с успехом давала концерты в Ростове-на-Дону. Она исполняла русские романсы, лирические песни. Её называли королевой русского романса. В 1925 году Изабелла Юрьева вышла замуж за юриста Иосифа Аркадьевича Эпштейна. Он был известен под творческим псевдонимом Иосиф Аркадьев. Аркадьев написал тексты к песням Юрьевой, которые потом стали шлягерами.


Изабелла Юрьева прожила долгую, интересную и увлекательную жизнь. В двадцатые годы вместе с мужем она уехала на гастроли во Францию. Но Изабелла тосковала во Франции по России. Александр Сариев мне рассказал, что Юрьева ему жаловалась на московские «пробки» и говорила: «Сашенька, эти «пробки» ужасны, такие же были в Париже в 20-е годы. Из-за них я родила своего ребёнка в такси». О том, что Юрьева своего ребенка родила в парижском такси, известно хорошо. Она не раз об этом рассказывала журналистам. Но как вспоминает Сариев, московские «пробки» она считала ещё более ужасными, чем парижские. И все же Изабелла Юрьева не могла жить без России, без русского слушателя. Ведь только в России могли любить по-настоящему русский романс. Юрьева вместе с мужем возвратилась в Советский Союз. И уже в конце тридцатых годов она начинает записывать пластинки. Она стала невероятно популярной в Советском Союзе. Но, как это часто бывает, к несчастью, в нашей стране, вскоре попадает в опалу. Её обвиняют в «цыганщине», критики требуют «осоветить» репертуар, сделать его более понятным рабочему человеку. От Юрьевой требовали, чтобы она избавилась от буржуазной пошлости и стала ближе своим творчеством к человеку труда. Но никак Юрьева не вписывалась в понятие «советская певица». Ей даже запрещали выступать, меняли тексты её классических романсов.


Александр Сариев вспоминает, что Юрьева говорила ему: «Сашенька, то были люди без вкуса и чувства юмора».
Об Изабелле Юрьевой вспомнили вновь, когда началась Великая Отечественная война и стали создаваться фронтовые концертные бригады. Поскольку Юрьеву любили простые солдаты, то её стали приглашать выступать на фронте. И она выступала в госпиталях, на призывных пунктах, ездила на Карельский фронт, в разрушенный Сталинград. После войны Изабелла Юрьева объездила весь Советский Союз с гастролями. Она пела старинные русские романсы, лирические песни. Но так и не получалось у неё петь о комсомольцах, хлеборобах и сталеварах… И снова стали критиковать Юрьеву в советской печати… Её песни называли «порочными и идейно непристойными». В то время активно боролись с «легким жанром» и «тлетворным влиянием Запада». Изабелла Юрьева была человеком с сильным характером. Она наотрез отказалась петь песни, которые ей рекомендовали советские идеологи и цензоры. Юрьева любила повторять слова великой актрисы, тоже нашей землячки, Раневской. Раневская говорила, что сняться в плохом фильме – это всё равно, что плюнуть в вечность.


В апреле 1964 года в ленинградском театре эстрады Изабелла Юрьева дала последний концерт и объявила об уходе с советской эстрады. Она ушла со сцены в рассвете творческих сил. В 90-е годы минувшего столетия она стала вновь выступать, её творчество стало вновь востребованным. Именно в те годы и работал с Изабеллой Юрьевой мой знакомый пианист Александр Сариев. Именно в те годы вновь вспомнили о заслугах Юрьевой перед российской эстрадой. Ей было присвоено звание народной артистки России в 1992 году. В сентябре 1999 года в Государственном концертном зале «Россия» торжественно отмечали 100-летие со дня рождения Изабеллы Юрьевой. Её тогда наградили орденом «За Заслуги перед Отечеством IV степени».


Изабелла Юрьева искренне, всем сердцем любила свой родной город Ростов-на-Дону. Александр Сариев вспоминает, что она могла на концерте, на котором присутствовали члены российского правительства, сказать: «Саша, расскажите, пожалуйста, нашим министрам, какие вкусные помидоры в Ростове. В Москве по вкусу я не могу отличить помидор от огурца. А вот в Ростове помидоры бесподобно вкусные».
На своих концертах Изабелла Юрьева часто признавалась слушателям в любви к Ростову, к городу, в котором она родилась, в котором прошло её детство.


Умерла Изабелла Юрьева 20 января 2000 года в Москве. Похоронена на Донском кладбище. На могиле установлен памятник, на котором выбиты портрет певицы, изображающий её в молодые годы и надпись: «Народная артистка России Изабелла Юрьева. 1899-2000.».

Георгий БАГДЫКОВ.