НЕИЗВЕСТНАЯ ЛЕКЦИЯ МАРИЭТТЫ ШАГИНЯН

НЕИЗВЕСТНАЯ ЛЕКЦИЯ МАРИЭТТЫ ШАГИНЯН

08.03.2022 Автор Георгий Багдыков 660

   Мариэтта Сергеевна Шагинян (2 апреля (21 марта) 1888 − 20 марта 1982) – известный советский писатель, поэт, публицист, ученый. Она свидетель и участник исторических событий XX века − Первой мировой войны, февральской революции 1917  года, Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны, эпохи строительства социализма, Великой Отечественной войны, восстановления и прогресса страны в последующие десятилетия. Эти важнейшие этапы развития нашего государства Мариэтта Шагинян отразила в своем творчестве − романах, повестях, рассказах, стихотворениях, монографиях. Мариэтта Шагинян была Героем Социалистического Труда, лауреатом Сталинских и Ленинских премий. Она автор знаменитой «Ленинианы». Молодые годы писательницы прошли в нашем  городе, она жила в Нахичевани. Публиковалась в газете «Приазовский край».

   Мало кто знает, что Мариэтта Сергеевна писала еще и  замечательные стихи, а до октябрьской революции общалась и  дружила со многими поэтами Серебряного века.

   Шагинян была необычной женщиной. В Нахичевани многие  современники считали, что она «не от мира сего». Действительно,  она была многогранно талантливым и неординарным человеком. Например, будучи коммунисткой, искренне верящей в учение  Маркса, она с уважением относилась к христианской вере, к  библейским заповедям, тесно общалась с Католикосом всех армян Вазгеном I. Кстати, Шагинян октябрьскую революцию восприняла как событие христианско-мистическое.  

   В книге «Приключение дамы из общества» Шагинян описывает перелом в сознании русской интеллигенции под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. А в начале двадцатых годов минувшего века опубликовала серию агитационно-приключенческих повестей «Месс-Менд», имевшую большой успех. По этой книге был снят фильм.

   Поэтому мне было интересно узнать, как менялись взгляды  Мариэтты Шагинян с возрастом. А это возможно проследить,  изучая ее дореволюционные публикации в газете «Приазовский край».

   Недавно ростовский краевед Оксана Мордовина прислала мне интересную заметку из газеты «Приазовский край» за 1913 год. Заметка называлась незамысловато: «Лекция М. Шагинян». В частности, газета сообщала, что в нахичеванском коммерческом  собрании состоялась лекция М. Шагинян на тему «Две морали». В те годы было модно рассуждать на тему новой морали, роли  семьи в обществе. Должна ли быть семья? Надо ли хранить верность? Что есть любовь? Возможна ли любовь в семье? Подобные вопросы поднимаются и сегодня в обществе. Но первые предпосылки той сексуальной революции, которая произошла в  шестидесятые годы минувшего века на Западе, были тогда, в начале двадцатого века, у нас в России. Это можно понять, изучив  доклад Шагинян. О чем же говорила и писала она в 1913 году?

   «Удобство, благополучие, инстинкт семейственности − вот три кита родовой морали, ставшей в оппозицию с индивидуальной моралью. Будь я один, я ничего не боялся бы, но у меня семья, и я не могу рисковать ея жизнью. Этот конфликт индивидуальной морали с родовой показывает глубокое значение исторической культуры, вот почему и родовой эрос неизмеримо разрастается и постепенно вытесняет человеческое «я». Чем крепче мы сидим на земле, чем родовое ближе, тем совесть наша как бы чище».

  Шагинян утверждала также, что брак − это целое море взаимных  требований, ничего общего с любовью не имеющее. И потому  ужас семейного быта в том, что он притупляет любовь и  уничтожает ее истинное значение.

   По мнению Шагинян, любить надо так, чтобы эта любовь была свободна от страха. Писательница утверждала также, что телесная близость не заменит жажды любви. И вывод (а в 1913  году ей  было 25 лет) она делала такой − жениться хорошо, а не жениться еще лучше.

  Кстати, некоторые исследователи считают  Мариэтту Сергеевну  Шагинян одной из первых феминисток Нахичевани. Я думаю, что так и есть. Да и эпоха была такой. Все жаждали свободы, нового устройства общества.

   Конечно, представители старшего поколения не принимали  подобных взглядов. Но Шагинян уже тогда считалась талантливой  писательницей и хорошим оратором.

   Автор заметки «Лекция М. Шагинян» пишет: «Отсутствие последовательности в речи, разбрасывание и не в меру частое цитирование различных авторов являются недостатками молодой лекторши, но она обладает большой эрудицией и хорошим литературным слогом. Публика приняла ее тепло и слушала с большим вниманием».

   Автор заметки был прав. Мариэтта Сергеевна Шагинян  впоследствии стала замечательным писателем и прекрасным оратором.

   А вывод ее лекции 1913 года мне хорошо понятен. Этот вывод  был сформулирован Сократом еще задолго до Шагинян. Когда  один человек спросил у Сократа, жениться ему или не жениться, то он ответил: «Делай, что хочешь, − все равно раскаешься». Правда, потом добавил: «Женись непременно. Попадется хорошая жена − будешь счастливым. Плохая − станешь философом».

   Жениться или не жениться? Тема вечная. Но я уверен, что семья  будет всегда, пока существует человечество. Так устроен этот мир, так устроены люди. Они не могут быть одни. Мужчина и женщина всегда будут стремиться друг к другу, чтобы соединиться в любви, чтобы продлить род.

   А что касается Шагинян… Я недавно вспоминал ее вновь. И вот почему. Она всегда боролась за права трудового народа, конечно, в том числе и за права женщин. Ведь, как я уже писал, ее считали одной из первых феминисток Нахичевани. Поэтому мне стало интересно: как бы она отнеслась к тому, что сегодня происходит в мире? Как бы отреагировала на то, что в Европе отменяют понятие папы и мамы, а вводят какое-то бесполое понятие «родитель»? Как бы она прокомментировала то, что сегодня после прихода к власти талибов происходит в Афганистане? Другая крайность. Там запрещают женское образование. Недавно средства массовой информации сообщили, что женщинам талибы (Талибан − организация, запрещенная на территории Российской Федерации) не разрешают также заниматься спортом, а волейболистку, члена сборной страны, казнили.

   Конечно, эти вопросы риторические. Но над ними стоит  задуматься. Ибо мир явно идет куда-то не туда. Но это на мой взгляд, конечно… Не думаю, что ради того, чтобы у нас появились «родители № 1 и № 2», жила и творила Шагинян. Вряд ли она могла также предположить, что из-за занятий спортом женщин будут убивать. Но мир таков, каков он есть. И Шагинян в этом уж точно не виновата.

Георгий БАГДЫКОВ.