Католическая церковь Ростова
25.12.2024 111Считается, что в мире более 1 миллиарда 300 миллионов католиков. Конечно, есть они и в Ростове-на-Дону.
В нашем городе есть также католическая церковь Тайной Вечери. Когда-то я был приглашен на открытие этого храма. 19 сентября 2004 года состоялось освящение церкви Тайной Вечери, на которое прибыли верующие и гости из многих стран мира. Помню, были представители Нигерии, Анголы, ЮАР, Замбии, Чили, Перу, Польши, Германии, Грузии, Украины, Армении и других стран. Надо сказать, что и сам обряд освящения тоже стал тогда международным действом.
Признаюсь, я был удивлен, когда узнал, что почти половина прихожан католического храма Ростова − это армяне. Вторая половина состоит из поляков, иностранных студентов, африканцев. Кстати, сегодня католическая церковь прирастает за счет Африканского континента. Там сильна миссионерская деятельность католиков. Немало африканцев отказывается от своих верований и переходит в католичество. Но все же надо отметить, что при этом африканские народы сохраняют свою самобытную культуру и обычаи.
Конечно, возникает, я думаю, у многих вопрос: почему в ростовском католическом храме половина прихожан − армяне?
Дело в том, что подавляющее большинство армян являются чадами Армянской апостольской церкви. Еще одно ее официальное название − Армянская апостольская православная церковь. Она относится к Древневосточным православным церквям. Эти церкви называют еще дохалкидонскими. В Халкидоне в 451 году прошел Четвертый Вселенский собор. Решения этого собора не всеми церквями были полностью приняты. Возникли некоторые разногласия, которые, к сожалению, существуют до сих пор. Духовный центр армян находится в Святом Эчмиадзине, в Армении.
Но при этом есть и армяне-католики. Кстати, немало армян, которые являются прихожанами Русской православной церкви. Если честно, то православных армян сегодня значительно больше, чем католиков. Однако при этом у армян-католиков есть своя церковь.
Армянская католическая церковь была образована в 1742 году. В том же году папа Бенедикт XIV утвердил бывшего епископа Армянской апостольской церкви Авраама Ардзивяна (1679−1749) католическим патриархом Киликийской Армении с резиденцией в Ливане. Новый патриарх стал именовать себя Авраам Петр I, и все, кто наследовал патриарший престол, также вводили в свой церковный титул имя Петрос (Петр). Кстати, сегодня духовный центр армян-католиков также находится в Ливане, в Бейруте.
Современные армяне-католики Ростова являются в основном переселенцами из Грузии. Все эти люди приехали в Ростов в конце XX века, когда войны в Закавказье, экономическая и социальная неустроенность заставили этих беженцев искать лучшей доли в России. Но при этом армяне-католики сохранили свою веру и свои традиции. К счастью, сегодня между Армянской католической и Армянской апостольской православной церквями нет антагонизма. А раньше такой антагонизм был.
Интересная деталь. Мои предки, армяне-переселенцы из Крыма, в 1779 году, основав город Нор Нахичеван, сделали все возможное, чтобы с ними не переселялись армяне-католики, которые тоже жили в Крыму. Надо сказать, что армяне-католики все-таки были переселены из Крыма. Но до Дона они не дошли.
Армяне-католики переселялись из Крыма под предводительством патера Якова. Они дошли до Екатеринославля. А мои предки, армяне-григориане (их тогда называли так потому, что Армению крестил Григорий Просветитель), пришли на Дон, основав город Нор Нахичеван и пять сел. Екатерина Великая, которая организовала переселение армян, прекрасно понимала, что именно православные (пусть и «не совсем правильные») армяне должны жить с казаками и обустраивать новые земли. Уж точно не католики. В те времена вопросам веры придавали даже большее значение, чем национальности.
Что же касается армян-католиков, то им дали официальное разрешение вернуться из Екатеринославля в Крым в 1787 году. Они так и поступили. Думаю, что царское правительство таким образом решило избавить паству Новороссии от влияния Папы Римского. Но это мое личное мнение.
Что можно сказать еще? История всегда интересна и поучительна. И на примере этой католической церкви Ростова-на-Дону можно говорить о веротерпимости нашего народа.
Георгий БАГДЫКОВ.