Как искусство сложить в личный кубик Рубика. Мастер-класс с Дмитрием Гончаровым
23.07.2024 308
«Жизнь человека отражается в искусстве во всём многообразии ее форм и образов. Честно говоря, мне порой казалось, что я один живу разными жизнями, настолько разные вещи меня привлекают. Но тем интересней мне жить. Я реализую себя, свои идеи в разных областях »
Рождённое воображением творческого человека, выражение его мыслей и чувств преобразуется в художественные образы. Будучи результатом вымысла, тем не менее образы эти являются отражением действительности и оставляют отпечаток на реально существующих предметах, становясь частью человеческой истории.
О присутствии искусства во всех сферах, о его влиянии на жизнь человека, и что вообще представляет собой этот вектор освоения мира человеком — об этом поговорим сегодня с нашим новым героем- художником-дизайнером Ростовского регионального отделения Творческого Союза Художников России, руководителем секции «Живопись» в ТСХР, Дмитрием Николаевичем Гончаровым в рубрике «Герой дня».
— Ассоциации с Вами после просмотра работ -это человек, который обожает все южное. Вы будто со своих работ спрашиваете «А вы любите юг так, как люблю его я?»
Такая откровенная любовь ко всему южному, откуда она в Вас?
— Я сам ведь ростовчанин. Ростов это моя малая родина. Город наш не просто так многими именуется «южной столицей» России. Вообще весь наш российский юг это уникальная архитектура и культура, это неповторимая атмосфера южных городов!
Я вообще по работе очень много разъезжаю, и в основном по югу страны. Сегодня я работаю арт- директором, руковожу макетной студией, между прочим, когда-то первой появившейся в нашем городе. Владикавказ, Нальчик, Геленжик, Новороссийск, Сочи — так вышло, что я уже их знаю как свои пять пальцев. Бываю довольно часто в этих городах, и каждый раз нахожу что-то новое- в каждом есть на что полюбоваться, что написать.
— Поездка это ведь путешествие, а путешествие это тоже источник вдохновения. Поездки, можно сказать стали вашим образом жизни?
— Да, так и получилось. Вообще для творческого человека поездки необходимы, они развивают креативность нашего мышления- появляются свежие идеи, открываются новые горизонты, появляются новые друзья.
А одна поездка даже изменила мою жизнь. Так получилось, что я после окончания ростовского училища Грекова уехал в город Харьков и поступил там в институт, нашел там свою половину, прожил в этом городе восемь лет.
— Как мы и говорили, все в нашей жизни связано с творчеством
— А как раз и началось все с живописи. Она меня, так случилось, всю жизнь преследует. В хорошем смысле слова конечно.
Когда я учился на оформительском отделении в училище, мой преподаватель Валентин Иванович Мамонтов заложил в меня эту любовь к живописи. У меня даже была попытка перейти на живописное отделение в какой-то момент. Я постоянно с живописцами собирался, с ними выставлялся, поэтому меня на отделении живописи очень хорошо знали и готовы были принять в любой момент.
Но все же выучился я на оформителя. И к окончанию художественного училища отправился в разные города, смотрел разные высшие учебные заведения. Везде, помимо прочего, не нравилась мне энергетика огромных городов-не мое это, я однозначно понял.
А преподаватель мой, Валентин Иванович, будучи сам выпускником Харьковского художественно- промышленного института, мне посоветовал поехать присмотреться к этому городу.
И формат города Харькова мне чем-то напомнил Ростов. И по количеству жителей на тот момент и по возрасту, и по многим другим показателям. Я понял, что мне комфортно и хорошо в этом городе. И ехать совсем недалеко.
Но самое главное еще было для меня то, что когда я приехал, там уже учились наши ребята. Конечно, я сразу зарядился атмосферой, стал присматриваться и мне нравилось, что ребята учились и делали то же что и я- мы были, как сейчас говорят, на одной волне.
— Надо же, бывает действительно такой симбиоз, когда преподаватель чувствует ученика и он понял, что Вам там будет все по душе. Интересно, какую стезю Вы выбрали там?
— Мамонтов наблюдал за моей творческой жизнью и дал хороший совет. Ты взрослым мужчиной становишься- сказал он, -семья будет, живописью одной кормиться тяжело,
нужно иметь еще какое-то ремесло в руках, обрати ка внимание на книжные иллюстрации.
И действительно, я посмотрел, мне понравилось, но еще больше понравился мне графический дизайн. Через пол года я уже созрел до того, что если заниматься дизайном, то надо с корнями уходить в него. Как говорится — делом надо заниматься серьёзно или не заниматься им вообще. Так я погрузился в промышленный дизайн.
— Как у Вас интересно получилось. Довольно резкий переход- от живописи в промышленный дизайн. Понятно, что и то и другое являются изобразительным искусством, но тем не менее
— Вы же не забывайте, что я южный, темпераментный человек, мне свойственны резкие перемены.
И кстати, я когда пришел сдавать с холстом и маслом промышленный дизайн, многие удивились. Все ребята пришли с аккуратной акварелью, а я с кистью и мастихином. Такой размах был у меня творческий. Баллов в итоге мне хватило и меня приняли в Харькове учиться.
На самом деле, все это хорошая «грековская» основа выручала меня не раз!
— Такая сильная закалка- основа ростовского училища Грекова?
— Да, училище было отличным стартом. Во время учебы в харьковском институте, конечно же не всегда успевал посещать занятия. Но я получил хорошую базу в Ростове. Очень сильные педагоги там были и есть во все времена.
Преподаватель в Харькове по моей технике, по характеру рисунка даже сразу определила, что я из грековского, что учился у Мамонтова.
— Несмотря на то, что корнями, как Вы сказали, Вы в дизайне, однако продолжаете и не отпускаете живопись? Дизайн Вы сделали своей работой, а живопись это для души?
— На самом деле для души и первое и второе. Да, дизайн это заработок, живопись это я. Такой хороший творческий симбиоз во мне получился.
Вообще, я вам открою секрет, у меня сложился мой личный кубик Рубика в искусстве. Я понял, что все- едино. Все виды искусства: дизайн, архитектура, живопись, скульптура, монументализм- все это подчинено, по сути, одним законам композиции. Везде работают законы гармонии, колористики. Все виды искусства объединяет то, что авторы выражают собственные мысли или взгляд на окружающее. К тому же, все виды искусства входят, как составляющие, в общечеловеческую культуру.
Какую сторону жизни не возьми- все взаимосвязано, во всем искусство.
Вот, к примеру, дизайнер проектирует мебель. Она имеет свои пропорции, цветовую гамму, к этому прибавляется функциональность. А как можно все это сделать, чтобы было красиво и гармонично? Это тоже искусство, ведь мебель тоже — арт-объект.
Или вот другой пример- есть автомобили нелепые просто, а бывает, что автомобиль становится настоящим предметом искусства.
— А ведь действительно, искусство правит миром. Взаимодействие человека с искусством случилось еще в глубокой древности, став одной из важнейших ступеней в эволюции
— Так и есть. Любой творческий процесс- искусство. Помните, раньше дизайнер как назывался? Художник-конструктор. Я считаю это по семантике правильное определение.
Человек, создающий какой-то объект, будь то мебель, здание, роспись на стене или скульптуру- он и художник и конструктор.
Все объединено- художник, он творец, он создает. Когда все это сочетается, получается что-то действительно уникальное и красивое. Тем более, все в мире развивается и у нас появляется все больше возможностей пробовать что-то новое, добавлять в творчество.
— Вы вообще именно поэтому, наверное, за все новое и не боитесь браться? Тем интереснее, когда появляется возможность что-то новое создать.
— Есть люди, приверженцы одного какого-то взгляда и стиля. А я считаю, что мир развивается и мы не можем остановиться на чем-то одном.
С коллегами порой разговариваю и они не понимают и не принимают новаторские вещи в искусстве. К примеру, мне задают часто вопрос, почему я стал пользоваться акрилом?
А мне этот материал подходит по темпераменту. Я человек такой, что просто не могу порой долго ждать, пока работа высохнет. Акрил дает мне возможности писать за то время, какое я сам определяю.
Многие же рассуждают так- раньше не писали акрилом, зачем начинать. На что я отвечаю, что раньше много чего не было, однако мы развивается и мы можем использовать новые возможности. Человечество так долго шло к плоской кисти- от перевязанной ворсы животных с палочкой. А потом создали в эпоху Рембрандта плоскую кисть и все просто стало и удобно. И мы этим изобретением с удовольствием сейчас пользуемся.
Еще я считаю, что подвергать сомнению всегда нужно многое, чтобы было желание пробовать новое. Хороший дизайнер постоянно в состоянии эксперимента находится, постоянно обогащает себя новыми знаниями. Это и есть развитие.
— А вот возможно ли оставаться уникальным в современном мире, когда даже новости распространяются со скоростью света?
— Честно Вам скажу, сейчас такое время, что сложно быть уникальным. Все идут одним путем поначалу, а потом уже определяют свой личный путь и путем новых знаний и умений вы начинаете отличаться от других. Это постоянная работа над собой, с окружающим миром.
Когда-то давно была история. В эпоху, когда еще интернета не было. Я делал по заказу логотип. Долго думал, ломал голову и в итоге выдал интересный логотип. Заказчик остался очень доволен.
В то время я за отличную учебу был премирован стажировкой в ФРГ. Из поездки привез кучу литературы и среди прочего мне подарили огромный каталог логотипов. Взяв в руки этот каталог, я скорее бросился смотреть, какие логотипы есть на ту букву, на которую делал я. Начал листать и обалдел- я увидел похожее на мной созданный логотип!
Это было практически полное попадание в то, что я сделал. А ведь это было мое, новаторское, эксклюзив. Но оказалось, где-то в другой стране человек мыслил похожими образами, работая над логотипом.
Нам в современное время для создания нового нужно компилировать, брать друг у друга, комбинировать, экспериментировать. Только так что-то интересное будет появляться.
— Отличиться и выделиться из основной массы людей порой сложно, как и изобрести что-то новое довольно трудно. Но постоянные эксперименты это ведь метод познания. И такого рода экспериментом, я знаю, у Вас был монументальный проект- диорама «Куликово поле» в Тульской области
— В этом проекте, можно сказать, я по-новому реализовался. Я в нем выступил как художественный руководитель. Проект этот очень сложный сам по себе, там все компьютеризировано: по сценарию включался и выключался свет, лягушки квакали, анимированные фигурки людей- смотрящий на заставе, кузнец молотом бьет по наковальне. Много деталей и тонкостей было, очень сложный проект.
Один только компьютерный софт чего стоил — мы оживили диораму посредством светодинамики, механических движений и звуковой дорожки. Диорама стала своего рода моделью, которая состоит из разнообразных элементов и позволяет представить зрителям такой потрясающий исторический момент.
— Куликовская битва – ключевой момент в истории нашей страны. История продолжает вдохновлять поколения
— Еще бы! Мне посчастливилось перед началом работы побывать на раскопках, соприкоснуться с историей, насколько это возможно ощутить все это и свои ощущения передать зрителям в виде объемной картины.
Как я уже говорил, создание такого проекта -дело нелегкое, но очень увлекательное. На макете задник должен был быть в 3д-графике, но он был очень сложной формы и я понял, что когда человек будет смотреть, передвигаться, будут большие перспективные искажения.
— Вы в этой работе как раз и были художником- контруктором?
— Да, тут одного художественного взгляда и мастерства было недостаточно. Я предложил несколько усложнить работу. Мы построили целую комнату -макет, все скоординировали, проверили. Потом разобрали и потом уже на месте опять ее собрали.
Пришлось закруглять острые углы, трехмерная графика в итоге не подошла и я решил эту задачу эмпирическим путем — я решил нарисовать все это. В итоге неделю я потратил на эту подготовку и у меня получилось! Искажения свелись к минимуму
— Это еще раз доказывает, что Вы любите такие новые ребусы. Вы так смело беретесь за все
— Да. В диораме много было разных ноу-хау нами использовано, я конечно все секреты выдавать не буду. Но вы только представьте себе это полотно, размером около 12 квадратных метров — такой была площадь макета. Целая ниша в большом зале была им занята в Государственном музее- заповеднике «Куликово поле».
Это был потрясающе интересный опыт. Таким делом можно гордиться. Вообще там места интересные- все связано с историей, красота потрясающая.
— Раз уж о красоте природы заговорили, хочется спросить по поводу пейзажей. У Вас огромное количество разнообразных пейзажей. Как у вас случается писать их- по памяти, по фото или предпочитаете на пленере?
— Конечно интереснее писать на пленере. Работы получаются совершенно разные — созданные в мастерской и написанные на открытом воздухе.
Но вы сами понимаете, это такая невиданная роскошь- в нынешней жизни найти время и выйти писать на пленере. Поэтому я всегда беру с собой в командировку этюдник. И при любой возможности его использую.
К примеру, я как-то приехал во Владикавказ и из холла гостиницы увидел шикарный вид. Тут же я поставил этюдник, схватил кусок картона и начал писать. Этим, правда, я сильно шокировал персонал гостиницы, меня отругали конечно. Но я пишу быстро и в итоге остался чудесный пейзаж с натуры на память.
Обычно я стараюсь сделать с натуры хотя бы маленький этюд, а потом уже дописать большую работу.
Фотографию ведь тоже невозможно просто взять и скопировать. Фото или набросок это лишь вспомогательный вариант для художника.
Вот например. У нас полдень и лежат черно-синие тени. Но так видит объектив, а человеческий глаз ведь увидит все иначе- миллион разных оттенков и рефлексов теплых в холодном.
Или другой пример приведу. Как написать ночь? Я в 17 лет как-то пытался писать ночь с натуры. Поставил лампу, направил в темноте ее на холст. Но оказалось уже не то! Зрачок расширяется, сужается и ты уже видишь все иначе.
И тогда я понял, что путь тут один- сесть, насладиться, напитаться, запомнить и свое впечатление и отношение перенести на холст.
Мы все пытаемся поначалу копировать натуру. Но для сознательного художника натура является поводом. Вот речка, вот деревья — но нужно передать свои ощущения, то , что видишь надо переработать. Таков мой принцип работы.
— То есть, в каждый пейзаж Вы вкладываете что-то от себя?
— Абсолютно так. Зачем просто копировать? Я на то и творец, чтобы в работу вкладывать своё: отношение, видение мира и настроение.
— Вот Вы сейчас как раз дали ответ на частый вопрос «Какой смысл рисовать, если есть фотоаппарат?» В каждую работу создатель привносит что-то свое, делая ее уникальной
— Фотографией, кстати, я тоже увлекался. Это ж техника, а она всегда меня привлекала. Отсюда был в свое время и выбор направленности — промышленный дизайн.
Честно говоря, мне порой казалось, что я один живу разными жизнями, настолько разные вещи меня привлекают. Но тем интересней мне жить. Я реализую себя, свои идеи в разных областях.
— Про области. Как бы Вы наш Юг охарактеризовали? В чем его уникальность?
— Как я уже говорил, я много попутешествовал по всей стране. И в средней полосе часто бывал и севернее. Конечно везде все разное- и культура и люди, природа. Родина наша большая и это просто кладезь разнообразия.
Очень интересно наблюдать за жителями других регионов. На Волге, например, люди не торгуются на рынке. Это меня очень удивило. Как это так, не торговаться, у нас так принято, это даже скорее уже традиция местная.
Люди у нас совсем другие, нежели на севере. Мы очень экспрессивыне, энергичные, быстро думаем, быстро говорим, быстро принимаем решения. Все делаем от души- если кого -то принимаем и нам этот человек по душе, то это будет любовь на всю жизнь, будем с ним делиться последим. А еще у нас зимой до минус 20, а летом до плюс 40! Вот так и живем!
Душой я всегда держусь за юг- степь, море, горы, жарко, зеленое все. У нас и живопись активная, яркая, заряжающая. Первая моя персональная выставка так и называлась «Краски юга». Весь наш местный колорит показал, все что во мне было, выдал.
— Я знаю, у Вас есть еще и опыт проведения мастер-классов с детьми. И в этой стезе Вы себя пробуете. Тут тоже ваше творческое пространство открывает широкий простор для увлекательных экспериментов?
— С детьми, конечно, очень интересно работать! И у меня был такой необычный опыт- пригласили меня летом в известный детский лагерь «Орленок» на Черном море. Задача была занимательная, нужно было провести мастер класс на 300 детей. В этом лагере отдыхает много юных художников.
И вот мы расположились там в огромном амфитеатре. Это самое большое на юге сооружение с экранами, на которых меня было видно, ко мне прикрепили микрофон и ребята все меня хорошо слышали.
Сначала я показал свои южные пейзажи. Мы познакомились и стали делать пейзаж по мотивам моих работ.
Это был интереснейший опыт, очередной эксперимент для меня, а я ведь это люблю.
Настроил себя и все получилось! Организаторы были довольны, дети в восторге, я сам в восторге был.
За два часа я сам создал полноценный пейзаж создал, который оставил в лагере на память. Ребята рисовали вместе со мной, и то, что их было так много меня вовсе не смущало, у нас получился прекрасный контакт.
Я до того увлекся, что потом стал ходить по рядам, помогать доделывать им пейзажи, поправлять, как на уроках я делаю. Совершенно забыл при этом, что их три сотни. Два часа на адреналине, с ощущением неподдельного детского интереса и положительных эмоций.
Уезжал с хорошим зарядом и несколькими пейзажами с натуры, которые там написал.
— Людям всегда нужны позитивные эмоции. Мы хорошо учимся, работаем, общаемся, причём делаем это с большим удовольствием и желанием именно благодаря таким эмоциям.
— Конечно, положительные чувства мотивируют. А еще у каждого человека свои места силы. Места, где они получают сильные эмоциональные впечатления, и они положительные. Именно таким местом для меня является Кумженская роща в черте Ростова.
Моя работа «Облако и красная баржа» для выставки «Под небом России» была написана именно там, на Дону. Захотелось показать мой любимый уголок на донской земле. Место, которое меня вдохновляет. В этом пейзаже всё символично. Но я вам не буду раскрывать свой замысел, каждый должен сам увидеть в моей работе что-то свое. Ведь если искусство заставляет задуматься, то да, цель достигнута!
С художником беседовала Оксана Мордовина