
Тайны ростовских красавиц: букет грез и уксус для бледности
17.06.2025 138Под мерцающим светом газовых фонарей и в тени купеческих особняков дореволюционного Ростова кипела своя, особая жизнь – жизнь в погоне за молодостью и неувядающей красотой.
Жительницы города тех времен, от знатных дам до зажиточных мещанок, были готовы на многое, чтобы соответствовать строгим и порой опасным идеалам эпохи: фарфоровая бледность, румяные щеки без намека на дефект, густые волосы и ухоженные руки. Их арсенал красоты был причудливой смесью роскошных новинок, непонятных снадобий и бабушкиных домашних рецептов.
Перелистывая пожелтевшие страницы дореволюционных ростовских газет – будь то «Приазовский край», «Утро юга» или «Южный телеграф» – погружаешься в удивительный мир, где реклама для женщин царила безраздельно. Это был настоящий водоворот предложений, пестрый, навязчивый и порой до крайности причудливый.

Царство обещаний какое-то! Газетные полосы буквально пестрели объявлениями, адресованными исключительно «милым дамам» и «почтенным барышням». Казалось, не было тогда проблем, которые не взялись бы решить предприимчивые аптекари, парфюмеры и «специалисты» всех мастей.
Так, например, неизвестная никому как тогда, так и сейчас, Анна Чилляг, давала советы как отрастить длинные волосы и я уверена, что женщины охотно ей верили!

Истинным властителем дум и туалетных столиков ростовских модниц, судя по рекламах в местных газетах, была продукция фирмы «Брокар и Ко». Ее мыло и духи, украшенные изящными буковками, были не просто средством гигиены, а предметом вожделения и статусным подарком.
Гений Генриха Брокара тогда проявился в революционной идее – наборах миниатюр: крошечные флакончики духов, кусочки ароматного мыла, баночки пудры и вазелина, упакованные в изящные коробочки. Эта доступная роскошь покорила всех!
Но вершиной величия покорителя ароматов стал невероятный жест- преподнесение Великой Княгине Марии Александровне букета из восковых цветов (ландышей, фиалок, нарциссов), где каждый бутон источал соответствующий натуральный аромат. Этот шедевр парфюмерного искусства принес фирме почетнейшее звание Поставщика Двора Ее Императорского Величества.
Особой популярностью в Ростове пользовалась и «Глицериновая пудра» Брокара – незаменимый помощник в создании модной аристократической бледности. Ради этого эффекта некоторые отчаянные модницы шли на крайности – пили уксус, жертвуя здоровьем ради мнимого идеала.

Рынок средств для красоты в Ростове не стоял на месте. Духи и помада от конкурирующей фирмы «Ралле» также пользовались спросом. Эта компания вошла в историю не только качеством, но и маркетингом: именно «Ралле» первыми догадались заворачивать кусковое мыло в яркие рекламные листки.
Судьба компании была бурной: после национализации в 1917 году она возродилась во Франции, а ее бывший техдиректор, Эрнест Бо, создал позже легендарные духи Chanel №5.
Стремление женщин дореволюционной России к безупречности порождало тогда множество средств.

Борьба с угрями велась с помощью препаратов вроде «Угрина». Веснушки же пытались победить кремами типа «Метаморфозы», обещавшей чудесное исчезновение пигментации за ночь. Журналы пестрели домашними рецептами, например, для «белизны кожи»: смесь огуречного сока, одеколона, воды бузины и бензойной настойки, настоянная и тщательно взболтанная.
Петербургская лаборатория А. Энглунда предлагала «Бальзам Эвкалипти» для мытья волос и освежения кожи головы. Для изменения цвета в ходу была краска «Прима Индиан» из Санкт-Петербурга. А борьба с горячими щипцами шла под лозунгом «Долой горячие щипцы!» – рекламировались приборы для холодной завивки («гафре») с папильотками всего за рубль, часто с приложением модных открыток-образцов.

Для чистки зубов использовали «дантифрисы» (пасты), эликсиры или простые зубные порошки из мела с содой и уксусом. Компания «Дентоль» была одним из известных производителей.
«Кури, сколько желаешь, друг мой!- напутствовала женщина мужчину в рекламе, — только полоскай рот потом Дентолем!»

Маникюр стал обязательным ритуалом. Ногти полировали до зеркального блеска специальными замшевыми «полисуарами», посыпанными розовым порошком.
Стремление к совершенству порой принимало причудливые формы. Один из примеров тому-
реклама«КИЛ»- крымское радиоактивное мыло, сделанное из вулканического порошка, рекламировалось как панацея для тела и волос (мало кто тогда понимал истинные риски радиации).
Пилюли «Матико» обещали «красивую грудь», а прибор «Девелоппер», напоминающий вантуз, предлагал механическое решение той же «проблемы».

Туалетные столики ростовских красавиц начала века были настоящими алтарями красоты, где дорогие флаконы Брокара с их изысканными букетами ароматов соседствовали с баночками домашних снадобий, опасными уксусными эликсирами и экзотическими, а порой и рискованными новинками вроде радиоактивного мыла.

Это была эпоха, где вера в чудодейственную силу парфюмерии, косметики и сомнительных изобретений шла рука об руку с безудержным желанием сиять, соответствовать жестким стандартам и сохранить ускользающую молодость любой ценой. Их секреты навсегда остались в истории города как ароматный и немного таинственный «Букет Грез» ушедшей эпохи.
Оксана Мордовина