Анна Реппу и ее замечательные куклы

Анна Реппу и ее замечательные куклы

04.12.2023 Автор Оксана Мордовина 577

«Куклы у меня присутствовали везде. Это живые персонажи, которые где- то внутри меня живут, а потом просятся выйти»

Забавная детская игрушка давно стала серьезным увлечением взрослых, предметом гордости и уникальным изделием. Изготовление и коллекционирование кукол, причем самых разных, а особенно сделанных вручную, приобретает всё большую популярность в России.

Как из кусочков ткани создать куклу, непохожую на других, обладающую своим характером и неповторимой историей, и поселить ее в свой сказочный мир рассказывает Анна Реппу.

В новом интервью нашей рубрики «Герой дня» мы погрузимся в мир необычных игрушек. Сегодняшней героиней стала Анна Реппу — художник-кукольник, создатель авторских кукол и арт-объектов из различных материалов, член РРО ООО «ТСХР» (творческого союза художников России), руководитель секции «Художественная кукла». Педагог дополнительного образования в области ДПИ. Практикует инклюзивное образование, работает с детьми ОВЗ. Участник областных, всероссийских, международных выставок и конкурсов. Активно участвует в проектах и конференциях, посвященных культурным событиям России, которые связаны с наследием и возрождением традиций.

Собственно, не все знают как называют человека, который делает кукол? Как Вы себя называете?

Делает кукол кукольный мастер, или художник-кукольник. Но второе понятие намного шире-художник-кукольник это человек, который имеет великую фантазию и может воплотить то, что у него в голове. Он многофункционален -он и создатель, и художник, и портной. А мастер это скорее тот, кто может хорошо выполнить заказ. А себя отношу к тем, кто обладает фантазией.

С чего все начиналось?

Я думаю это все начиналось с детства. Я дочка военного, младший и поздний ребенок в семье, к тому же единственная девочка в мужском коллективе семьи. Всем хотелось меня побаловать. У меня чего только не было.

Родилась я в Вильнюсе. Мои дедушка и бабушка были ветеранами Великой Отечественной войны. Мое счастливое детство прошло в кругу любящих людей и среди природы. Дедушка ведь был партизаном, он знал все местные леса, все тропинки в них, деревья и травки. Мы с ним очень много гуляли, собирали грибы и березовый сок. Он был большой выдумщик- чтобы меня развлечь, прятал в дуплах орешки, которые я думала принесла белочка. Вот, думаю такое детство, наполненное приключениями и выдумками и стало началом моей сказки.

Игрушки, как и животных в лесу, я любила всегда. При этом я не любила классических красивых кукол. Я помню, у меня был какой-то страшный заяц, какая-то небольшая собачка. Они как раз и были моими любимцами.

А однажды мы поехали в деревню, там была какая-то моя прапрабабушка, очень старенькая, и вот она умела делать народных кукол -мотанки. Такие куклы, сшитые из ткани методом мотания. Меня оставили на несколько дней с этой прабабушкой и она мне сделала мотанку. Но мне с ней грустно было играть, потому что у нее не было лица и я сразу же нарисовала ей глазки. Она стала любимой игрушкой.

Еще в детстве я лежала как-то в больнице и там было мне скучно. Я делала из бутылки от минералки и кожуры банана кукол: вставляла кожуру от банана хвостиком в бутылку, надирала мелко шкорку- и вот у меня была кукла с длинными золотыми волосами. А утром они засыхали и кукла меняла прическу на коричневые кудряшки.

С вами везде присутствовали рядом вымышленные герои получается?

Да, куклы у меня присутствовали везде. И мне вечно жалко было если даже на картинке кто-то один. Так, однажды я в книге к картинке, где был изображен Ленин подрисовала ему компанию. Увидев это, папа мой сказал «Давай это никому не будем показывать». Советское время было, сами понимаете, не до шуток.

А еще было так. Идем мы с дедушкой из садика, а я ему говорю: «Это мое дерево, это мой друг». Дедушка удивляется и спрашивает, почему это мой друг дерево? На что я отвечала : «Мне надо у него поплакать, только тогда я потом иду в садик» — так не любила ходить в садик.

Фантазия моя была везде. С кем-то я постоянно разговаривала, кого-то видела, что-то делала, создавала. На самом деле это все живые персонажи, которые где- то внутри меня живут, а потом просятся выйти.

Мама мне в определенном возрасте даже запрещала играть в кукол. Ей было стыдно, что ее пятнадцатилетняя дочь все еще ведет себя как маленький ребенок. А бабушка присылала мне в это время литовских Барби. В Вильнюсе было целое производство своего вида кукол типа Барби, таких же фигуристых красавиц. Я с радостью шила вещи на этих кукол, строила им домики в шкафу. Все это спрятано было в глубине, за вещами, чтобы мама не увидела мой кукольный мир.

Детство закончилось тем, что очень скоро я вышла замуж, в 19 лет и родила сына -чтобы было с кем играться.

Первый ребенок для мамы — это последняя кукла- так и вышло?

В конечном итоге меня просто затянула взрослая жизнь. Это было прекрасное время, но кукол пришлось отложить. В перерыве между первым и вторым ребенком была работа, творчество я себе позволить не могла в силу различных сложившихся обстоятельств и событий. Период этот как-то провалился.

Но когда второй сын пошел в садик, я стала свободнее. На работу я уже не вернулась, мы такое решение приняли с мужем, и стала домохозяйкой. И тут я поняла, что надо бы чем-то себя развлекать.

И Вы вспомнили про свой кукольный домик?

К сожалению, из кукол моего детства ничего не сохранилось. Мы часто переезжали — удел семьи военнослужащего, и ничего лишнего брать с собой не позволялось.

Начались поиски себя. Десять лет назад это было довольно сложно. Я активно занялась изучением искусства создания куклы.

Хотя когда у меня однажды спросили, не хочу ли я сделать куклу, я ответила, что этим никогда не буду заниматься, потому как знаю, что если я ее сделаю один раз — меня это затянет.

Но все же меня захватило желание придумать и сделать свою собственную куклу. Непохожую ни на кого. Я начала с текстильных кукол. Начала их шить из ткани.

Тут же я ощутила потребность в образовании- мне захотелось пойти на курсы кройки и шитья, я поучилась там. Потом прошла переквалификацию по академическому рисунку и живописи. Все это время я занималась куклами.

Но и полученных знаний мне опять было мало. Сейчас я заканчиваю педагогический колледж, пишу диплом, учусь на учителя изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Веду параллельно занятия с особенными детьми в благотворительном фонде «Я есть».

При этом я постоянно развиваюсь в искусстве куклы.

А какая текстильная кукла была самой первой?

Одна из первых моих текстильных кукол это казачка с тазом. Началось тут все с таза. У меня часто кукла начинается с предмета или с деталей. Я ее сразу представила и захотела сделать именно пышную казачку, полоскающую белье.

Так я начала делать свою текстильную куклу — сама выкройку придумала, сама форму, наполнитель. Сейчас правда по моим некоторым текстильным куклам и не угадаешь, из чего она сделана. Настолько я добилась успеха в изготовлении кукол из материи, что выглядят они иначе.

Мне всегда хотелось сделать куклу не как у всех. Я практиковала, разрабатывала выкройки, делала формы головы из пластилина, переносила их в ткань и создавала десять лет свою технику.

К тому же, у меня вообще нет обычных кукол. Я не люблю кукол с идеальными лицами, рюшечность всю эту не люблю. У моих кукол нестандартное лицо, они сами по себе нестандартные, другие.

Со временем куклы росли, также как дети?

Куклы росли в прямом и в переносном смысле. Вступив в Творческий Союз художников России я почувствовала острую необходимость сделать выставочную работу. Большую работу. На выставке не может быть маленькой работы.

И вот у меня появилась идея сделать «Белые ночи» для выставки «Петр I”. Я долго думала что же такое сваять. Хотелось сотворить что-то неповторимое, оригинальное. Долго размышляла и подумала про белые ночи- они бывают во время выпускных балов, мой сын как раз там учился, и я поняла как все это символично : Белые ночи- Санкт-Петербург, Петр I.

Но это не могла быть одна кукла -белая ночь не может же быть одна — поэтому у меня они шли в паре: две большие куклы по 60 сантиметров из папье маше, текстиля и вспомогательных строительных материалов. Это были пышногрудые дамы, полностью белые, в платьях, с черной подкладой снизу, и силуэтами основных зданий Питера на юбках. У одной из фигур на голове был корабль с алыми парусами, у другой с серыми. Подставку для них я тоже сделала идентичную городу — каменную, мощеную булыжником.

В каждой своей кукле я пробую что-то новое, новые материалы добавляю, совершенствую технику. Это очень увлекательно.

Я очень люблю мифологию, эпос и все, что с ним связано. Идею очередной своей куклы для новой выставки я вынашивала долго, собирала материалы для работы, продумывала детали. И результатом стала моя Фемида.

К белой фигуре я купила на «Авито» аптечные весы, сделала ей меч из линейки и богиня была готова к выходу на вернисаж!

А как появилась та самая волшебная страна «Реппуляндия»?

Реппу это моя настоящая фамилия, не псевдоним, как многие думают. Это папина эстонская фамилия.

А Реппуляндия появилась благодаря моим поклонникам в интернете. С чьей-то легкой руки, после того как я город кукольных человечков выставила на первую выставку. Я тогда сделала много детишек-коротышек разных, каждый из которых у меня чем-то занимался.

У меня было много идей и я их воплотила во всех этих разных героях. Они получились все совершенно разные. По складу своего характера коротышки эти походили на детей. Получилась такая маленькая сказочная страна малышей.

И когда я выставила фотографию , на которой были декорации в виде домиков разных, на фоне которых рассыпались эти человечки, кто-то мне написал «Так это целая Реппуляндия!»

Очередная выставка «Кукла Дона», прошедшая в публичной библиотеке, как всегда привлекла массу внимания и собрала кучу восторженных отзывов. А какой образ у нашей куклы Дона по вашему мнению и чем она отличается от кукол из других регионов?

Я сейчас со многими художниками-кукольниками общаюсь из разных городов и регионов. Многие с удовольствием присылают нам сюда для выставки «Кукла Дона» свои работы.

Наша донская кукла конечно отличается от других. У других мастеров другой стиль, другие материалы, другие образы.

Я считаю, что наша кукла Дона- это народное лицо, народная кукла, казачка с национальным колоритом в первую очередь. Региону полностью соответствует такой образ.

Где Вы собираете образы для новых кукол?

Вообще у меня преобладают куклы- мужчины. Кукол-мужчин кстати мало кто делает. Они все интеллигентные у меня, импозантные, интересные и непохожие друг на друга.

Меня с детства окружает много мужчин: братья, сейчас сыновья. Все они настолько разные, с разными характерами и со своими причудами. Частички их натуры становятся замыслом для новых героев.

Вот например, есть в моей коллекции кукла Василий. Он всех очаровывает буквально с первого взгляда! Василий -очень талантливый волшебник. В свободное от работы время он захаживает в гости к алхимикам, а также дружен с астрономами, которые подарили ему телескоп. В волшебной стране он ловит непослушных фей , воспитывает и учит их дарить людям радость.

Василий очень понравился мужу, когда я его лепила и я решила сделать подарок ему на день рождения- он остался жить у нас дома. Хотя его многие хотели купить, когда я его выставила.

Но как я его могла отдать, если у него даже мизинец случайно получился такой же точно формы, как у мужа! Это действительно вышло совершенно случайно!

Я сама потом удивилась, когда мы это заметили.

А у брата моего, к примеру, есть домовые в каждом помещении на работе: Самуил Яковлевич- домовой старьевщика, часовщик Фукс, который жил с часовым мастером, Аркадий Аркадьевич- консерваторский домовой , жил у преподавателя в рояле и изучал ноты.

Как вы уже заметили наверное, у всех моих кукол есть свои истории. Я их придумываю тоже сама. Мне нравится создавать этот сказочный мир.

Часто говорят, что куклы похожи на своих создателей. А свой образ в какой-то кукле Вы воплотили?

Это так, действительно похожи. Ты же живешь этим делом, они окружают тебя. Они появляются благодаря твоей фантазии и рукам.

Вот посмотрите на мою Луну- она у меня в голове как родилась, я не могла ни есть, ни спать, мне просто как будто необходимо было ее сделать. А тут как раз наша кошка разбила очередную елочную игрушку и я думала что с этим шаром сделать. Шарик стал головой Луны.

Так появилась композиция «Лунный танец». Муж ее когда увидел, сказал «Это точно ты, когда ты сидишь в задумчивости, раздумывая что бы тебе новое сделать». Вышло так что мой образ оказался заложен в ней. Светлая, спокойная Луна, погруженная в свои мысли.

А бывают у Вас какие-то необычные заказы?

Я кстати категорически не приемлю заказы по фотографии. И совершенно не понимаю, зачем надо делать себя. Можно посмотреть в зеркало, если хотите увидеть себя. Однако, желающих заказать себя хоть отбавляй.

Другое дело если просят сделать куклу, похожую по образу на кого-то или на себя самого. Это интересно- придумать персонажа, похожего на человека, связать его с историей этого человека, одежду сделать аналогичную, но в кукольном стиле.

А еще я не люблю делать по разным книгам спец-заказы. Не люблю делать то, что меня не увлекло. Хотя есть книги, которые меня вдохновляют. Например, я очень люблю английские сказки. Образы оттуда выбираю разные. Но не один в один я делаю- беру лишь образ и дальше уже делаю своего персонального героя. Так появился Шалтай-Болтай, из книги Льюиса Кэрролла.

Как Вы считаете, есть ли душа у кукол?

Не у многих кукол есть душа, честно скажу. Часто пустые куклы бывают, с мастер- классов, например. Хотя и с мастер-классов я вижу порой куклы выходят довольно интересные. Все зависит от человека, который ее делает.

Когда я начинаю делать куклу, вижу какой у нее характер, чувствую какой она будет, понимаю ее. В их создание вкладывают частичку себя люди, которые по настоящему любят свое дело.

Невозможно вложить во что-то душу, не привязавшись к этому эмоционально. Попробуйте нарисовать душевную картину, испытывая безразличие.

Как часто Вам дарят или сами покупаете кукол?

Часто дарят и сама покупаю. Иногда бывает, что куклу я увижу и я понимаю что я ее прям очень хочу. Вот например кукла Лада- птица Счастья, ее сделала моя знакомая из Кемерово и прислала для выставки «Кукла Дона». Я ее когда распаковала, сразу поняла что я ее хочу!

Но дома у меня кукол не так много. Есть свои домашние куклы, у них всех есть свое место в интерьере. Мне вообще кажется, что кукла всегда найдет свое место в доме, добавит волшебства.

Мне как-то сказали «К вам в дом когда заходишь, ощущение что вы в сказку попали»- видимо я свое творческое сказочное все не только в куклах воплощаю, но и в обстановке окружающей.

Мне кажется, сейчас куклы, сделанные руками, стали очень популярны. Многие заказывают кукол? Для себя больше или заказывают и для детей?

Заказы перед праздниками корпоративные часто бывают. Например, сейчас поступил заказ на набор «Гороскоп» — это будут такие куколки без привязки к конкретной личности человека, отождествляющие собой знаки зодиака. Я эти образы интерпретировала по своему. Надеюсь, заказчику придется по душе!

Однако, спрос сейчас стал меньше. Конечно, в каждой творческой нише есть свои поклонники. Так и в кукольном деле. Есть люди, постоянно проявляющие любовь и интерес к куклам.

И когда такие люди покупают у меня кукол, то порой их эмоции просто зашкаливают. Вот например, одна девушка покупала у меня куклу, а когда мы встретились и я ей вручила в руки заказ, ее куклу, она по -настоящему прослезилась. От радости!

Заказывают у меня кукол и для детей. Бывает даже потом им требуется реставрация- многие их стригут, а я потом их восстанавливаю по просьбе заказчика.

Многие куклы текстильные, с ними конечно можно играть- они двигаются, вертят головой. Только прошу обычно предупреждать, чтобы я покрепче сделала волосы или сменную одежду заготовила.

Вам наверное важно, в какие руки попадет ваша кукла?

Да, очень важно. Я могу даже не продать куклу. Когда человек начинает сомневаться, перебирать, я говорю «Это значит не ваша кукла, вы ее не любите» и могу отказать в продаже.

Я ведь и лекции читаю про кукол, про их изготовление, мастер-классы провожу, но цели заработать не ставлю. Есть просто интерес что-то делать в удовольствие.

Конечно хочется узнать, каким Вы видите будущее кукол?

Я постоянно читаю про кукол, смотрю, изучаю материалы и могу уверенно сказать, что в кукле заложено много всего. И это привлекает к ней людей. Интерес к куклам будет всегда.

В любом городе на любую кукольную выставку люди идут с удовольствием, они все хотят вернуться в детство, в сказку, почувствовать себя ребенком.

Во первых , впечатляет то что они сделаны руками- детали продуманы, проработаны. А во-вторых, куклы имеют так много образов и разных своих воплощений, что на любой вкус и характер найдется своя кукла.

Беседовала с художником-кукольником Оксана Мордовина

фото: О.Мордовина, А.Реппу