ВОТ, НОВЫЙ ПОВОРОТ! ПАРОВОЗ ИДЕТ! Детская железная дорога в Ростове

ВОТ, НОВЫЙ ПОВОРОТ! ПАРОВОЗ ИДЕТ! Детская железная дорога в Ростове

01.06.2022 Автор Оксана Мордовина 1011

«7 месяцев тому назад, в день праздника железнодорожника — 6 августа 1936 года, начальник железной дороги имени Ворошилова товарищ Дашко на торжественном собрании обещал детям Ростова построить детскую железную дорогу. В газете «Ленинские внучата» тов. Дашко, обращаясь к школьникам, писал: «Мы попытаемся построить дорогу так, чтобы она всем вам понравилась.. Сейчас мы подбираем место для постройки дороги, разрабатываем проект, командировали работников для изучения детских дорог в других городах. Одновременно мы начнем подготовку из вас, детей железнодорожников, будущих машинистов, диспетчеров, путейцев для детской дороги…

прошло 7 с половиной месяцев. Но пока не сделано ничего. Напрасно тов. Дашко полагает, что мы забыли его обещание. Память у наших детей хорошая..»

ученик 7 класса, пионер, Миша Фогель

По официальной версии первая детская железная дорога в Советском Союзе открылась в 1932 году в Москве в парке Горького, вторая летом 1935 года в Тифлисе (Тбилиси). Создание детских железных дорог должно было дать возможность подготовить кадры энтузиастов- транспортников среди юных техников. Сам нарком путей сообщения Каганович уделял большое внимание строительству детских железных дорог, считая их техникумами, в которых будет воспитываться чувство любви и преданности железнодорожному транспорту державы СССР. Наш Ростов должен был войти в первую десятку городов, где начала работу детская железная дорога.

Пионер Миша Фогель не зря беспокоился. Ведь только через год после данного школьникам обещания началось обсуждение места для строительства дороги.. Предварительно рассматривались два места: вокруг парков Шеболдаева и Ростсельмаша (сейчас оба парка входят в территорию парка Островского) и от последней остановки трамвая маршрута №7 до Зоопарка (территория бывших купеческих дач за городом, где находится зоопарк и по сей день.).

И снова пионеры 28-й ростовской школы вступили в дело, написав письмо в газету о том, что высказываются они за место вокруг парков. К месту этому имелось много подъездных путей, а в парке можно отдохнуть после поездки. А около Зоологического парка , как они писали, не было ни деревьев, ни культурных развлечений, и всегда пыль..

Общая стоимость строительства по предварительным расчетам составила 3 миллиона рублей. Поначалу у города была возможность затратить только небольшую сумму. Естественно, что строительство дороги задерживалось по ряду причин.. Требовалась помощь ростовских организаций. Об этом в ростовских газетах не раз заявлял начальник строительства В. Минасян.

Но все же работы начались. В первом массовом выходе на строительство принимали участие комсомольцы- железнодорожники. Различные предприятия города оказали необходимую помощь. Лензавод и ростовское вагонное депо переоборудовали небольшой паровоз, построили 5 новых пассажирских вагонов. Городские тресты занялись своим делом: провели водопровод, электричество, заасфальтировали станции и полустанки. Были построены вокзал и паровозо- вагонное депо. Мебель изготовили ростовские фабрики Урицкого и Халтурина.

Как говорили тогда, Малую Ворошиловскую дорогу строила вся область, а помогала «Старшая дорога» имени Ворошилова. Нарком путей сообщения действительно оказал большую поддержку юной ростовской дороге- по его распоряжению было вложено 660 тысяч рублей в это строительство. В это время ученики ростовских школ усердно овладевали знаниями железнодорожного дела.

«Когда трудятся вместе, то и дело спорится, и работать веселей!»

И вот он — День открытия! 9 ноября 1940 года в 3 часа дня в парке Ростсельмаш под аплодисменты трудящихся и школьников города первый поезд Малой Ворошиловской , сверкающий никелем, с портретом Сталина, закрепленным впереди на дымовой коробке , отправился в свой рейс.

Вели «ЮП-309» учащиеся школ- машинист Марк Осовецкий и его помощник Юра Гончаров. Пять небольших вагончиков были заполнены гостями и строителями детской дороги. Дорога была сдана в эксплуатацию и открыта!

3,2 километра пути, группа искусственных сооружений (светофоры и пр.), паровоз , 5 вагонов, телефон и телеграф, депо, мастерские, вокзалы- такой замечательный подарок был сделан детям нашего города. Но это была только первая очередь дороги. Предстояло строительство большого вокзала с комнатами отдыха, кинозалом и учебными лабораториями.

По соседству с нашим городом в этот же период времени открыты были Малая Сталинская дорога- в Днепропетровске и Малая Южная дорога в Харькове.

Кому из юных ростовчан не интересно было отправиться в путешествие по железной дороге, где и дежурный, и машинист, и проводники, и даже начальники станций — такие же ребята, как и они? Уже практически заправские железнодорожники, многое умеющие, маленькие ростовчане уверенно занимались делом. В сезон пассажирских перевозок вагоны никогда не пустовали!

Во время Великой Отечественной войны жизнь на Малой Ворошиловской остановилась. Шпалы и рельсы частично использовались для строительства оборонительных сооружений в городе. Станции и депо требовали основательного восстановления..

Но с Победой в 1945 году было принято решение о восстановлении детской железной дороги, которая к тому времени называлась Малой Северо-Кавказской. Через год была завершена реконструкция первой очереди — участок в 1 километр пути от станции «Деповская» до станции «Победа» (бывшая станция им. наркома железной дороги Кагановича).

Вскоре открылось движение по малому кольцу. И длина детской железной дороги уже составляла около 2-х километров. А в «Сталинский День железнодорожника» 1 августа 1948 года, было открыто движение по большому кольцу в 3,15 км.

К 1949 году детская железная дорога была полностью восстановлена и имела три станции: «Победа», «Оборонная» (бывшая станция Деповская, имени Вити Черевичкина) и «Солнечная».

«Открылось летнее пассажирское движение на Малой Северо-Кавказской железной дороге. На привокзальной площади станции Победа была проведена торжественная линейка. В первый день поезд совершил 21 рейс и перевез свыше двух с половиной тысяч пассажиров.» Станции «Победа», «Солнечная» и «Оборонная» были приведены в порядок на воскреснике. Вечером ребята жгли праздничные пионерские костры..» (газета «Молот», 1951 г.)

В те годы в майские дни на детской магистрали курсировали два экспресса- «зеленый экспресс-из миниатюрных вагонов и тепловоза «ТУ-2» (на тепловой тяге) и «голубой экспресс» на паровозной тяге. Более семи тысяч юных ростовчан совершали поездки. Железная дорога работала обычно с 10 до 19 часов или в две смены: с 9-11, с 15-17.

«Открытие Малой Северо-Кавказской! Около полутораста юных железнодорожников собрались после первомайской демонстрации на торжественную линейку, посвященную открытию движения поездов. Честь провести первый рейс выпала одному из лучших юных машинистов-десятикласснику 21-й школы Александру Филонову1.»

Новые вагончики изготовлены были в Польше машиностроителями города Вроцлав. Дети сами руководили движением на дороге, сами водили составы, сами обеспечивали и безопасность движения. Более чем в сорока кружках учили детей искусству вождения поездов на детской дороге.

«…Свисток- и из-за поворота показывается паровоз. 3500 метров вокруг парка Островского позади. Впереди- новые 3500. На светофоре -зеленый огонь!»

В мае 1961 года Малой Северо-Кавказской дороге было присвоено имя Юрия Алексеевича Гагарина, которое носит и сейчас. Длина пути составлял 3,97 км по периметру парка Островского. Ростовская Малая железная дорога располагала двумя именными составами- «Атаман Платов» и «Тихий Дон». По воскресеньям курсировали оба состава одновременно: один с тепловозом, второй с паровозом. В будни ходил лишь один, ведомый тепловозом.

«Рановато нынешней осенью пришли холода, еще зелеными облетают листья с деревьев. Иней ложится по утрам на нахолодавшие за ночь рельсы, и опавшие листья примерзают к металлу. Но ненадолго: звонкий свисток- и из-за поворота показывается паровоз. Как у хорошего скакуна, клубы пара вырываются из его «ноздрей», и летит с дороги все, что ему мешает…

Осень.. В последние рейсы уходят пассажирские поезда Малой Северо-Кавказской.. За лето составы «Октябренок» и «Пионер» перевезли больше 110 тысяч юных пассажиров, октябрят, пионеров Ростова и нашей области, гостей из зарубежных стран..» (П.Петров, газета «Молот», 1968 г.)

Тяга и любовь детворы к дороге оказалась огромной и превзошла все ожидания в те далекие годы, такой осталась и сейчас. И у тех, кто руководит и водит составы, и у пассажиров остается всегда много хороших впечатлений после поездок. Ведь всем нравится стук колес и дальние путешествия. Мы все родом из детства!

Сейчас детская железная дорога открыта после реконструкции. Мы все с нетерпением ждали этого!

На пути следования поезда сохранились в парке веселые фигурки. А если вам удастся заглянуть на станцию «Победа» (где сейчас располагается администрация парка), вам с витража улыбнется Юрий Гагарин:

«Поехали!»

Оксана Мордовина

на фото 2017 года моя дочь Яншина Злата:-)