СУДЬБА АРХИТЕКТОРА
15.03.2022 785Есть ли в истории ростовской архитектуры талантливые, яркие и известные в свое время архитекторы, о жизни которых мы не знаем практически ничего? Кажется, уже все и всех изучили. Однако это не так. Григорий Николаевич Васильев − ростовский архитектор, о котором не так много было известно. А между тем, в его жизненной и творческой судьбе просматривается интересная история.
Биография Григория Николаевича оказалась по-своему уникальной. Все это отразилось в его работе, в его проектах. Его наследие удивительно по своей красоте и какой-то кристальной чистоте замысла и исполнения.
Григорий Николаевич Васильев родился 21 января 1868 года в Москве и был самым младшим ребенком в семье. Отец Григория − Николай Григорьевич Васильев − в 40 лет стал московским купцом 2-й гильдии, был потомственным почетным гражданином Москвы. Мать Мария Федоровна была на семь лет моложе супруга, занималась воспитанием троих детей.
В 14 лет Григорий Васильев подает прошение и поступает в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Проживает он в это время у своего восприемника на Новой Басманной улице, в приходе церкви Петра и Павла. Рискну предположить, что соседство с крестным оказало достаточно сильное влияние на формирование характера юного Григория. Возможно, именно поэтому храмовая архитектура легла в основу творчества будущего архитектора.
В 24 года Григорий заканчивает обучение в Училище, получает «Большую Серебряную медаль» за проект «Дворянского Собрания» и звание классного художника архитектуры, а также право производить строительные работы. После этого он едет в Петербург и учится в Императорской Академии художеств на архитектурном отделении. Окончив курс, становится художником-архитектором.
В конце ХIХ века Васильев был приглашен в Ростов с целью заменить двух городских архитекторов, Соколова и Дорошенко. В 1901 году Григория Николаевича назначают на пост городского архитектора. Занимая эту должность, он следит за тем, чтобы все ведущееся строительство соответствовало нормам и строительному уставу. Кроме того, в его обязанности входило выполнение (за соответствующее вознаграждение) построек по заказу города или того, что город одобрил как «благое дело». Как пример, по поручению дирекции Коммерческого клуба был составлен Васильевым план открытого концертного зала в летнем помещении клуба.
В том же 1901 году на средства ростовского купца и «водочного короля» Николая Ильича Токарева по проекту Григория Николаевича для школы поварского искусства и домоводства было возведено новое здание в Николаевском переулке (ныне переулок Семашко), за зданием городской Думы. Это здание купец в дальнейшем передал в дар городу. По уставу школы целью ее являлась подготовка кухарок, заведующих хозяйствами в учебных заведениях, приютах, больницах, прислуги в небольших семьях.
Вскоре по проекту Васильева были построены дома-близнецы для известного ростовского фабриканта Якова Семеновича Кушнарева (сейчас угловое строение напротив банка на Социалистической/Соколова). Впоследствии там был открыт «Пассаж Кушнарева» − аналог современного торгового центра, с большим количеством разных магазинов.
Проживал архитектор в это время с супругой в переулке Малом (сейчас угловой дом на углу Чехова/Пушкинской) в квартире доходного дома, принадлежавшего госпоже Гринштейн.
С 1903 года, по постановлению управы, Васильев перестает занимать пост городского архитектора. Он принимает частные заказы, пробует себя в разных архитектурных направлениях и успешно участвует в конкурсах, проводимых петербургской Академией художеств.
В 1903 году зодчий приступает к возведению Софийской церкви в Нахичевани. Это был монументальный пятикупольный каменный храм, первый православный храм для русского населения в армянском городе. Новая церковь просуществовала менее четверти века. В 1934 году Софийскую церковь закрыли и разобрали на кирпичи. Около места, где некогда стояла Софийская церковь, вскоре построили здание школы № 11.
А в 1905 году на самом краю города Ростова был отведен земельный участок Попечительству Магометанского общества и было дано начало строительству соборной мечети Ростова-на-Дону на улице Скобелевской (сейчас Чехова/Красноармейская, территория военной части). Строительство велось на пожертвования купцов-мусульман в честь татарских полков, отличившихся в войне против армии Наполеона. Мечеть была двухэтажная с минаретом. Строительный надзор при возведении мечети вел Григорий Васильев.
В 1906 году «Приазовский край» объявил читателям, что «Бывший городской архитектор Васильев Приказом по департаменту таможенных сборов назначен на должность архитектора при ростовской таможне». Совмещая новую должность с частными заказами, Васильев многое изменяет и прибавляет в своих проектах.
В станице Александровской, названной в честь царя Александра (с 1961 года это район города Ростова − Александровка), был заложен по проекту Васильева храм Сретения Господня. Автором проекта великолепного мраморного иконостаса в храме был также Григорий Николаевич. Храм сохранился и функционирует по сей день.
В 1907 году по проекту Васильева было начато строительство Греческой церкви в Ткачевском переулке (ныне Университетский) у его пересечения с Малой Садовой улицей (улица Суворова) на территории, принадлежавшей «Эллинскому благотворительному обществу». В 1959 году храм закрыли окончательно. В дальнейшем здание было разрушено и на его месте построен театр кукол.
В начале ХХ века под руководством Васильева перенесена была с Новобазарной площади (сейчас площадь Советов) старая Александро-Невская церковь на территорию Братского кладбища. Освящен был храм в дальнейшем как Вознесения Господня. В несколько измененном виде он сохранился до наших дней.
Большое количество храмов в различных областях нашей страны за это время было возведено по проектам Васильева. Храм в селе Котелино, по предложению жены коммерц-советника Екатерины Николаевны Солодовой, помещицы из семьи ростовских пивозаводчиков. Проект 4-ярусной шатровой колокольни при Преображенском храме хутора Обуховского. Церковь Успения Богородицы, в память 300-летия дома Романовых − православный храм в селе Недвиговка, Ростовская область.
Одновременно зодчий продолжает проектировать и возводить городские постройки. В 1912 году Григорий Николаевич проектирует и достраивает второй обширный корпус средне-технического училища на Скобелевской улице (Красноармейская/Халтуринский).
В этом же 1912 году городская Управа объявляет всероссийский конкурс на составление проекта постройки городского доходного дома на углу Садовой и Почтового переулка (сейчас Садовая и Островского). Третья премия была присуждена принимавшему участие в конкурсе городскому архитектору Г.Н. Васильеву. К тому времени Васильев снова занимал эту должность. Ему было поручено составить сметы на постройку здания-победителя и руководить строительством. В 1914 году городской доходный дом был открыт. Позднее в этом здании расположился Варшавский университет. В наше время это одно из зданий ЮФУ.
Еще одно городское строение – «Здание городского училище им. Е.Т. Парамонова» постройки 1913 года − было возведено по проекту Васильева наследниками Е.Т. Парамонова на отведенной городом земле. Сегодня в нем располагается Северо-Кавказский научно-исследовательский центр (ул. Пушкинская).
В 1916 году взамен сгоревшего деревянного храма по проекту Григория Васильева был выстроен под его же наблюдением новый каменный храм в стиле церквей ХVII века, по типу храмов Ростова Великого, в нашем одноименном ему городе − Ростове. Это был храм Иоанна Предтечи в Затемерницком поселении (Ленгородок). В 1925 году храм был разобран.
Новый этап в жизни и творчестве зодчего − с 1924 года Григорий Николаевич Васильев − сотрудник управления Донского окружного инженера.
1925 год. «Дворец Труда» − самый тяжелый период жизни Григория Николаевича. Проект Г.Н. Васильева предусматривал Дворец Труда с театральной сценой, а альтернативный проект – клуб с эстрадой. Рабочие выбрали проект с клубом. О чем в дальнейшем многие пожалели. Васильев был отстранен от проекта. Тут можно только предполагать, чье вмешательство могло этому поспособствовать… Может, репутация архитектора-«церковника» не дала Григорию Николаевичу возможности стать автором Дворца Труда. Коммунисты никогда не скрывали, что их целью является не просто социальное переустройство общества, а полное изменение сознания человека, воспитание нового человека, «свободного» от каких-либо, как тогда говорили, «религиозных предрассудков». А Васильев, вероятно, был человеком сильным и в своем творчестве и сознании, ему не нужно было «перевоспитание» и он не собирался менять свое мышление. Да, он принял новую власть, принял новые условия жизни, ему интересно было так же делать проекты − он делал их для людей, для города, который он любил…
В 1932 году архитектор Васильев скончался. По воспоминаниям бывших соседей из его дома, похоронен он был на старом Покровском кладбище. Которого уже не существует…
Но многие творения его живы и память о нем осталась в веках!
Оксана МОРДОВИНА