Первым делом, первым делом — САМОЛЕТЫ!
25.07.2022 740ВОЗДУШНЫЕ ПРОГУЛКИ над Ростовом
Желание побывать там, среди облаков, между небом и землей, было присуще и нашим предкам. Это сегодня полеты доступны практически каждому ростовчанину и вовсе не кажутся чем-то столь нереальным, а вот пару столетий назад жители нашего города могли об этом только мечтать.
Хочется подчеркнуть, что авиация в нашем регионе начала свое успешное развитие еще в дореволюционные годы. Примером тому можно назвать аэропланный завод крупного промышленника, пилота-авиатора Владимира Лебедева, построенный в начале двадцатого века в Таганроге. Этот авиационный завод стал тогда крупнейшим в дореволюционной России.
В то же время в Ростове проводились пробные полеты нахичеванца Арутюнова со стартом на ипподроме рысистого общества и регулярно устраивались авиационные праздничные дни.
А вот первый ростовский аэродром появился, как ни странно, на окраине города Нахичевани. Произошло это в начале двадцатых годов, когда в районе нахичеванского Дачного поселка были устроены летная станция и аэродром. Сейчас это место в районе остановки Автосборочная на улице Ленина, является частью территории ростовского вертолетного завода.
В 1925 году была открыта первая регулярная авиалиния из Ростова в Харьков.
«15 августа 1925 года ровно в шесть часов утра цельнометаллический пассажирский самолет «Дорнье Комета 3» германского производства в первый раз вылетел из Ростова в Москву с промежуточными посадками в Харькове и Орле..»
Со временем появились направления в Артемовск, Орел, Москву, Минеральные воды, Тифлис, Баку.
В 1938 году в Ростове открылся новый аэропорт «на Новочеркасском шоссе»- на том месте, где мы привыкли его видеть- на современном проспекте Шолохова. После снятия строительных лесов ростовчане увидели красивое трехэтажное здание. Вход в аэровокзал был художественно оформлен скульптурными фигурами летчика и парашютистки, а также барельефами «славных сталинских соколов»- Героев Советского Союза.
В первом этаже разместился вестибюль, справочное бюро, почта, телеграф, телефон, душевая и диспетчерская. Второй этаж был предназначен для зала ожиданий, ресторана, гостиной и комнаты отдыха для летчиков. Из гостиной имелся выход на просторный балкон с цветником. Со временем на территории аэровокзала была оборудована гостиница для транзитных пассажиров на 12 номеров с телефонами и ряд помещений для обслуживающего персонала. Подъездные пути к аэровокзалу были заасфальтированы.
Перед зданием красовались клумбы с цветами и даже планировалось устроить фонтан. А рядом выросли два жилых трехэтажных дома для летного состава , пожарная часть, ремонтные мастерские и ряд подсобных предприятий.
Но все это осталось в прошлом. Поскольку в годы ВОВ здание было сильно разрушено и потом изменило свой облик. Неизменным осталось одно- желание ростовчан летать среди облаков!
«Ростовский аэропорт Гражданского воздушного флота организовал прогулки на самолетах для трудящихся города. Полеты производятся над Ростовом в течение 8 минут на легких трехместных самолетах «СП». Стоимость полета- 8 рублей».
Как оказалось, такую мечту мог осуществить любой трудящийся нашего города! В том далеком 1937-м году в один только выходной день июня полеты над Ростовом совершило 200 мечтателей, унесшихся в облака, словно птицы.
«Обкомовский» самолет «СП» был очень востребован в те годы в условиях известного всем русского бездорожья. Поскольку строили изначально эти самолеты для первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М.Кирова как самолет-лимузин с полным комфортом, в пассажирском отделении имелся даже откидной столик. В конце тридцатых «СП» делали двухместными, но часть строилась и в трехместном варианте. Как раз на таком и можно было увидеть Ростов с высоты птичьего полета.
В те годы в Ростове был организован городской аэроклуб. Выпускались группы пилотов, овладевшие летным искусством как говорится «без отрыва от производства». Курсанты аэроклуба обеспечивались стипендией . Принимались учащиеся от 17 до 21 года с образованием не ниже семи классов средней школы.
А в 1940 году посетил наш аэропорт и легендарный гигант «СССР Л-760». Ростовская студия кинохроники засняла тогда для кинофильма этот величайший сухопутный самолет мира, который должен был регулярно совершать рейсы Москва- Ростов-Минеральные воды. Фильм транслировался в ростовском киножурнале. Увы, со сносом здания кинохроники , мы потеряли и эти уникальные исторические материалы.
Это был второй самолет после потерпевшего катастрофу самолета-гиганта «Максим Горький». «Максим Горький» был агит- самолетом, оснащенным фотостудией, типографией и даже кинооператорской. Пассажирам « во время стоянок с помощью имевшейся на борту кинопередвижки организовывали кинопросмотры, на которые приглашалась наиболее видная местная публика. Бортовая типография печатала агитационные листовки, которые затем разбрасывали с воздуха. В фотолаборатории быстро обрабатывали отснятые пленки и печатали фотографии, которые тут же можно было использовать в листовках. Сообщения из одного отсека самолета в другой передавались при помощи пневматической почты..»
Новый «Л-760» вмещал 64 пассажира. Гигантский советский авиалайнер был настолько большим самолетом, что в нем имелся отдельный ресторан и салон-люкс. А небольшой «наблюдательный пост» на верхней поверхности крыла являлся частью отсека крыла. Все это было одной из причин низкой скорости самолета, помимо его фюзеляжа неудачной формы. Тем не менее, пассажироперевозки на этом самолете пользовались успехом.
В пятидесятые годы на ростовском аэродроме один за другим приземлялись серебристые «ИЛ-14», «ИЛ-12», «ЛИ-2». В объявлениях диктора аэропорта звучали названия не только ближних, но и дальних городов- Москва, Адлер, Свердловск, Тбилиси. Прибывали на ростовский аэровокзал и веселые зеленые «АН-2» с колхозниками из хуторов области.
В 1960 году очередное зимнее утро в ростовском аэропорту начиналось не совсем обычно. Это был первый пассажирский полет на новом турбированном четырехмоторном лайнере «АН-10».
«..Серебристый, с красной стрелой на борту, стоит он у перрона Ростовского аэровокзала. Фюзеляж китообразной формы разделен на два этажа: внизу грузовое отделение , вверху пассажирское. По трапу поднимаемся на борт самолета. В шести комфортабельных салонах его сто мест. К услугам пассажиров мягкие откидные кресла, у каждого- свежие журналы, радио. В отдельном отсеке-кухня, буфет..
..11 часов утра. Короткий разбег-и вот внизу уже засверкала зеркальная лента Дона. Еще минута- и облака закрыли землю. Воздушный лайнер стремительно набирает скорость и высоту. Через пять минут проходим Новошахтинск, еще 12 минут и в просветах облаков появляется окраина Луганска. Скорость 650 километров в час..»»
В разные времена менялся облик ростовской аэрогавани. Большое количество разных «крылатых птиц» взлетало и приземлялось на нашу землю.
Привычное для нас и ставшее одной из визитных карточек города, здание аэровокзала появилось к 1977 году.
Ну, а теперь со временем мы привыкаем к далекому аэропорту «Платов» в станице Грушевской Аксайского района.
Хочется надеяться , что в ближайшем будущем, когда появится запланированный новый жилой комплекс на месте старого аэропорта, там найдется место и для аэро- музея, в котором будет собрана вся большая и интересная история ростовских полетов.
Оксана Мордовина