СПОРЫ ВОКРУГ СУРБ ХАЧА

СПОРЫ ВОКРУГ СУРБ ХАЧА

13.02.2025 Автор Георгий Багдыков 104

Немного истории

   Датой основания армянского монастыря Сурб Хач считается 1783 год. Сам собор армянского монастыря был построен в 1792 году. В том же году монастырь освятил один из основателей Нор Нахичевана, архиепископ Иосиф Аргутинский. Им же при монастыре была основана и первая на юге России типография.

   Можно сказать, что почти сразу монастырь Сурб Хач стал духовным центром донских армян. И произошло это не просто так.

   Армяне-переселенцы из Крыма назвали свой монастырь Сурб Хач в честь одноименного монастыря в Крыму, который не одно столетие был их духовным центром. Более того, Сурб Хач являлся резиденцией армянских епископов в Крыму. Некоторые историки считают, что название монастыря связано с хачкаром, который был вывезен в Крым из Ани, древней столицы Армении. Этот хачкар (в переводе означает «камень-крест») ныне бережно хранится в ростовском Сурб Хаче и считается одной из самых главных святынь донских армян.

   Напомню, что в XI−XIII веках жители столицы древней Армении города Ани (предки донских армян), гонимые иноземными захватчиками, покинув свой город, вывезли с собой этот древний хачкар, который и почитался как самая драгоценная реликвия в крымском монастыре Сурб Хач. Переселяясь на донскую землю, крымские армяне везли с собой свои святыни, многочисленные хачкары, в том числе и свою святыню − анийский хачкар. Считается, что этот хачкар приблизительно IV−VI веков.

  Надо отметить, что в ростовском Сурб Хаче хранилось немало реликвий. Например, древние рукописи.

   Под стенами монастыря нашли упокоение лучшие представители донских армян: Микаэл Налбандян − писатель, демократ, общественный деятель, Рафаэл Патканян − классик армянской литературы, Арутюн Аламдарян − архимандрит монастыря Сурб Хач, автор первого русско-армянского словаря.

К сожалению, судьба армянского монастыря Сурб Хач в советские годы была печальна. Он был на грани исчезновения. Многие реликвии были уничтожены.

Не могу не отметить, что от полного уничтожения монастырь Сурб Хач спасло создание Музея русско-армянской дружбы в 1972 году. Многое для спасения Сурб Хача сделали известные общественные деятели Ростова и Нахичевани. Прежде всего, это выдающийся художник Мартирос Сергеевич Сарьян, известный архитектор Марк Владимирович Григорян. Да и вообще, многие лучшие представители армянской и русской интеллигенции боролись за спасение монастыря Сурб Хач.

Судьба Сурб Хача на страницах газеты «Вечерний Ростов»

  В далеком 1991 году на страницах «Вечернего Ростова» обсуждалась судьба бывшего монастыря Сурб Хач. Так, в частности, читательница «Вечерки» А.С. Мазка написала письмо главному редактору, в котором просила о содействии в деле возвращения храма Сурб Хач Армянской апостольской церкви. Читательница газеты — русская пенсионерка (именно так она подписала свое письмо), прислала главному редактору целое прошение: «Я проживаю вблизи армянской церкви Сурб Хач. Эта церковь – гордость всего армянского народа, особенно тех армян, которые проживают в Ростове-на-Дону. Сурб Хач имеет богатую историю, его священнослужители были патриотами Руси…».

   Далее читательница А.С. Мазка пишет, что церковь и вся территория бывшего армянского монастыря находятся в плачевном состоянии, нуждается в реставрации лестничный спуск к речке, источник имеет жалкий вид.. Русская пенсионерка считала, что армянская религиозная община должна взять на свое содержание территорию бывшего монастыря Сурб Хач, так как вся эта территория является любимым местом отдыха многих ростовчан. Мазка напомнила также читателям «Вечернего Ростова», что 2 октября 1990 года в «Вечерке» настоятель армянской церкви Сурб Карапет, которая располагается на 10-й линии в Нахичевани, уже заявлял о том, что Сурб Хач необходимо вернуть Армянской церкви.

   Рядом с письмом читательницы мазка было опубликовано письмо члена Союза журналистов СССР Арк. Айрумяна. Он призывал ростовчан сохранить уникальный музей русско-армянской дружбы. Он, в частности, писал: «В последнее время совет микрорайона поселка Мясникован высказал претензии к музею русско-армянской дружбы Сурб Хач об освобождения помещения и передаче здания, занятого музеем, церковной общине».

Далее Айрумян ссылался на 8-й пункт Положения Министерства культуры СССР, которое гласит: «Ликвидация музея может быть допустима лишь по разрешению Совета Министров СССР или Совета Министров соответствующей союзной республики по принадлежности».

   Арк. Айрумян написал об истории монастыря Сурб Хач, и о том, как создавался музей русско-армянской дружбы.

   Айрумян также писал, что «необходимо в непосредственной близости — благо места предостаточно! — возвести специальное здание для музея, как это первоначально и планировалось еще в пору реставрации бывшей монастырской церкви. Кстати, существует и разработанный группой архитекторов из Армении во главе с известным зодчим, заслуженным архитектором и заслуженным деятелем искусств Армении, лауреатом Государственной премии М.В. Григоряном проект такого здания. Нужно лишь изыскать средства и приложить руки. Музей и церковь могут и должны сосуществовать, а не исключать друг друга».

   Конечно, трудно не согласиться с доводами Айрумяна, что надо было строить на территории Сурб Хача специальное здание музея русско-армянской дружбы. Тем более что проект такого музея был разработан выдающимся советским и армянским архитектором, уроженцем Нахичевани-на-Дону, Марком Владимировичем Григоряном.

   Но денег не было! И долгие годы шли споры о судьбе Сурб Хач и о судьбе музея русско-армянской дружбы.

   Лишь только в 2007 году Ростовская администрация приняла решение о передаче здания армянского монастыря в пользование Армянской апостольской церкви. Но Нахичеванская-на-Дону армянская община должна была приобрести и восстановить здание для Музея русско-армянской дружбы. К счастью, такое здание было найдено. Музей русско-армянской дружбы располагается теперь в центре Нахичевани, в прекрасном особняке Искидарова (бывшая библиотека имени А.С. Пушкина) на площади Свободы.

   Следует также напомнить, что в сентябре 2008 года Ростов посетил Католикос всех армян Гарегин II. Он принял участие в торжественном богослужении и освящении храма Сурб Хач.

   Интересно, что лишь спустя 20 лет после того как журналист Айрумян опубликовал свое письмо в «Вечернем Ростове», в нашем городе появился полноценный музей русско-армянской дружбы, который уже стал визитной карточкой Нахичевани.

   Отрадно, что в Ростове сохранился и Музей русско-армянской дружбы и возродился монастырь Сурб Хач, который вновь стал духовным центром донских армян!

Выставки и концерты в церкви Сурб Хач

    Журналист Арк. Айрумян в 1991 году в газете «Вечерний Ростов» писал, что реставрационные работы в бывшем армянском монастыре Сурб Хач велись с 1968 по 1972 годы. В ноябре 1972 года здесь был открыт музей русско-армянской дружбы. И, кстати, был установлен на куполе церкви крест. Невероятный случай для того времени. Ведь после октябрьской революции 1917 года в Ростове и в Нахичевани-на-Дону церкви лишь разрушали и кресты сбрасывали. А на церкви Сурб Хач крест вновь был установлен!

   По данным Айрумяна, на 1991 год музей русско-армянской дружбы посетило около 300 000 человек. Этот музей любили посещать официальные лица, многочисленные туристы, в том числе, иностранные, а также, конечно, гости из Советской Армении.

   Кроме того, в бывшем армянском монастыре Сурб Хач регулярно проводились художественные и тематические выставки, выступали музыканты, солисты Ростовской филармонии. Здесь также проводили концерты лучшие хоровые коллективы Ростова и России. Теперь эту замечательную традицию перенял музей русско-армянской дружбы на площади Свободы. Этот музей располагается в самом центре Нахичевани, хорошо известен и любим ростовчанами.

   Если внимательно посмотреть номера газеты «Вечерний Ростов» за 1978 год, то из публикаций корреспондентов можете узнать много интересного.

   Оказывается, в 1978 году в музее русско-армянском после реконструкции открылась новая выставка . Газета «Вечерний Ростов» тогда опубликовала сообщение следующего содержания: «После реконструкции открыт филиал областного музея краеведения — мемориал русско-армянской дружбы «Сурб-Хач».

   В объявлении рассказывалось также как ростовчанам быстро и удобно добраться до музея «Сурб-Хач», на каком транспорте. Был опубликован также номер контактного телефона.

   И все же, хорошо, что теперь музей русско-армянской дружбы занимается прямым своим делом – культурно-просветительской работой, а церковь Сурб Хач продолжает оставаться духовным центром донских армян. Каждый должен заниматься своим делом.

   Становится как-то не по себе, когда читаешь, что в 1991 году в церкви Сурб Хач открыли «Кукольный город». Вроде, как и ничего плохого. Но все же…

   В заметке О. Попова «Кукольный город» в Сурб-Хаче» сообщалось, что в церкви открылась выставка кукол. Эта коллекция кукол была уникальной. Как писал О. Попов, жительница Перми Р.К. Терешкина любезно согласилась предоставить часть своей коллекции кукол разных стран и народов ростовскому музею. Попов, в частности, писал: «Эта экспозиция вызвала у ростовчан, взрослых и маленьких, большой интерес. Расположилась она в зале музея русско-армянской дружбы Сурб-Хач. У стеклянных витрин десятки глаз с любопытством и интересом рассматривают кукол из Англии, Австрии, с острова Тайвань, из Индии, кукол нашей необъятной Родины. Одинаковый интерес вызывают и соломенные куклы, и тряпичные, и такие роскошные, как Барби и Кен из Америки. Посетите выставку, этот островок Детства. В нем много сказки, добра и тепла – именно того, что нам так не хватает сейчас…».

   Концерты духовной и классической музыки, которые проходили в бывшем монастыре Сурб Хач, производили, пожалуй, не менее сильные впечатления, чем тематические выставки. Особо памятны концерты профессора Ростовской государственной консерватории Сусанны Борисовны Арабкерцевой.

    Она незабываемо и неповторимо исполняла «Колокола», «Элегию» Рахманинова, «Аве Мария» Шуберта. Арабкерцева была великим популяризатором классической музыки.

   И все же хочется повторить еще раз, что каждый должен заниматься своим делом. Музей — вести культурно-просветительскую работу, а в церкви следует молиться, неся в этот грешный мир любовь и Слово Божье. Поэтому это хорошо и логично, что сегодня в церкви Сурб Хач молятся, а в музее русско-армянской дружбы устраиваются выставки, презентации и творческие вечера. Так и должно быть!

Наш Сурб Хач

Святой Крест донского армянства − так называют армянский монастырь Сурб Хач. Этот Святой Крест освящает духовную и мирскую жизнь донских армян и сегодня.

 В 2019 году я со своим отцом, заслуженным врачом России, публицистом и краеведом Минасом Георгиевичем Багдыковым  написал книгу «Наш Сурб Хач».

   Говоря об истории Сурб Хача, о сегодняшней жизни монастыря, мы вспоминали о людях, которые внесли неоценимый вклад в развитие армянской культуры на Дону.

   Очень надеюсь, что исследовательская работа по изучению истории донских армян, их культуры будет продолжаться и далее.  И, несомненно, путеводной звездой для всех армян Дона будет также оставаться Сурб Хач – Святой Крест донского армянства.

«Прогулки во времени. Забытый сад»

   До октябрьской революции 1917 года Армянским садом, или Монастырским, называли сад армянского монастыря Сурб Хач. С ростовским краеведом Оксаной Мордовиной в 2020 году я написал книгу «Прогулки во времени. Забытый сад» об истории этого места, о том, как в нем проходили народные гулянья, отмечались мирские и религиозные праздники.

«Не только армяне, но и масса приезжих из Ростова, и при том множество разных наций и положений, собирались там. Роскошные городские костюмы сменялись скромным деревенским нарядом, свободная армянская речь сменялась речью немца, француза и еврея. Чиновники, офицеры, студенты − все сновали взад и вперед, интересуясь всем происходящим, прислушиваясь к звукам зурны, наигрывающей армянские мотивы под аккомпанемент национального барабана. Праздники в саду всегда были незабываемыми…»

   Наша брошюра рассказывает об истории этого места, о монастыре, о том, какие события происходили тут, как проводились гулянья в монастырском парке, какие традиции закладывались в ту эпоху. Мы постарались открыть читателям забытую страницу истории нашего города. В издании читатель может увидеть редкие газетные публикации и фотографии дореволюционного времени. Также мы знакомим читателей с историей всем нам известного парка «Дружба» на территории Северного жилого массива Ростова-на-Дону.

   Замечательный детский театр «АРТелька» (рук. – Мельчина Елена Евгеньевна, педагог – Мельчин Михаил Станиславович) в 2024 году порадовал ростовчан документальным спектаклем «Забытый сад».

   На страничке театра «АРТелька» в социальных сетях вы можете прочитать следующее: «Документальный спектакль «Забытый сад» (по книге ростовских краеведов Георгия Минасовича Багдыкова и Оксаны Александровны Мордовиной) – вторая постановка театра в рамках культурно-просветительского театрального фестиваля «Ростовские легенды: время и люди», созданного по инициативе Управления образования города Ростова-на-Дону, при поддержке Ростовского регионального отделения союза театральных деятелей России».

По мнению критиков, премьера стала ярким и значимым событием, как для юных актёров и зрителей, так и для всего детского театрального сообщества города.

   Бывают такие моменты в жизни, когда чувствуешь себя по-настоящему счастливым человеком. Именно чувство счастья я испытал, когда видел, как талантливые дети играют спектакль по мотивам брошюры «Прогулки во времени. Забытый сад», которую написал совместно с ростовским краеведом Оксаной Мордовиной.

 У нас есть яркие и талантливые дети. А это значит, что у нашего города может быть славное будущее.

Георгий БАГДЫКОВ.