«СКРИПАЧИ НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ» АЛЕКСАНДРА ЛОТОШНИКОВА

«СКРИПАЧИ НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ» АЛЕКСАНДРА ЛОТОШНИКОВА

20.11.2024 Автор Георгий Багдыков 188

      Вышла в свет книга «Скрипачи Нахичевани-на-Дону. XX век» известного ростовского и нахичеванского скрипача Александра Лотошникова (Лотоса). Сам Александр считает свою работу каталогом. Но я бы назвал эту книгу мини-энциклопедией. И вот почему. 

      Александр Калустович собрал под одной обложкой больше пятидесяти нахичеванских скрипачей двадцатого века. Наша ростовская Нахичевань была всегда богата на таланты, в том числе щедра она и на ярких музыкантов.

     Так уж повелось, что в армянских семьях, как и в еврейских, детей всегда учили музыке. В домах нередко устраивались концерты, участниками которых были члены семьи и гости. Так было в моей семье. Именно в такой музыкальной семье и вырос Александр Лотошников.

     В книге «Скрипачи Нахичевани-на-Дону. XX век» он, в частности, пишет: «Я родился в 1964 году в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону, бывшем городе Нахичевани-на-Дону, на 34-й линии, дом 28. Мой дедушка по материнской линии был свадебным музыкантом. Играл на баяне, гитаре и мандолине. В нашем доме очень часто собирались музыканты, такие как Ёра Магаков, Лукьян Дуков, Мирон Хачумов, Мирош Хурдоян, Рубен Давидян и многие другие. В дедушкином саду под вишней стоял стол и рядом была дворовая печь на дровах. В летнее время этот стол был накрыт практически всегда. Все дедушкины друзья казались очень важными и интересными людьми, вели интересные разговоры на музыкальные темы, курили папиросы «Беломор» и музицировали. Эта аура, которая окружала меня с детских лет, предопределила мою судьбу».  

     Многих музыкантов, о которых пишет Лотошников, я знал лично. А прославленный нахичеванский скрипач Мирон Георгиевич Хачумов был близким другом нашей семьи.

     Что же касается Александра Калустовича, то он абсолютно прав, когда пишет, что музыкальная аура его семьи предопределила его судьбу.

     Уже маленьким мальчиком он знал, что обязательно станет музыкантом. Сашу отдали в музыкальную школу, где он обучался игре на фортепиано. Но мальчик обожал скрипку.

     Когда он увидел, что его дедушка Арсен Назарович Каспаров начал обучать игре на скрипке сына своего друга, то твердо решил, что тоже будет играть на скрипке. Тогда дедушка сказал Саше: «Будь лучшим, и возле тебя будут стоять лучшие!» Этим девизом Александр Лотошников руководствуется в своей жизни. Ведь к хорошим и талантливым людям будут тянуться не менее достойные.

     Мой папа, заслуженный врач России, известный хирург, краевед и публицист Минас Георгиевич Багдыков, очень любил, когда в наш дом приходил Александр Лотошников.      Папе было особенно приятно, дорого и ценно, когда Александр начинал играть мелодии его детства.

     Отец считал, что Лотошников играет в неповторимой нахичеванской манере, в той манере, которой придерживался прославленный Мирон Георгиевич Хачумов. В книге «Лики прошлого» он, в частности, писал:

       «Старых нахичеванцев изумляло и то, что скрипач играл в манере до боли знакомой − хачумовской. Это Саша Лотошников, современный молодой человек, играл на скрипке с душой, свободно создавая забытые нахичеванские песни − «Не покорилась», «Запоздалая тройка». Оказывается, будучи еще совсем ребенком, в родительском доме впитывал он в себя мелодии песен и колорит их исполнения лучшими музыкантами нашего города, знал их лично, называл по именам, дружил, слушал и учился. Мелодии своего детства − «Позарастали…», «Манушак», «Семь сорок», «Плач Израиля» и практически весь набор армянского песенного фольклора, уходящего своими корнями в седую древность царства Багратидов, вобрал в себя с любовью как память о своих предках».

      Лотошников с детских лет общался и дружил с известным строителем Николаем Исаевичем Хафафяном.

      Николай Исаевич Хафафян руководил работами по восстановлению и реставрации монастыря Сурб Хач. Хафафян многое сделал для того, чтобы Сурб Хач был спасен и стал Музеем русско-армянской дружбы. Дочь Николая Исаевича, Любовь Николаевна Алавердян (она долгие годы работала завучем в музыкальной школе имени Гнесина в Нахичевани, где учился Лотошников), вспоминала о том, как отец говорил ей: «Любочка, как здорово, что мы спасли нашу святыню Сурб Хач. И как правильно мы придумали − создать Музей русско-армянской дружбы. Это ведь тоже дело благородное и святое».

      Немало приятных воспоминаний всплыло в моей памяти, когда я читал книгу Александра Лотошникова «Скрипачи Нахичевани-на-Дону. XX век». Ведь, как я уже писал, многих музыкантов, о которых идет речь в книге, я знал лично.

     И еще важно отметить, что нахичеванская и народная музыка донских армян продолжает жить. И живет эта музыка благодаря таким замечательным музыкантам, настоящим патриотам и энтузиастам, как Александр Лотошников.

Георгий БАГДЫКОВ.