
ПРОГУЛКИ ВО ВРЕМЕНИ. НАХИЧЕВАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
08.04.2025 232Сейчас мало кто знает, что до начала двадцатого века Нахичевань-на-Дону была духовным центром не только донских армян. Этот город был духовным центром для всех армян Российской империи. Потому как в Нахичевани существовала армянская духовная семинария.
Здание семинарии сохранилось до наших дней, является объектом культурного наследия регионального значения (площадь Базарная, ½, 26-я линия, литер А). Изначально на этом месте находился деревянный дом («хонах» или «гонах»), который специально построили для Екатерины Великой.
Нахичеванцы надеялись, что императрица, осуществляя свою поездку в Крым, посетит и их город. Но планы у Екатерины Великой изменились, и в Нахичевань она не приехала.
Тогда архиепископ Иосиф Аргутинский открыл в этом доме духовную школу. Как пишет О.Х. Халпахчьян в книге «Архитектура Нахичевани-на-Дону», в 1875 году в этом доме появилось духовное училище, а в 1881-м − семинария.
Когда деревянное строение было заменено каменным, неизвестно. В 1880-х годах здесь существовало, как пишет О.Х. Халпахчьян, двухэтажное «торговое здание 1-го ряда».

Предположительно в 1913 году был надстроен третий этаж, и позднее на месте магазина Кеворкова открыт вход с площади, дополнительно к существовавшему со стороны двора.
В Нахичеванской армянской духовной семинарии обучались не только городские ученики, но и иногородние. Общее количество учеников достигало 350!
Для иногородних в правой части третьего этажа имелись спальни на 100 человек. Там же располагались кабинеты надзирателя и врача. Левую часть этого этажа занимал большой актовый зал площадью 320 квадратных метров. На втором этаже находились учебные классы и кабинеты наглядных пособий (физический, географический, исторический и другие). На втором этаже также располагались административные и подсобные помещения. Были тут и кабинеты врача и надзирателя.
Вот как описывает здание Нахичеванской армянской духовной семинарии О.Х. Халпахчьян в книге «Архитектура Нахичевани-на-Дону»:
«Внешний облик здания, выстроенного в так называемом «кирпичном стиле», художественно был маловыразителен. Открытая кирпичная кладка, которую разнообразили лишь арочные окна наверху, русты на первом и по краям ризалитов на третьем этажах, а также несложные профили карнизов − все это придавало протяженному фасаду подчеркнутую монотонность».
Надо заметить, что, как правило, все армянские духовные семинарии и храмы отличаются аскетизмом.
Большинство предметов в духовной семинарии изучалось на армянском языке, но учили также русский язык и некоторые предметы преподавались на русском.
Вообще, курс семинарии был рассчитан на шесть лет и предполагал давать как общеобразовательные, так и богословские знания.
Как пишет Степан Кеворкович Чориян в статье «Hахичеванская-на-Дону духовная семинария и ее роль в воспитании и образовании армянского юношества» (СКФУ), программа духовной семинарии предусматривала изучение таких языков, как греческий, латинский, армянский, русский, немецкий и французский. Блок наук общего образования давал возможность изучить логику и психологию, всеобщую историю и географию, историю и географию Российского государства, законоведение, историю и географию древней Армении, математику, физику, химию, естественную историю. Кроме этого, большое внимание уделялось богословским наукам: изучались история Ветхого и Нового Завета, Святое Писание, догматика, история христианской церкви, археология, христианская мораль, духовное красноречие. Учащиеся должны были также освоить пение и каллиграфию.
После обучения перед выпускниками семинарии вставал выбор: либо продолжить свое духовное образование в Эчмиадзине, либо получить в дальнейшем светское образование.

Именно за счет выпускников семинарии комплектовался весь штат священников города Нахичевани-на-Дону и окрестных армянских сел. Это очень важно, на мой взгляд. Потому что все священники были хорошими знакомыми для местных жителей, а значит, были и доверительные отношения.
Как я уже писал, в здании Нахичеванской духовной семинарии был свой пансион, имелись также большой актовый зал, музей и библиотека.
Многие известные люди того времени старались опекать Нахичеванскую духовную семинарию. Например, выдающийся художник Иван Константинович Айвазовский.
Великий русский маринист бывал в Ростове и Нахичевани-на-Дону. Более того, он любил донской край и особенно Нахичевань. Ведь Айвазовский был сам по происхождению армянином, а потому с большой симпатией относился к донским армянам.
Иван Константинович во время своего визита в наш город подарил нахичеванскому епархиальному училищу картину.
Айвазовский писал: «Картину, которую я подарил городу Нахичевани, поставят в семинарии. Объехал все учебные заведения и все они весьма утешительны».

В тот свой визит он дарил свои картины и Ростову, и Нахичевани, и известным людям.
Кстати, брат великого мариниста Гавриил Константинович Айвазовский (Габриэл Айвазян) был известным священником, богословом и даже возглавлял Ново-Нахичеванскую и Бессарабскую епархию Армянской апостольской церкви.
С Нахичеванской духовной семинарией было связано немало выдающихся людей.
Например, будущий Католикос всех армян Геворг VI. Он был родом из Нахичевани-на-Дону. Напомню, что Католикос − это высшее духовное лицо Армянской апостольской церкви, то есть патриарх.

Родился Геворг в 1868 году в небогатой семье. В десятилетнем возрасте поступил в духовную семинарию в Нахичевани. Затем учился в семинарии в Эчмиадзине (Армения). Проходил обучение в Лейпциге, там окончил еще и местную консерваторию.
В 1913 году Католикосом всех армян Геворгом V рукоположен в архимандриты.
Будущий католикос преподавал в Гогоевской женской гимназии (нынешняя гимназия № 14).
Во время Первой мировой войны и геноцида армян в Османской Турции в 1915 году принимал активное участие в оказании помощи армянским беженцам.
Напомню, что в Нахичевани-на-Дону был образован Армянский комитет, который принимал беженцев из Османской Турции и помогал им.
Вот в этот комитет входил будущий Католикос всех армян Геворг, тогда архимандрит. Не могу не отметить, что сбор средств в пользу армянских беженцев проходил по всей области Войска Донского. Армянским беженцам помогали русские, казаки, многие купцы и ростовцы.
В июне 1945 года Католикосом всех армян был избран Геворг VI (Чорекчян).
Геворг VI был всегда предан своей Родине. Он оказал огромную помощь Красной армии во время Великой Отечественной войны. Особенно танкистам. Путем пожертвований Армянская апостольская церковь и Католикос создали танковые колонны «Давид Сасунский» и «Ованес Баграмян».
Католикос всех армян Геворг VI (Чорекчян) скончался в 1954 году. Его прах покоится в Эчмиадзине.
Последним ректором Нахичеванской духовной семинарии был известный общественный деятель, богослов, протоиерей Рубен Варфоломеевич Бекгульянц (Бекгулян). Он занимал эту должность до закрытия учебного заведения в 1920 году. Интересно, что его правнук Рубен Бекгулян был тоже в Ростове известным общественником и просветителем. Он написал о своем выдающемся прадеде книгу «Подвижник. Отец Рубен Бекгульянц» (Ростов н/Д., 2019).

В 1932 году священник Бекгульянц был среди делегатов-выборщиков Католикоса всех армян.
Протоиерею Рубену Варфоломеевичу Бекгульянцу «повезло». Он умер в 1935 году и не успел разделить печальную судьбу нахичеванских священников, которых расстреляли в 1938 году в период сталинских репрессий.
Правда, как мне рассказывал правнук последнего ректора Нахичеванской духовной семинарии Рубен Бекгулян, еще в 20-е годы власти не оставляли без «внимания» священнослужителей, в том числе выпускников и преподавателей Нахичеванской духовной семинарии. Протоиерея Рубена Варфоломеевича Бекгульянца в двадцатые годы минувшего века арестовывали трижды.
Несмотря на то что Нахичеванская духовная семинария была закрыта в 1920 году, она оставила глубокий след в образовании и воспитании армянского юношества на Дону на рубеже ХIХ−ХХ веков. Эта семинария была настоящим духовным, образовательным и культурным центром для армян юга России.
Георгий БАГДЫКОВ.