
ПРОДАВЦЫ ИЛЛЮЗИЙ. ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ РОСТОВСКИХ КИНОТЕАТРОВ
11.03.2025 62«Чудесный Кинемо! Если высшая и святая цель искусства – создать общение между людьми и их одинокими душами, то какую огромную, невообразимую, социально-психологическую задачу суждено осуществить этому апашу современности! Что рядом с ним воздухоплавание, телеграф, телефон, сама печать!.. За какие-нибудь 8−10 лет существования он пожрал всех авторов, которые до него писали, объел всю литературу – Данте, Шекспира, Гоголя, Достоевского, даже Анатолия Каменского. Ни одна дымовая печь не пожирает столько дров, сколько хватает, лопает кинематограф. Это бездонная яма, в которую проваливается всё»,−писалЛеонид Андреев в своем «Письме о театре».
Итак, к началу XX века (до наступления власти Советов) индустрия кино шла по нашему Ростову очень широкими и размашистыми шагами. В городе было немало конкурирующих фирм по прокату фильмы (а ленты называли именно женским именем «фильма») и несколько кинотеатров.
Синематографы или электротеатры − так называли в те годы кинотеатры − кучковались в центре города и, как тогда писали в местной прессе, вырастали словно грибы после дождя. Соответственно и конкуренция была острой, в борьбе за зрителя владельцы синематографов старались закупить самые лучшие новинки кинемо, а также применяли хитрости рекламы.
К примеру, на улицах помимо афиш с фильмой раздавались небольшие бумажные птички, прикрепленные к маленькому кусочку свинца, на крыльях которых было написано: «Христос Воскресе! Синематограф «Художественный».Такую диковинку можно было поставить на палец, и получался эффект парящей птички.
Ростовские синематографы «Штремер», «Французский», «Солей», «Колизей» − посещать их считалось признаком прогрессивного мышления и тонкого вкуса. Кинематограф был настолько популярен, что количество мест в зале доходило до 1000.

Билеты в дорогих кинотеатрах могли стоить до 3 рублей. Но существовали и места попроще, для менее обеспеченной публики, по 20−30 копеек, а иногда и вовсе по 10.
Кинематограф того времени называют «Великий немой». А все потому, что голоса у пленки тогда не было. Писали субтитры, а иногда в зале работали кинодекламаторы. Во время частых перерывов, необходимых для перемотки пленки, публику развлекали граммофонной музыкой или игрой тапера на пианино. Музыка звучала и во время действия, иллюстрируя происходящее на экране.
На Садовой улице , не доходя до современного переулка Семашко (сейчас на это месте здание «Ростовэнерго»), в 1913 году открылся первоклассный ростовский кинотеатр «Кино Паллас». Его владельцами были ростовские купцы Френкель, Рысс, Зак и Левин.

«Не имея много простора по фасаду, вход все же очень широк и солидно отделан, четыре колонны цветного мрамора расположены по две с каждой стороны входа. Небольшое фойе красиво расписано картинами на исторические сюжеты (древне-римского характера), а также драпировано стильными драпами и ламбрекенами, придающими фойе веселый и красивый вид. Неподалеку от входа начинается мраморная лестница в фойе второго яруса.

Зрительный зал, размером 22/39 аршин (15/27 метров) вместимостью 800 человек, красиво отделан и расписан также картинами на исторические темы. Над местами в зале расположены два яруса лож числом 30. Вся мебель зрительного зала отделана под красное дерево… −писали в местной прессе. − Картины демонстрируются под иллюстрацию салонного оркестра. С апреля дирекция театра подписала контракт с Ростовским отделением АО Ханжонков и Ко на первый экран и на ряд отдельных боевиков, замонополизированных названной фирмой…»
Спасение от будней, от серой действительности, когда человек устремляется в приключения, страсти, горести невиданных въявь людей. Кинематограф давал этот приют скучающим людям как путеводная звезда.
В дореволюционном кино был ряд жанров, основными из которых являются игровое, документальное, научно-популярное и анимационное: снимали мелодрамы, остросюжетные драмы-боевики и комедии, фильмы, основанные на историческом материале, экранизировали литературные произведения, показывали видовые картины. Представьте себе, наши предки не скучали!
«Загляните в зрительную залу, −говорил писатель Александр Серафимович,− вас поразит состав публики: здесь все − студенты и жандармы, писатели и проститутки, офицеры и курсистки, всякого рода интеллигенты в очках, с бородкой, рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, городские низы, модистки, чиновники, словом − все».
Оксана МОРДОВИНА