ПРИЗРАКИ ЭПОХ. ГОСТИНИЦА «МОСКОВСКАЯ»

ПРИЗРАКИ ЭПОХ. ГОСТИНИЦА «МОСКОВСКАЯ»

11.10.2023 Автор Оксана Мордовина 1001

Здания, как люди, у каждого своя судьба. Можно родиться удивительно красивым, но всю жизнь будут происходить какие-то несчастья, и человек не будет ощущать себя счастливым. Такая история и у «Московской».

Роскошное здание это выросло на центральной улице Ростова, украсив собой Садовую и став одним из красивейших зданий города. Но судьба ему была уготована в виде постоянной череды проблем и неприятностей. Хотя и не обделила его интересной историей.

Построенная в конце 1896 года в Ростове, гостиница «Большая Московская» принадлежала однако жителям соседнего города -«Церковному Попечительству о бедных армянах Нахичевани».

На строительство здания Попечительством была потрачена крупная сумма денег, собранных из завещанных нахичеванскими купцами капиталов. Хотя по завещаниям, дальновидные купцы желали чтобы оставленные ими суммы были «неприкосновенными» и еще долго приносили пользу городу.

Капитальная сумма должна была сохраняться в целости, находясь на вкладах (или в ценных бумагах) в государственном банке, а проценты с нее должны были идти в помощь бедным жителям Нахичевани. Но руководители нахичеванского Попечительства приняли решение изменить условия завещаний и круглая сумма была пущена в другое дело.

Никто не думал о том, вдруг предлагаемая финансовая комбинация не увенчается, в силу других обстоятельств, успехом, и капиталы, приносящие ныне верные и обеспеченные проценты, будут помещены в предприятие, которое ничего, кроме убытков, не даст попечительству. И сотни бедных семейств перестанут получать то пособие, которое обещали. А масса учеников и учениц вынуждены будут оставить начатое на полученные средства обучение.

В итоге так и произошло. За неимением средств, Попечительство целое лето 1897 года не выдавало пособий нуждающимся на руки.

«Церковное Попечительство о бедных армянах Нахичевани» начало грандиозное строительство в центре соседнего Ростова. Идею построить большую гостиницу поддержал городской голова Минас Балабанов. Собственно, он и явился тем рычагом влияния, который надавил на членов Попечительства:

«Собрание выслушало предложение председателя Балабанова М И о том, что недвижимое имение , находящееся в Ростове и завещанное Каспаром Марковым Поповым, в ветхом состоянии , и нуждается в капитальном ремонте и перестройке. Попечительством уже обсуждалось то что имение оставить в таком виде нецелесообразно и невыгодно и противоречит той цели, для которой имение завещано. Посчитали, что необходимо возвести новое приличное здание на этом месте, продолжив новую постройку и на смежном участке, завещанном попечительству Н Муратхановым. Потому как оба имения , находясь в лучшей, центральной части города Ростова могут приносить в будущем попечительству очень большие доходы, если там будут возведены доходные сооружения.»

В разработке проекта «доходного сооружения»- здания гостиницы принимали участие такие известные в Ростове и Нахичевани архитекторы как Н.Н.Дурбах, Г.Н.Васильев и А.Н.Померанцев.

Гостиница была спроектирована в духе эклектики. Симметричный фасад поделён вертикально на пять частей. В центральной части здания был большой выносной балкон-навес, перекрывавший всю ширину тротуара у главного входа. Фасад завершался аттиком с фронтоном в центральной части.

В дальнейшем верхняя часть фасада несколько видоизменялась, это будет видно по открыткам и фотографиям. Башенка, украшающая фронтон изначально, впоследствии исчезла.

Строительство шло быстрыми темпами. Благодаря архитектору Н.Н. Дурбаху (по одной из версий в соавторстве с архитектором А.Н.Померанцевым) гостиница обрела свой изысканный вид, а выносной балкон архитектора Васильева добавил ей романтизма. Первоначально здание представляло из себя протяженный корпус, вытянутый вдоль Большой Садовой улицы, с небольшим 2-х этажным крылом-флигелем, выходящим на Дмитриевскую. На первом этаже здания располагался большой вестибюль, связанный с лестничным холлом. Ступени и площадки парадной лестницы были сделаны из мрамора, полы вестибюля вымощены белой метлахской плиткой. По обе стороны от вестибюля располагались торговые залы, которые имели самостоятельные входы с улицы.

Элегантная, изысканная, монументальная. «Московская» строилась сто лет назад с претензией на звание самого комфортабельного отеля Ростова и Нахичевани. Величественное здание гостиницы прекрасно вписалось в ряд жемчужин ожерелья ростовской Садовой. Ожидалось, что здание сразу начнет давать прибыль, но, как я уже сказала, гостиница в центре Ростова была обречена на необычную историю.

Дореволюционные гостиницы это вообще особая тема и особый пласт как в архитектуре, так и в культурной жизни городов. Это были не просто здания со съемными номерами. Это были настоящие развлекательные центры города. Принимали они постояльцев, что путешествовали в первую очередь конечно по делам. Но и являлись местом, привлекательным для местных жителей:

«Встреча Нового года в гостинице «Московская»!Зал будет убран гирляндами и живыми растениями! Ужин из трех блюд и бокал шампанского — 3 рубля с персоны Праздничный ужин проходит под музыку оркестра господина Будницкаго. Также гостям предлагается микрограф Бетини! Фуррор в самом Париже! В антракте гости могут бесплатно осматривать французскую салонную космораму, показываемую первый раз в России!»

Гостиницы , как видите, предоставляли не только услуги размещения, но и питания с широким набором блюд, напитков, музыки и различных развлечений для гостей. В рекламе любой гостиницы в те времена указывалось «есть бильярд» (как сейчас вайфай).

Неудачи «Московской» начались с самого первого арендатора- некоего Харлампия Владоса, с которым был заключен договор на 11 лет с перспективой получать каждый год доход от аренды. Но на деле обогатился только сам Владос. А в отчетах Попечительства лишь появилась новая статья долгов. Вскоре, не уплатив ни копейки, Владос скрылся из Ростова, прихватив деньги, собранные им, и оставив попечительский совет с пустой казной! Какое-то время гостиница была даже закрыта.

В 1897 году так описывает здание корреспондент газеты «Приазовский край» :

«В распоряжении церковного попечительства оказался красивый на вид, но испорченный во внутреннем расположении четырехэтажный дом, сплошь, кроме двух-трех магазинов, наглухо заколоченный, забитый, в унылых окнах которого виднеются не менее унылые объявления о сдаче дома в аренду с 1 сентября 1897 года. В залах этого палаццо, залитых электричеством , не сполна еще оплаченным, попечительство может услышать тот волшебный звон злата, о котором они мечтали и грезили. Но то были деньги явившихся сотнями на публичные торги покупателей, в конец испортивших окраску, обои, даже паркет и стены всего помещения бывшей гостиницы и кафе-ресторана, требующих ныне обязательного ремонта, на сумму свыше 7000 руб…»

Следующим арендатором был 2-й гильдии купец И. М. Горделадзе. Громадные затраты на частичный ремонт (после первого арендатора в здании оказалось многое испорчено..) и то обстоятельство, что еще не все знали о возобновлении работы гостиницы, конечно поставили содержателя Горделадзе в сложную финансовую ситуацию. Он не мог даже оплатить пользование городским коллектором.

А в здании было достаточно много арендаторов, которые занимали помещения первого этажа: кондитерский магазин -пекарня Д. И. Филлипова, мануфактурная компания Зингер, магазин готового мужского платья-пальто Цветъ, аптека и парфюмерные товары Литвака, банкирский дом «Чахиров и К.», музыкальная торговля Бродского.. Владельцы магазинов стали жаловаться на проблемы с коллектором и отоплением. В ответ на это Попечительство настоятельно потребовало от Горделадзе приложить усилия и устранить проблемы.

Чтобы как-то решить проблемы, арендатор начинает активно раскручивать гостиницу. В газете «Приазовский край» в 1901 году снова появляются рекламные объявления:

«До 60 комфортабельно обставленных номеров, со всеми удобствами! Образцовая кухня и ресторан, подъемная машина, все здание освещается электричеством, водяное отопление. Имеется даже комиссионер, говорящий на иностранных языках! Получены вина первого выпуска имения Графа Воронцова-Дашкова! А также единственный в России «электро-пневматичсекий концерт-оркестрион»!»

Но и это не помогло получать большую прибыль от гостиницы. Здание оказалось настолько запущенным, что немедля требовался срочный и не частичный, а капитальный ремонт. Попечительство по договору должно было содержать гостиницу, но условий этих не выполняло. Горделадзе было не под силу делать самому ремонт. У здания появляется новый арендатор — им стал господин С.С. Элиадзе.

Но и нового хозяина не обошли стороной превратности судьбы. 11 июня 1908 года в «Московской» произошел пожар в арендуемом помещении первого этажа. Во время пожара огонь частично начал проникать в саму гостиницу, но был потушен:

«11 июня в 8 часов вечера, загорелся аптекарский магазин Литвака под «Большой Московской» гостиницей! Предполагают, что загорелись стружки от спички или папиросы. В несколько минут задняя половина помещения была охвачена огнем и огромные языки показались в магазине и во дворе . Пока Литвак вызывал по телефону пожарную команду, огонь уже загулял по полкам. Пожар продолжался не более полчаса и был потушен прибывшей командой. Но за это время магазин сгорел совершенно. Когда много сохранившихся товаров вынесли на улицу, то собравшаяся толпа без церемоний расхищала духи, мыло и пр…»

Во время пожара в гостинице на верхних этажах полопались стекла в некоторых комнатах, обгорели рамы и сгорели шторы. Машинное отделение электрического подъемника было затоплено водой, вследствие чего перестало работать. Мотор пришел в негодность, электрический подъемник (лифт) не мог уже функционировать как нужно.

Многие квартиранты после пожара покинули гостиницу. Содержатель Элиадзе немедленно потребовал Попечительство принять меры , поскольку он терпел большие убытки. Но и в этот раз Попечительство отказалось выполнять свои обязательства. Элиадзе отказывают в его прошениях и начинается поиск нового арендатора.

Попечительство не жалеет средств на газетные объявления с объяснениями и приглашениями в гостиницу:

Тем временем зданием заинтересовались владельцы гостиниц из Владикавказа , Екатеринослава и Железноводска. Все они прислали в Попечительство письма с предложениями взять его в аренду.

Но члены Попечительства не могут сдать здание, ведь продолжаются неурядицы с Элиадзе. Он попадает под тюремный надзор из-за неуплаты аренды, при этом оставаясь по законному договору арендатором.

В 1912году поднимается цена аренды. Каким образом и как функционировала в те годы гостиница, остается загадкой.

В 1913-1914 годах начинается перестройка здания. Попечительство принимает решение о срочном ремонте здания и расширении его. В ходе проектирования участие принимал снова нахичеванский архитектор Н.Н. Дурбах. Он берет на себя контроль за строительством крыла в 1913 году.

Но из-за начала Первой мировой войны строительство было приостановлено и только в году 1915 году Дурбах сделал план 4 этажа и пристройку крыла-флигеля выходящего на Дмитриевскую (Шаумяна), над пекарней Филиппова.

Крыло (пристройка) было построено для жилых квартир (которые сдавались в аренду), остальная же часть здания ,выходящая фасадом на Садовую, оставалась гостиницей.

В 1915 году газета «Приазовский край» публикует объявление:

«С 1 мая 1916 года Армянским церковным попечительством сдается помещение «Большой Московской»С 80-ю кабинетами и номерами, с рестораном и мебелью, подъемной машиной, центральным отоплением и канализацией.

Казалось бы, гостиница и ресторан были весьма популярным местом. А такая странная судьба.. Поселиться в «Большой Московской» считалось престижным. Гостиницу посещали виднейшие люди.

Известный русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт во время своего визита в Ростов, был приглашен группой сотрудников газеты «Приазовский край» переночевать и отужинать после его ростовской лекции в «Большую Московскую» гостиницу. Там до самой ночи он общался с поклонниками и почитателями, читая свои стихи и рассказывая о поэзии:

«Я не из тех, чье имя легион,

Я не из царства духов безымянных.

Пройдя пути среди равнин туманных,

Я увидал безбрежный небосклон..»

Бывал в «Московской» и великий бас Федор Иванович Шаляпин. Артист прибыл в Ростов за несколько дней до концерта, назначенного в Машонкинском театре.

На ростовском вокзале собралась огромная толпа почитателей таланта, которые встретили его восторгами и букетами цветов. Шаляпин с вокзала сразу уехал в гостиницу «Московскую», а на следующий день посетил Музыкальное училище. Местные газеты ликовали:

«Мы любим и, кажется, всегда будем любить Шаляпина. Какое обилие волнующих образов, нежности, страсти и сарказма- настоящий калейдоскоп души, какой горячий огонь вдохновения, и как много во всей этой красоте нашего, русского!»

Тем временем, 1916-й год на дворе. А арендатор по договору все еще Элиадзе. Но срок аренды истек и начинается имущественная тяжба между Попечительством и Элиадзе. Последний заявляет, что владельцы здания в должном виде не выполняли свои обязательства по уходу за зданием, тем самым лишая его доходов и возможности оплачивать гостиницу.. Но итогом тяжбы стало лишь расторжение договора с арендатором.

Новым арендатором — содержателем здания становится Сааков Амбарцум Сергеевич..

Однако в город уже хлынула революция! В Ростов стали переезжать многие дворяне и буржуа, ища спасения от «красных», бушующих в Москве и Петербурге. «Московская» снова зашумела и зажила.

Советская власть изменила очень многое в жизни города, в том числе и статус гостиницы «Большая Московская». Здание муниципализировали. На верхних этажах, в бывших гостиничных номерах, теперь разместились коммунальные квартиры. А первый этаж заняли кооперативные и государственные магазины «Доншвейпрома», «Севкаввинтреста», «ЕПО- Единого Потребительского общества».

К тому времени здание гостиницы стало совсем непригодным для жилья и эксплуатации.

С 1933 по 1935 год в гостинице проводилась большая реконструкция. Но при этом работать гостиница продолжала. И вот, «Большая Московская» стала гостиницей «Интурист». Кроме фасада от нее правда ничего не осталось. Ростов получил совершенно новый по-европейски оборудованный отель.

Иностранные гости города в своих отзывах не раз отмечали, что эта гостиница-одна из лучших в Союзе!

«Вместо 82 номеров стало 70, с отдельными спальнями, с умывальниками с холодной и теплой водой, в большинстве номеров были ванны. Был установлен коммутатор и в каждую комнату планировалось провести телефон и радио. Элемент антикварной ценности и «шика»- большие каминные часы- украшали большинство номеров.

Отделка помещений из дуба и серого клена. Вся мебель изготовлена по эскизам академиков Щуко(один из авторов проекта таетра Горького) и Ларсере Ленинградской мебельной фабрикой. Сделана она под орех, красное дерево и дуб. Для украшения вестибюлей и ресторана впервые были применены инкрустации из цветной фанеры , из которой выполнены целые художественные панно и резные по дереву горельефы , работы ростовского мастера Смородины..»

В 1940 году на улице имели Фридриха Энгельса (так назвали к тому времени Большую Садовую улицу), в здании гостиницы «Интурист»,была открыта закусочная нового типа. Высокие столы были единственной мебелью этого заведения. Это была первая закусочная , работа которой построена по системе самообслуживания.

В годы Великой Отечественной войны здание гостиницы сильно пострадало во время боев за Ростов. В 1942 году в центральную, самую старую его часть, попали три тяжелых авиабомбы. Взрывы и сильный пожар.. Все внутренние перекрытия, кровля, лестницы, окна и двери были уничтожены. От здания остались только поврежденные стены.

В апреле 1951 года началась реконструкция и гостиница снова стала «Московской» ,но ее облик был полностью изменен.

Пристроены боковые 4-х этажные корпуса, примыкающие к историческому центральному объему памятника, образующие со стороны ул. Шаумяна двор с кирпичным забором и металлическими воротами. Разобран выносной балкон на литых столбах. Выполнена перепланировка номеров, санузлов, вестибюлей, подсобных помещений, помещений примыкающих к вестибюлю. Заменены: цоколь на фасаде, расколеровка центрального фасада и отделка интерьеров, покрытие полов.

В те годы в ней останавливалось немало именитых постояльцев: Дмитрий Шостакович, Арам Хачатуряна, Евгений Вучетич, Роберт Рождественский, Лев Кассиль.

Во время своих визитов в Ростов в «Московской» гостил Михаил Александрович Шолохов. Рассказывают, что у него был даже свой постоянный номер, в котором он подолгу жил. А одним из любимых развлечений донского писателя была стрельба из оружия, и в подвале гостиницы для этого, говорят, была оборудована специальная комната, где он тренировался в стрельбе по мишеням.

Среди известных гостей «Московской» был также писатель Александр Исаевич Солженицын, посетивший Ростов в 1994 году и остановившийся именно в этой гостинице.

В 1985 году здание гостиницы «Московская» взято на учет как памятник истории и культуры местного значения.

Сегодня инвестор и владелица этого памятника архитектуры — Шишкина Татьяна Ивановна. За период более века гостиница пережила много разных событий- бомбежки Великой Отечественной войны и пожар, случившийся в 2007 году, привели к непоправимым последствиям… К сожалению, здание не может быть ни отремонтировано, ни реконструировано. Единственный выход — новая постройка с восстановлением облика фасада. Какое решение примет новая хозяйка исторического здания- мне не ведомо..

Остался только нарисованный фасад и разваленное здание от былой легенды

Оксана Мордовина