
ПЛАФОН ИЗ АВТОБУСА
15.10.2024 Автор Георгий Багдыков 79Так уж устроена человеческая память, что плохое быстро забывается. И мы порой начинаем идеализировать прошлое. Конечно, в нем было много хорошего. Например, в нашем советском прошлом была стабильность, гарантирована каждому работа, бесплатная медицинская помощь, образование. Но были и проблемы. Причем большие, на мой взгляд.
Сегодня, если ко мне внезапно придут гости, я все продукты куплю в магазине буквально за 15 минут. Были бы деньги. А в советское время надо было делать запасы еды заранее. Потому как иначе гостям стол не накрыть.
А еще тот, кто жил в те самые годы, особенно в перестроечные, может также вспомнить о дефиците, талонах на продукты и очередях.
Очереди были почти везде, даже на транспортных остановках стояли люди в ожидании автобусов.
Сегодня мне страшно вспоминать, как в те годы ходил городской транспорт. Вечные толпы на остановках, давка и ругающиеся люди.
В автобус пассажиры набивались, как сельди в бочке. Кто-то на ком-то лежал или висел, прижимались так плотно, что даже неловко вспоминать об этом сегодня.
Помню, как-то на моей спине буквально лежала девушка (я стоял на ступеньках), а влюбленный молодой человек в этот момент ее нежно целовал. Ощущение еще то. Ложем для влюбленных я ни до, ни после того случая, к счастью, больше не служил. Зато запомнил те мгновения на всю жизнь.

И еще был незабываемый эпизод. Возвращался я как-то после учебы в институте в свою родную Нахичевань. Ехал в битком набитом автобусе типа «пазик». Это была довольно популярная в советские времена машина, выполняющая роль и городского автобуса, и маршрутного такси. Наверное, модель хорошая. Не спорю.
Но я одного не мог понять − ни тогда, ни сегодня. Почему в огромной стране на дачных участках всегда были дороги такие, что одной машине тесно проехать? И почему на загруженные маршруты выпускали не очень вместительные «пазики»? На эти загадки я так и не нашел ответов.
У нас в стране так мало земли, что на дачных участках должны были быть такие узкие дороги? У нас так мало людей, что и небольших «пазиков» было достаточно? Не понимаю, честно.
Но как бы то ни было, в тот раз я возвращался из института именно в таком переполненном «пазике». Его трясло на каждой кочке. И мне не за что было взяться, чтобы как-то удержаться, а не толкать несчастных пассажиров. И я крепко взялся за плафон автобуса, боясь отпустить его.

На своей остановке мне удалось выйти. А это в то время было непросто. Ведь если тебя затерли куда-то в середину автобуса, то можешь и не выйти там, где тебе надо.
Выйдя радостный на своей остановке, я обнаружил в руках… плафон. Я вышел вместе с ним. Видимо, уж очень крепко в него вцепился, когда автобус трясло на вечных ямах наших дорог.
Что было делать? Автобус скрылся уже из вида. Ну не бежать же за ним…
И мне ничего не оставалось делать, как идти с этим плафоном домой.
В советские годы рачительные хозяева ничего не выбрасывали. Различные банки, коробки, пакеты использовались годами, всему находилось применение в хозяйстве. Вот и мой плафон не был выкинут.
Папа был у меня не только врачом, ученым и педагогом, он был еще мастеровым человеком. И плафон из маршрутного автобуса долго использовался по назначению в нашем доме.
Георгий БАГДЫКОВ.