ОСТАВАЙТЕСЬ СОЛНЦЕМ!

ОСТАВАЙТЕСЬ СОЛНЦЕМ!

13.05.2024 Автор Георгий Багдыков 270

      Донские армяне славны своими художниками, писателями, поэтами, музыкантами, спортсменами и учеными. Но еще среди донских армян есть немало талантливых актеров! Вы знали, что в Мясниковском районе существует армянский народный театр? А знаете, сколько ему лет? Больше ста. Вы только представьте себе, что еще в начале двадцатого века в армянских селах, в Чалтыре, было развито театральное искусство.

     Считается, что армянский народный театр начал свое существование с осени 1911 года. Тогда была поставлена пьеса классика армянской драматургии Г. Сундукяна «Пепо».

      У истоков театрального движения в селе Чалтырь стояла местная интеллигенция.

      Конечно, любое дело определяют люди. И я уверен, если бы не руководитель народного театра, известный режиссер Хачатур Давидович Хатламаджиян, то неизвестно как сложилась бы судьба театрального искусства в Чалтыре и Мясниковском районе.

     Дело в том, что он руководит театром уже не одно десятилетие. И за это время сделал многое для того, чтобы народный театр Мясниковского района стал хорошо известен далеко за пределами села Чалтырь и Ростовской области.

      Недавно Хачатур Давидович издал уникальную книгу «Оставайтесь солнцем!», рассказывающую об истории театрального искусства донских армян, о своем театре и об актерах, игравших и играющих в нем.

      Как пишет Хатламаджиян, в составе народного театра Мясниковского района только два человека имеют специальное образование: режиссер и художник. Все остальные − жители села Чалтырь: учителя, журналисты, студенты, специалисты сельского хозяйства, представители других профессий. Но все эти люди настоящие самородки, по-настоящему талантливые и беззаветно преданные сцене.

     Важно отметить, что народный театр Мясниковского района играет на двух языках − русском и армянском. А еще есть незабываемые спектакли и на диалекте донских армян.

     Хачатур Давидович Хатламаджиян в книге «Оставайтесь солнцем!» пишет: «Добавлю, что наш диалект имеет особенности в каждом селе района, и когда мы выезжаем туда со спектаклем, то я вношу коррективы в текст, максимально приближаясь к речевым законам Больших Салов или Крыма (Топти), Султан Сала или Несветая, Красного Крыма или Ленинавана».

     У мясниковского театра есть спектакли, которые стали уже его визитной карточкой. К таким можно отнести «Бессмертие», в котором рассказывается о подвиге батареи Сергея Оганова (Оганяна), ценой своей жизни преградившей нацистам путь к Ростову в 1941 году. В батарее были молодые ребята разных национальностей. Героизму этих советских солдат и офицеров и посвящен спектакль «Бессмертие», который идет с успехом уже долгие годы.

     Кстати, большими друзьями театра Мясниковского района были народный артист СССР Михаил Ильич Бушнов и известный поэт Николай Михайлович Скребов.

     Более того, Бушнов даже читал закадровый текст к спектаклю и всегда подчеркивал, что считал за честь сотрудничать с армянским народным театром. Выдающийся донской поэт Николай Михайлович Скребов написал стихотворный текст к спектаклю «Судьбой закаленные» и тоже гордился своей причастностью к работе народного театра Мясниковского района.

     За долгие годы своего существования армянский театр сотрудничал с разными выдающимися людьми. И нередко плодами такого сотрудничества становились прекрасные спектакли.

     Хачатур Давидович Хатламаджиян вспоминает, как рождался спектакль «Оставайтесь солнцем!», ставший очень любимым для зрителей.

     В 1978 году праздновали 150-летие вступления Армении в состав Российской империи и в Мясниковском районе состоялись творческие встречи с известными армянскими писателями Сильвой Капутикян, Виктором Балаяном, Людвигом Дуряном (кстати, уроженцем села Чалтырь) и драматургом Арамашотом Папаяном. Хачатур Давидович попросил Папаяна написать пьесу для народного армянского театра. И Арамашот согласился.

     Кстати, знаете, почему у драматурга Папаяна было такое имя − Арамашот? На самом деле его звали Ашот. Но в честь погибшего в автокатастрофе брата Арама Папаян стал называться Арамашот.

     Папаян написал специально пьесу для народного театра Мясниковского района. Правда, дошла она до адресата только через 24 года! Вот такая интересная история.

      А пьеса эта называлась «Оставайтесь солнцем!». В оригинале − «Умри и станешь любимым». Сюжет прост. Но оттого и сильно трогает душу.

     Главный герой спектакля старик Тарон живет на окраине Еревана. Скоро его дом должны снести, снесут и тутовое дерево, которое кормило в войну всю семью и соседей. Тарон очень одинок. При этом у него прекрасные отношения с соседями. Но старик тоскует по детям и внукам, которые живут также в Ереване, а им некогда навестить старика. Чтобы разбудить совесть своих близких, Тарон распускает слух о своей смерти. И вот тут выясняется, что его на самом деле все очень любят. Отсюда и название в оригинале «Умри и станешь любимым».

     В спектакле есть такие слова Тарона: «Если вы родились на свет, будьте солнцем для других. Согрейте человека. Рождайтесь людьми − и умирайте людьми!»

     По-моему, сказано сильно. К этому могу лишь добавить, что народный театр Мясниковского района уже многие годы является настоящим солнцем для своего зрителя.

     Иначе быть и не может. Ведь в театре ставятся и классические спектакли, и даже пьесы и произведения, написанные на нахичеванском диалекте армянских классиков.

     Одним из таких спектаклей, несомненно, является «Чаху» («Ножик»), поставленный по рассказу Рафаэла Патканяна. Напомню, что Рафаэл Патканян, уроженец Нахичевани-на-Дону, является классиком армянской литературы, как поэт и писатель уважаем во всем мире, а не только в Армении. И еще одна уникальная особенность Патканяна. Он писал рассказы также и на новонахичеванском диалекте донских армян, удивительно ярко, красочно и точно передавая жизнь, быт и нравы тех лет.

     Сюжет рассказа Патканяна, по которому был поставлен спектакль «Чаху», таков. Мальчик Мартирос из Нахичевани-на-Дону был очень толковым и любознательным, подавал большие надежды. Но однажды у учителя Мартироса пропал ножик. Подозрение пало на мальчика. Мартироса выгнали с позором из школы. Он уехал учиться в Ставрополь. Но и там не заладилось у парня. У хозяина дома, где жил Мартирос, пропали деньги. Разумеется, подозрение пало на юношу. Ведь слава о нем уже шла дурная. Мартироса выгнали из гимназии. И талантливый юноша не смог продолжить учебу, не смог поехать учиться в Лазаревский институт в Москву. Все способности Мартироса так и остались нераскрытыми. Более того, у парня не сложилась и личная жизнь. Он перебрался в Екатеринодар (ныне Краснодар), нанялся учеником продавца. И так получилось, что влюбился в дочь этого продавца. Но весть о том, что Мартирос − вор, что он когда-то украл ножик у нахичеванского учителя и деньги у хозяина дома, когда жил в Ставрополе, пришла и сюда, в Екатеринодар. И, конечно, Мартиросу не разрешили жениться и указали на дверь. Парню ничего не оставалось делать, как вернуться в Нахичевань. Здесь он устроился работать водовозом. Работал добросовестно много лет. Однажды Мартирос заехал во двор бывшего учителя и… нашел тот самый некогда пропавший ножик, который сломал ему жизнь. Сильный сюжет. О многом заставляет задуматься. Не правда ли?

      О спектаклях народного театра Мясниковского района можно рассказывать еще очень долго. Даже написать об этом целую книгу. И не одну.

     В книге Хачатура Давидовича Хатламаджияна «Оставайтесь солнцем!» меня особо тронуло то, что автор не только рассказал читателям о спектаклях театра, но и вспомнил поименно всех актеров, играющих или некогда игравших в театре. Я нашел немало знакомых фамилий.

     Например, Шаген Шагинян. Дом моих родителей в Чалтыре располагается на улице, носящей имя Шагиняна, известного журналиста, публициста, фольклориста, поэта и, как оказалось, актера народного театра Мясниковского района. Кстати, Шаген Шагинян несколько десятилетий редактировал районную газету «Заря коммунизма» (ныне «Заря»).

     И еще среди актеров народного театра я нашел знакомого и очень уважаемого человека − Шохик Симавонян. Ее мы называли всегда Александрой Георгиевной. Она известный в Ростове педагог. Долгие годы преподавала армянскую историю и язык в гимназии № 14 в Нахичевани, там же и заведовала школьным музеем. Александра Георгиевна является ярким популяризатором нахичеванской культуры, пишет книги. Но, оказывается, она еще была и актрисой народного театра Мясниковского района. О ней Хачатур Давидович Хатламаджиян в книге «Оставайтесь солнцем!» пишет так: «У Шохик хорошие актерские, чтецкие и вокальные данные. Она успешно сыграла в спектаклях «Чего черт не натворит, пока Бог спит», «Гикор», «Женщина с погонами», в котором роль Сусанны попеременно исполняли Таня Тандилян и Шохик Симавонян».

      Есть еще одна страница в истории народного театра Мясниковского района, о которой почему-то мало говорят у нас. Актеры армянского театра успешно снимались и продолжают сниматься в кино. Их можно увидеть в эпизодических ролях в фильмах и сериалах: «Цыган», «Плата за проезд», «Ростов-папа», «Оперативный псевдоним», «Мифы моего детства», «Смотритель маяка» и других.

     Я уже писал, что убежден: любое дело определяют люди. И очень важно, кто стоит во главе творческого коллектива. А потому хочу выразить огромную благодарность Хачатуру Давидовичу Хатламаджияну за его подвижнический труд.  Знаю, что он является заслуженным работником культуры Российской Федерации. Но для меня он по-настоящему народный артист России. Ну как иначе еще можно назвать человека, который всю жизнь служит в народном театре, посвятив свою жизнь людям и сцене?

     В книге «Оставайтесь солнцем!» Хачатур Давидович пишет: «Люди, которых я назвал и которых назову еще, продлевают жизнь нашего театра. У него, как у всякого живого организма, есть сердце. Оно бьется в такт со своим временем и, конечно, в такт с сердцами зрителей, любовью которых мы очень дорожим. Пока он живет, живы и мы».

     Я же со своей стороны тоже хочу пожелать народному театру Мясниковского района долгих лет плодотворной, активной и творчески насыщенной жизни. Пока есть на свете донские армяне, у них должен быть свой театр. А как иначе?

     Когда-то выдающийся писатель и просветитель Рафаэл Патканян говорил: «Нация, имеющая литературу, никогда не исчезнет с лица земли».

     Перефразируя Патканяна, я бы сказал, что нация, имеющая свой театр, бессмертна.

Георгий БАГДЫКОВ.