
НАХИЧЕВАНСКИЙ СВЯЩЕННИК КРИСТОСТУРЬЯН
13.04.2023 324В тридцатые годы минувшего столетия, в годы так называемых сталинских репрессий, было расстреляно немало священников, в том числе ростовских и нахичеванских. Изучая эту печальную страницу нашей истории, я узнал, что среди репрессированных священников был и мой далекий предок, священник Никохайос (Николай) Ованесович Кристостурьян (Кристостурян).
Но обо всем по порядку. Напомню, что 1938 год был самым страшным для армянских священников Дона. Почти всех их арестовали. Вместе с ними были арестованы и ростовские священники Русской православной церкви.

Н.Я. Петухова в работе «Из истории Армянской апостольской церкви на Дону (30−60-е годы XX века)» пишет, что в 1938 году первым из армянских священников арестовали Мкртыча Эммануиловича Тер-Акопьяна.
Согласно архивным данным ФСБ по Ростовской области, его обвинили в связях с дашнаками, которую он якобы осуществлял через Католикоса всех армян Хорена и руководителя Нахичеванско-Бессарабской епархии епископа Овсепьяна. По версии НКВД, именно Тер-Акопьян проводил вербовку в члены дашнакской организации в городе Нахичевани-на-Дону. А поскольку партия дашнаков (Дашнакцутюн) была у власти в Армении с 1918 по 1920 годы, значит, Тер-Акопьян, как и другие армянские священники, хотел развала СССР. Тут надо пояснить, что дашнаки, то есть члены старейшей армянской партии Дашнакцутюн, − это социалисты, правда, в задачу которых входило не только построение социалистического государства, а появление на карте мира независимой Армении. Они также мечтали освободить Западную Армению от турецкого владычества. Все это очень не нравилось большевикам. Тер-Акопьяну, Кристостурьяну, да и другим нахичеванским священникам, предъявили обвинение в попытке организации терактов на территории Советского Союза, а также в проведении контрреволюционных проповедей и выступлений перед прихожанами с антисоветской агитацией. А главное, по версии НКВД, священники организовывали антисоветское подполье в Нахичевани-на-Дону.
Поясню, что Мкртыч Эммануилович Тер-Акопьян был протоиереем, являлся заместителем епископа Овсепьяна в Нахичеванско-Бессарабской армянской епархии, служил в армянском кафедральном соборе Григория Просветителя и Георгиевской церкви на Ростово-Нахичеванской меже (ныне Театральная площадь). Он был расстрелян 15 июня 1938 года. А мой далекий предок − священник Никохайос (Николай) Ованесович Кристостурьян − был признан властью пособником священника Тер-Акопьяна. Его также обвинили в связях с дашнаками, организации терактов на территории Советского Союза, контрреволюционных проповедях.
Кристостурьян был человеком очень добрым, скромным, отзывчивым, всегда поддерживал своих родственников и друзей. Он окончил Нахичеванскую армянскую духовную семинарию, а затем всю жизнь прослужил в церкви Иоанна Предтечи (Святого Карапета) на Армянском кладбище в Нахичевани.
Представить священника Кристостурьяна, набожного и безобидного человека, в качестве руководителя контрреволюционного подполья и организатора терактов в Советском Союзе − это, поверьте, очень сложно. Однако он был расстрелян в 1938 году.
Все армянские священники Дона были реабилитированы посмертно в 1989 году. Но самое интересное то, что их уличали в сотрудничестве с Русской православной церковью. То есть, по версии следователей НКВД, армянские священники входили в антисоветский сговор с русскими батюшками. Другими словами, они якобы так не любили советскую власть, что даже межцерковные противоречия им не помешали объединиться в борьбе с большевиками.
Честно признаюсь, я даже не сомневаюсь, что все эти батюшки, что русские, что армянские, недолюбливали коммунистов. Но организовывать взрывы, диверсии, массовые отравления советских граждан, в чем их обвиняли, а тем более шпионить и сотрудничать с кучей зарубежных разведок, они точно не могли.
В работе профессора Саркиса Суреновича Казарова «Карательные органы Советской власти и армянское духовенство Нахичеванско-Бессарабской епархии в 1920−1930-е гг.» сказано, что органы НКВД обвиняли армянских священников в сотрудничестве и участии в «церковной белогвардейской организации». По версии НКВД, армянские священники совместно со священниками РПЦ готовили теракты, вели контрреволюционную пропаганду. Это был тоже «весомый» предлог, из-за которого расстреливали батюшек.
В советские годы, особенно в брежневскую эпоху, в так называемые годы застоя, было немало хорошего. Были бесплатными образование, здравоохранение. Самое главное, на мой взгляд, − люди были уверены в завтрашнем дне.
Я сам был комсомольцем, комсоргом. И не собираюсь отказываться от своего прошлого. Считаю, что в коммунистических идеях есть много хорошего и общего с христианскими. Но не могу согласиться с тем воинствующим атеизмом, который царил в нашей стране. Особенно в тридцатые годы и в годы правления Хрущева. Слишком много невинных людей незаслуженно пострадали тогда. И об этом мы обязаны помнить, чтобы подобное никогда не повторилось.
Георгий БАГДЫКОВ.