НАХИЧЕВАНСКИЕ КАРИКАТУРЫ
25.03.2023 376В детстве я очень любил карикатуры Херлуфа Бидструпа, Ленгрена, Бориса Ефимова. Особо популярны у нас в стране были Кукрыниксы. Карикатура − это изображение чего-либо или кого-либо в намеренно искаженном виде. Бывает карикатура политическая, социальная, бытовая и так далее. Жанр карикатуры был очень распространен в советское время. Но, оказывается, карикатура была популярна в Ростове и Нахичевани-на-Дону еще до 1917 года. Признаюсь, это меня удивило!
В публикациях дореволюционных газет, в том числе и в «Приазовском крае», нередко встречаются карикатуры на общественных деятелей, на гласных Думы Ростова и Нахичевани.
Надо сказать, что Нахичевань всегда жила политически насыщенной жизнью, несмотря на то что город был патриархальным. Но при этом каждая партия, каждый купец отстаивали свои интересы. Делалось это порой очень эмоционально. Ну а пресса, как мы видим, была довольно смелой и демократичной. Подобная карикатура на власть мне напомнила все то, что происходило у нас в прессе во время перестройки и в девяностые годы. Почему-то сегодня я не могу себе представить подобных карикатур.
Кстати, на газету «Приазовский край» за критические статьи и карикатуры не раз в те годы подавали в суд. Но газета имела большую популярность у читателей всего юга России, издавалась большим тиражом. Даже было время, когда газета выходила дважды в день − утром и вечером. «Приазовский край» издавался в нашем городе до 1919 года. После прихода большевиков к власти газета была закрыта. Они в отличие от буржуазных демократов сделали это без всякого суда.
Надо сказать, что некоторые гласные Дум Ростова и Нахичевани и главы городов страдали от критики прессы незаслуженно. Так, в Нахичевани и в Ростове распространяли слухи о том, что нахичеванский голова Минас Ильич Балабанов вор и фальшивомонетчик. Это ничего общего не имело с действительностью. Балабанов был одним из лучших руководителей Нахичевани-на-Дону, он сделал очень многое для ее развития и процветания. Но его недруги с удовольствием распространяли о нем грязные слухи.
Как-то я попытался немного систематизировать карикатуры газеты «Приазовский край» за 1914 год. И меня особенно умилила карикатура, которая называлась «Ростово-Нахичеванская весенне-пасхальная идиллия». На ней изображены ростовцы и нахичеванцы, которые братаются друг с другом, целуются, дарят друг другу крашеные яйца. Ростовцы бьют в колокола, нахичеванские армяне играют на своих национальных инструментах. Действительно, идиллия. Кстати, подобные гулянья проходили на Ростово-Нахичеванской меже (границе). Ныне это Театральная площадь. Конечно, это карикатура. Но она заставила меня вспомнить, как отмечали Пасху в Нахичевани и о том, что граница между Ростовом и Нахичеванью проходила именно по нынешней Театральной площади. А еще эта карикатура подтверждает то, что ростовцы и нахичеванцы жили дружно, а народные гулянья на те или иные праздники проходили именно здесь, на Ростово-Нахичеванской меже.
Не менее интересна карикатура под названием «Театр «Нахичеванская Дума». На картинке изображен некий балаган под названием «Театр «Нахичеванская Дума», на сцене которого мужчины армянской внешности колотят друг друга палками.
На сцене этого театра-балагана можно прочитать надпись: «Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!» Мы видим, как толпа штурмует театр под названием «Нахичеванская Дума». Люди давят друг друга, но все стремятся попасть в этот театр и несут с собой плакаты с надписями: «Рахат-лукум», «Шашлык». Под карикатурой написано «Хдрелэзъ».
Хотел бы еще объяснить, почему на карикатуре написано «Хдрелез». Донские армяне всегда торжественно отмечали большой праздник Хдрелез. Вот как описывает его известный нахичеванский художник С.П. Чахирьян: «Хдрелез был наиболее популярным праздником в Крыму. Православные греки отмечали именины святого Георгия 23 апреля, в день, знаменовавший начало весны. Это был праздник для всех народов Крыма, в том числе и для армян, христиан армяно-григорианского вероисповедания, а также для армян-католиков, для татар-мусульман и для караимов-иудеев».
Как я уже писал, в Нахичеванской Думе кипели нешуточные страсти. Любой гласный, общественный деятель, городской голова подвергался жесткой критике. Отчеты о заседаниях Думы нередко публиковались в газетах, в том числе и в «Приазовском крае». Признаюсь честно, карикатура на Нахичеванскую Думу меня впечатлила. По-моему, очень смело.
С моей точки зрения, свободы прессы в царское время было больше, чем принято думать. Конечно, тогда журналисты четко знали, о чем можно писать, а о чем − нет. Были темы, которые трогать нельзя. Нельзя было критиковать государственный строй, царя, веру. Но остальные темы жесткой цензуре не подвергались. Поэтому общественные деятели Ростова и Нахичевани с удовольствием критиковали гласных Думы, купцов, местных политиков и чиновников. Причем критиковали очень жестко.
Карикатура на гласных (то есть, говоря современным языком, депутатов) Нахичеванской Думы заставила меня невольно улыбнуться. На рисунке изображены в гротескной форме известные общественные деятели Нахичевани − Чубаров, Келле-Шагинов, Дурбах, Сармакешев, Бахчисарайцев, Мелконов-Езеков, Хлытчиев и другие.
Каждый из этих людей − яркая личность, оставившая значительный след в истории Нахичевани и Ростова. Да-да. Эти люди внесли большой вклад в историю, культуру и архитектуру Ростова тоже. Например, нахичеванский архитектор Дурбах строил прекрасные здания не только в родном городе, но и в Ростове. Многие нахичеванские купцы были гласными и Ростовской Думы. Например, Бахчисарайцев стоял у истоков праздника древонасаждения в Ростове. Многие из гласных Нахичеванской Думы имели доходные дома в Ростове.
Умилила меня карикатура на известного нахичеванского предпринимателя, хозяина известных ресторанов и кафе-шантанов Карапета Чарахчианца. В частности, он владел рестораном «Марс» («Пале де Кристалл» и еще раньше «Палермо»), ныне это здание Ростовской областной филармонии. Уникальным был человеком этот Чарахчианц. Сегодня его назвали бы талантливым продюсером, менеджером. В Ростов он привозил известных звезд, певцов и танцовщиц. Но иногда Чарахчианц шел на хитрость: «несравненными звездами французского варьете» оказывались девушки родом из Малороссии.
И все же Карапета Чарахчианца высоко ценили за его организаторские способности. Репертуар, как и кухня, его кафе-шантана были всегда изысканны, регулярно обновлялись. Так что скучать ростовцам и нахичеванцам в ресторане Чарахчианца не приходилось. Интересно, что и свои увеселительные заведения он располагал на границе двух городов − «Марс» находился там, где ныне располагается Ростовская областная филармония (район между нынешними переулками Нахичеванским и Крепостным), а также Чарахчианц развлекал почтенную публику в Александровском саду Нахичевани (ныне это парк имени Вити Черевичкина).
С Чарахчианцем связано и немало легенд. До сих пор рассказывают в городе байку о том, что существовал некий подземный ход из летнего коммерческого клуба Ростова (это район нынешнего парка имени 1 Мая) в кафе-шантан «Марс». И якобы по этому ходу ростовские купцы незамеченными попадали в кафе-шантан к Чарахчианцу.
До сих пор неизвестно, правда это или нет, но номера в заведении Чарахчианца были. Вообще, доходный дом Чарахчианца был построен в начале XX века. На первом этаже располагались кондитерская и винный бутик, на третьем − нумера, как тогда говорили, на втором − кафе-шантан «Марс». Посмотрите, как все логично продумал нахичеванский предприниматель.
А еще у Чарахчианца была именная посуда, и говорят, что на салфетках он публиковал меню и программу выступления артистов. Именную посуду Чарахчианца мне довелось видеть. А вот фирменные салфетки кафе-шантана «Марс» точно уж до наших дней не сохранились.
Правда, была еще одна забавная городская легенда, связанная с посудой Чарахчианца. Говорили, что некоторые посетители кафе-шантана «Марс», находясь навеселе, уносили с собой посуду как бы на память. И тогда Чарахчианц стал подписывать свои тарелки на обратной стороне следующим образом: «Украдено у Карапета Чарахчианца». Неизвестно, насколько это правда. Но, зная предприимчивый дух непревзойденного нахичеванского дельца, ничему не удивляюсь. Правда, подобную посуду мне встречать в музеях или на интернет-сайтах не доводилось. Хотя, как я уже писал, именная посуда Чарахчианца существует. Это был очень необычный и неординарный человек. А потому и неудивительно, что в газетах публиковали карикатуры на него.
Как жаль, что такой жанр как карикатура сегодня мало востребован. По-моему, именно с помощью карикатуры мы можем посмотреть на происходящее вокруг и на нас самих со стороны и с юмором. А старые дореволюционные карикатуры еще и позволяют узнать нам, как и чем жил наш любимый город.
Георгий БАГДЫКОВ.