МАГИСТРАТ НАХИЧЕВАНИ И ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ ПОНОМАРЯ АКОПА

МАГИСТРАТ НАХИЧЕВАНИ И ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ ПОНОМАРЯ АКОПА

13.10.2025 Автор Георгий Багдыков 415

   По Указу императрицы Екатерины Великой судебно-административные функции Нахичеванского магистрата распространялись не только на город Нор Нахичеван, но и на все армянские поселения. В селах были старшины, которые подчинялись магистрату Нахичевани.

   Именно эти люди были представителями официальной власти в армянских селах. Существовал Совет старейшин. Он состоял из выборного председателя (адамана) и двух–четырех старейшин. Все решения Совета старейшин утверждались Нахичеванским магистратом. Надо сказать, что Нахичевань и пять армянских сел представляли собой единое административное образование, которое называли «армянским округом». Донские армяне высоко ценили и очень дорожили тем, что Екатерина Великая дала им возможность иметь собственный магистрат и собственную полицию. Поэтому магистрат Нахичевани старался сделать все возможное, чтобы в городе и в армянских селах царили мир, согласие и порядок.

   Интересно, что деньги на строительство были выделены из казны Российского государства. Ведь императрица Екатерина Великая в своем Указе от 1779 года повелевала армянам-переселенцам из Крыма учредить в городе Нор Нахичеван магистрат.

   Итак, как пишет Л. В. Батиев в монографии «От центра армянской колонии до заштатного города. Из истории самоуправления в Нахичевани-на-Дону», в Армянском магистрате сосредоточились управление, суд (за исключением уголовных дел и дел с участием не армян) и полицейское управление. Судебный отдел магистрата состоял из армянской и русской частей.

   Председатель и заседатели магистрата выбирались из всех сословий на три года. Представителем имперской администрации в Нахичевани был секретарь магистрата. Секретарь должен был контролировать деятельность магистрата, а не только выполнять функции секретаря.

   Профессор Владислав Вячеславович Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону» пишет, что армянским поселенцам хотелось выглядеть как можно лучше перед лицом русских соседей. В журнальном постановлении за 1805 год на имя исполняющего обязанности полицмейстера говорится: «…ты должен заботиться о благочинии в нашем городе, дабы добронравием своим мы могли служить примером для наших детей, чтобы они росли также в добронравии».

И дальше начинаются горькие строки о воздействии пороков на армянскую молодежь:

«Магистрату известно, что молодежь наша становится беспутной; они посещают кабаки, водятся с женщинами, устраивают попойки − конечно, с целью прелюбодеяния; что другого может быть? Ежели ты не преминешь усмирять таких бесстыдных, наглых молодых людей тюремным заключением или поркою, дабы неповадно было впредь заниматься таким озорством, то это будет твоим благодеянием нашему обществу».

   Подробное описание журнального постановления магистрата Нахичевани на имя исполняющего обязанности полицмейстера за 1805 год приводится в работе А. М. Богданяна «Из прошлого». В этом постановлении, в частности, написано:

«В твою обязанность входит тушить повсеместно всевозможные пожары; говорим: „всевозможные“ пожары, ибо не только от огня происходит пожар… Бывает, что на базаре двое поругаются, начинают перебранку, сквернословят, затем ссора происходит, затем ссора переходит в драку, разбивают друг другу голову; все это называется огнем, пожаром, который ты обязан тушить; ты должен заботиться о благочинии в нашем городе, дабы добронравием своим сиять в русской земле, как зеркало: старики пусть служат примером для наших детей, чтобы они росли также в добронравии».

   Во время войны с Наполеоном донские армяне старались всячески помогать российской армии. Более того, армянский магистрат запретил все развлечения в городе и увеселительные мероприятия.

   Светлана Мелконовна Хачикян в работе «Участие донских армян в Отечественной войне 1812 года» пишет, что патриотический дух донских армян во время войны с Наполеоном выразился также и в строгом запрете магистратом развлечений, игры на музыкальных инструментах (кяманче и дайре) «ни на свадьбах, ни весельях и кутежах и ни где-либо. Нельзя играть на кяманче или на дайре, ибо иные не есть дни радости. Когда по милости бога наступят радостные дни, тогда специально уведомим, а теперь знайте, что на 10 рублей будет оштрафован тот, кто поручит играть, а игравшие на кяманче или на дайре будут наказаны».

   По данным С. М. Хачикян, этот приказ магистрата был опубликован 17 сентября 1812 года, когда враг после Бородинского сражения находился в Москве.

   Кроме запрета игры на музыкальных инструментах, нахичеванский магистрат призвал женщин соблюдать нравственность и вести себя благопристойно.

   Как пишет Хачикян, спустя два дня – 19 сентября – в журнале исходящих бумаг магистрата города Нор-Нахичевана появилась запись текста еще одного не менее строгого приказа о запрете носить золотые украшения:

«Магистрат наш видел, что некоторые наглые женщины сами или же их дочери ходят в церковь, или в другие места, или же в баню с золотыми украшениями, несмотря на то что много раз было предупреждение магистрата и многие были оштрафованы. И это желает общество наше прекратить временно по причине суровых дней, и чтоб отнюдь не посмел бы кто-либо – женщина сама и дочь ее – золотом, золотыми украшениями наряжаться у себя дома или, так нарядившись, идти куда-либо, ибо специальный человек, по поручению магистрата, взыщет все это у них, и пускай никто не надеется получить обратно взятое, так как бесстыдная женщина, не подчинившись, достойна этого…
Пусть соизволит духовное управление написать всем церквам нашим как в городе, так и в селах, чтобы священники, уведомляя сие в церквах, поучали народ. И каждый священник пусть особенно учит своих исповедниц, наложив покаяние, чтоб эти золотые украшения временно исчезли из среды нашего народа, ибо другой народ сильно осудит нас».

   Магистрат Нахичевани очень своеобразно, с точки зрения сегодняшнего дня, боролся за нравственность. В одном из постановлений магистрата говорилось об уличенном в прелюбодеянии пономаре Акопе. В отношении этого пономаря магистрат постановил:

«Бороду его на правой стороне сбрить и в таком позорном виде водить по базару, чтобы все знали, что всякому прелюбодею предстоит такая участь».

   К счастью, такие показательные «мероприятия» быстро закончились. Вскоре Нахичевань превратился во вполне европейский город, но с характерным национальным колоритом.

   К середине девятнадцатого века магистрат прекратил свое существование. Появилась городская Дума Нахичевани-на-Дону. Это тоже очень интересная история. Но о ней в следующий раз.


Георгий БАГДЫКОВ.