ЛЕПИМ ЖИЗНЬ: КАК СКУЛЬПТУРА СТАНОВИТСЯ ТЕРАПИЕЙ И ТАНЦЕМ. ИНТЕРВЬЮ С НАТАЛИЕЙ БОЛОТОВОЙ
29.07.2025 556Как из эмоций и событий рождается автопортрет, как вылепить свою историю жизни, как творчество лечит, и о том, где у нас в городе есть творческий портал с танцующими человечками, в котором возможны даже самые невероятные превращения, мы сегодня поговорим с новым Героем дня – художником- скульптором, преподавателем, хозяйкой творческой мастерской «Ремонт. Эксперимент», членом Международного союза педагогов-художников, кандидатом в члены РОО СХР, членом Арт терапевтической ассоциации Наталией Болотовой.
— Сразу вам скажу, вот у меня при первом взгляде на ваши скульптуры сложилось впечатление, что все фигуры – танцуют!
— Вы не ошиблись! Танец… у меня есть такой показатель в творчестве – движение какое-то, когда ты отталкиваешься от чего-то – от музыки или от чего-то еще, и у меня движение начинается. Танцы мне близки, и танцами я всегда занималась. И то, что делаю я – леплю фигуры – я их чувствую, когда представляю себе. Когда я что-то придумываю, я представляю, что я в этой роли, в данной позе, и я передаю свои ощущения и состояние. У меня все через тело.

— То есть, вы изображаете то, что чувствуете?
— Да. И моя юбилейная выставка «Женские истории» (выставка будет проходить с 1 по 31 августа 2025г в выставочном зале «АВАНГАРД» М. Горького, 84 в малом зале) мной задумана так – вместе с художником-педагогом Ольгой Короп-Крижановской – от нее будут портреты, и мой в том числе, а от меня задуманы женские образы. Мне захотелось сделать женские образы разного возраста и состояния – юность, материнство, зрелость… последней будет маленькая девочка. Пока только образы в голове, еще не знаю, какими они выйдут. Все идет через себя

— То есть все рождается в процессе? Как вы находите форму для этих пока еще неясных образов?
— Я нашла для себя, под себя даже скорее, материал – керамическую глину… Я люблю этот материал, потому что его не нужно формовать (а гипс не люблю и не чувствую). С этой глиной же совсем иное ощущение – когда лепишь из нее, можно просто слепить, обжечь и поставить. Она в уникальном и единственном экземпляре. Теоретически повторить, конечно, можно, но я никогда не повторяю.
— Каждая из этих фигур остается навсегда эксклюзивом?
— Да, у меня нет желания это делать потоком. Я хочу тратить время постоянно на новое, а не возвращаться к тому, что уже было сделано, тем более его дублировать. У меня немного другие задачи. Как художник, я работаю пять лет. И все, что сделано на сегодняшний день, – это результат пятилетней деятельности моей.
До этого я занималась в жизни другим – растила детей. Потом дети подросли, и я поняла, что нужно нагнать то, что было пропущено, и это было очень здорово – я полностью погрузилась в творчество.

— Выставка автобиографична и как раз отражать будет ваши периоды жизни, изменения в вас, эмоции, которые вы испытывали в определенные моменты жизни. Будет идти такая авторская линия сюжетов?
— Что бы ты ни делал, любое творческое произведение – это твой автопортрет. Все то, что ты чувствуешь, отражает меня как человека, мои состояния в работе. В разные годы, периоды жизни в разных работах даже пластика разная. В данном случае на выставке это будет керамика, в которой… Да, она всегда обо мне.
— Получается, вы лепите свои эмоции, лепите свою историю? Так можно вылепить эмоцию? Как это – превратить чувство в форму?
— А я вам честно скажу – я сама не знаю, как это получается все. Сейчас я, кстати, увлеклась психологией, я понимаю, насколько это ценно, и мне интересно было понять, как это работает. В итоге я прошла курс и стала арт-терапевтом. Для меня это оказалось очень интересно.

— Так сейчас вы хотите соединить арт-терапию и скульптуру? У вас уже, можно сказать, есть опыт подобного плана – перформансы в краеведческом музее, когда во время концерта вы ваяли скульптуру. Психология помогает вам в собственном творчестве?
— Да, тут все связано. И мне нравится, прежде всего в этом переплетении психологии и искусства то, когда ты видишь, что человек пришел зажатый, неуверенный в себе, в какой-то сложной ситуации он сейчас в жизни… А после занятий и общения у него загораются глаза!
— По профессии своей вы – скульптор?
Наталья: По первому своему образованию я – скульптор-исполнитель, педагог. Училась я у Сергея Николаевича Олешни, знаменитого нашего скульптора. Причем на скульптуру я совершенно случайно, можно сказать, попала.
— У вас все по наитию выходит, получается, в жизни? Интуитивно чувствуете, куда нужно? Эта интуиция – она всегда вас вела?
— Да, именно! Дверь открыла и – раз! – попала. Тут нужно чувствовать, что откликается в тебе, туда и идти. Тогда энергия в тебе будет, ты будешь радоваться всему, что делаешь. Мне все интересно! Я и резьбой по дереву занималась, и к костюмам у меня театральная любовь есть, все это мне по душе. Тем более, в детстве я много занималась в драмкружке, где обычно играла две роли – либо принцессы, либо Бабы Яги!

— Какие интересные две крайности! Прямо дуальность какая-то!
— Так в этом же и вся суть! Вот смотрите, это по большому счету две женские ипостаси. Женские архетипы, опять же, о которых будет речь на моей юбилейной выставке. Есть положительный архетип – принцесса. А есть ведьма. И можно и даже нужно себе позволять побыть принцессой. А в какой-то момент включаешь ведьму – она поработала – выключаешь и кладешь на полочку. До следующей необходимости, как говорится. И это все совершенно нормально!

-Получается, в перформансах сейчас как раз таки ваша любовь к театральности проявляется? Это способ прожить разные архетипы?
— Да, конечно. И когда я слышу, как некоторые говорят: «Ну, выбери хоть что-то одно». А зачем? – спрашиваю я. Мне ведь все интересно! Все это замесить интересно. У меня даже обычный кирпич будет сложной формы.
— Бесконечный поиск – это удел творческого человека, я слышала. Постоянно себя наполнять чем-то
— Поиск – это самое интересное в жизни вообще, из того что есть! Это то, что вдохновляет, то, что радует и вообще дает возможность существовать. В моей жизни случилось так, что когда я выжила, я поняла, что я все смогу! И это стало моим девизом по жизни! Переоценка такая произошла. Не всегда это именно так получается, у многих людей после определенных событий в жизни наоборот упадок сил. У меня же случилось наоборот.

— Я, кстати, обращала внимание, что людей порой стимулируют к улучшению жизненной позиции именно трагические ситуации. Как правило, это становится тем толчком, после которого мы начинаем смотреть иначе на многие вещи
— Я думаю, это случается потому, что трагические моменты всегда мощнее. Ведь когда все хорошо, мы расслаблены и плывем по течению и ничего не замечаем. А когда мы чего-то лишаемся, сразу начинаем это замечать.
Психология – это интереснейшая наука! Вот смотрите, если обратиться к педагогике – очень часто родители и преподаватели обращают внимание на ошибки ребенка. А если применить так называемый «принцип зеленой ручки» – обращать внимание не на то, что не получилось или получилось плохо, а на то, что получилось хорошо?
Во всем должен быть баланс. Нельзя идти только путем стрессов, это ломает. Особенно если говорить о детях. Поэтому когда дети приходят к нам в студию, они здесь отдыхают. Мы стараемся создать им комфортную среду. И ты видишь, как ребенок пришел совершенно потерянный, а потом он расслабляется, ему хорошо, он начинает творить и смотрит на тебя с вопросом: «А что, так можно было??»
Человеку очень важно, чтобы кто-то в него верил!

— Это и ребенку важно, и взрослым важно
— Бывает так, что ребенка «гоняет» преподаватель – но тут нужно учитывать, подходит этот метод или не подходит. Не каждому ребенку это нужно. Вот, к примеру, мой папа говорил, что я с детства умела уворачиваться. И это мне помогало.
— Это то, что называют психологической гибкостью? Как она вам помогала в трудные времена?
— Возможно. И действительно, те испытания, которые выпали на мою судьбу, я смогла преодолевать именно благодаря этой способности. Иначе бы я сломалась.

— Творчество помогает справляться со стрессом?
— Творчество – это лекарство. Когда нас, помните, на карантин всех закрыли, такая нестандартная ситуация, стрессовая для людей была. И я придумала такую тему – утренние наброски. Я рисовала по утрам каждый день то, что мне хотелось. Полчаса порисовала – и я понимала, что мне уже легче.
Это жуткое напряжение, которое возникло вследствие запретов, оно проходило после того, как я рисовала. Это помогало выдержать.
Другой момент был, когда у меня болела кошка, которая у меня на глазах умирала… И когда после этого я пришла в мастерскую, я просто не могла разговаривать, был как ком в горле, я не могла произнести ни звука… Ни плакать, ни говорить, ничего.
Я взяла глину и просто ее переминала, сидела активно лепила с натуры. Я лепила молча. Когда все разошлись, я очнулась и поняла, что у меня голос появился. То есть – работает! Творчество лечит!
Когда я в дальнейшем стала изучать арт-терапию, я узнала, что действительно пластические материалы используются в моменты снятия стресса даже. А тогда я еще этого не знала, и мои руки сами этот метод нашли. Рукам я доверяю, они умные.

— Да, ведь действительно это очень сильные ощущения, когда ты что-то лепишь, создаешь. Методики все эти основаны на чем?
— Все эти разные методы очень интересны. Вот, к примеру, мой папа, он живописец, он занимается цвето-звуком: берет музыкальную партитуру и перекладывает, какому звуку какой цвет соответствует. И я всю жизнь думала, что он до мелочей там все просчитывает, когда делает работу. Ничего подобного! Потом я узнала, что какую-то подготовительную работу он, конечно, делает, но потом начинается полная импровизация!
Нас вообще в семье воспитывали так, что каждый был волен заниматься тем, что ему хотелось – хочешь рисовать- иди рисуй, хочешь танцевать- отправляйся на танцы, лепить – лепи. Мы с удовольствием пробовали себя в разных сферах творческих.
-У вас в итоге три профессии – художник, педагог и на подходе арт-терапевт. По искоркам в глазах уже вижу, что увлечены страстно!
— Начала изучать арт-терапию. Мне это, конечно, очень интересно. Мне нравится сам процесс изучения. Мне нравится, что эта новая информация, которую я поглощаю, влияет на мое собственное творчество – я дополняю его новыми знаниями, в первую очередь.
Творческая деятельность – это ведь понятие настолько широкое, в него можно все добавлять, и все это станет творчеством. Допустим, у вас есть определенный набор продуктов, и ты думаешь, какое блюдо из этого приготовить, тут же чем-то дополняешь или что-то заменяешь – все это превращается в творческий, некий… продукт! Это все есть творчество. Процесс, создание, созидание. Главное тут – не идти по шаблонам и не повторять постоянно одно и то же.

— Хочу еще вот что заметить —скульптуру ведь привыкли люди видеть чем-то статичным, замершим, а когда я увидела ваши скульптуры, я поняла, что они все танцуют! Каким-то чудесным способом они все в движении. И я удивлена была: как такое возможно? Как вы этого добиваетесь? Это и есть та самая «динамика», о которой вы говорите?
-Мне очень хотелось действительно передать динамику. Потому что я сама не могу сидеть на месте. Мне это непривычно. И в глине я хочу добиться того, чтобы она взлетела. Вот когда она потеряет вес, станет практически невесомой – это будет победа! Я стараюсь это прочувствовать и передать в материале.
— А вот тут как раз, мне кажется, ваши крылышки за спиной, которые не дают вам сидеть на одном месте, помогут! И в вашем пространстве «Ремонт. Эксперимент» тоже чувствуется эта энергия движения…
— Все это один большой эксперимент! Постоянный поиск, как я уже говорила. В себе, вокруг, в творчестве, в каких-то новых темах.

— Раз уж заговорили про эксперимент, то расскажите наконец про ваш «Ремонт. Эксперимент», о котором в городе уже так много говорят. Творческих пространств у нас категорически мало, и всегда я искренне рада новому порталу в творчество. Это и есть тот самый «портал с танцующими человечками»?
— Идея такого пространства родилась у нас с мужем, ростовским архитектором и фотографом Михаилом Болотовым. Изначально мы назывались «Ремонт», потому как все было в стадии наладки. Мы устраивали все это в другом месте.
Совместное пространство у нас рождалось как раз в тот момент, когда развивались параллельно наши личные отношения. Все это было безумно интересно. Создавать некое пространство, где будет сочетаться много всего. Мыслили мы по-разному и долго решали, как это перемешать, чтобы получился некий симбиоз из наших мыслей.
В итоге получилось то самое пространство, в котором регулярно происходит волшебство всякое – что-то начинает происходить, двигаться, создаваться. У нас бывают тут и дети, и взрослые.

— А как устроен сам процесс? Как рождается это волшебство на практике?
— Как все у нас тут устроено… Скажу так: мне как дочери художника понятно, как работать и творить вместе с детьми – это замечательный процесс, к которому я с детства привыкла. И я создаю в нашем пространстве именно такую среду – взаимоподдержки, взаимообучения, мы творим вместе.
Для взрослых мы создаем такую же свободную творческую атмосферу – когда ты можешь свободно прийти, сделать то, что тебе хочется, и никто тебе не будет выставлять оценки или говорить: «Правильно это или неправильно».
Есть у нас проект «Наброски. Пленэры» – когда люди могут приходить и просто в свое удовольствие рисовать, преодолевая тот же, к примеру, страх чистого листа. Наброски и небольшие быстрые этюды. Человек пробует, начинает, и он не боится что-то испортить – всегда можно взять новый лист.
Рисуем обнаженную и одетую модель в нашем пространстве. У нас очень удобно это организовано. Подбирает модель, организовывает процесс молодая талантливая художница Анна Марутян.
Я сама на «Набросках. Пленэрах» нарабатываю регулярно практику, я отдыхаю и одновременно работаю. Для меня важна как раз отработка.

— Люди ощущают свободу творчества у вас. Что самое сложное для них и для вас в этом процессе?
— Порой только одна проблема – мысль не вмещается в лист! Но я же скульптор – у меня пространство бесконечно, а лист меня ограничивает. Но порой и ограничения дают тоже свободу.
Когда рисуешь, начинаешь ощущать лист, вписываешь фигуру или изображение в лист – это тоже интересное. Нас, кстати, на занятиях когда-то учили… Наша преподаватель Лариса Георгиевна Ушакова, она говорила так: в любой момент работы должно быть ощущение, что твоя работа законченная – такую задачу нам ставили интересную. То есть, в любой момент в процессе взяли у тебя работу – и ее можно на выставку. Нужно добиваться того, чтобы в процессе работа постоянно была готовым экспонатом.
И мы думали, что это невозможно, а на самом деле возможно. Это то самое ограничение, которое тебя собирает. И ты сосредотачиваешься все время на процессе, работаешь. Эти приемы, кстати, во всем можно применять, и в воспитании детей в том числе, давая им интересные такие задачи законченной незаконченности.
Фишка нашего пространства «Эксперимент» в том, что мы, какие бы задачи ни ставили, подходим индивидуально к каждому пришедшему.

—То есть, нет этой надоевшей всем бумажки с единой программой, по которой учатся у вас? Как вам удается находить подход к каждому?
— Да, нет такого, чтобы все пришли и ну-ка написали все одно и то же. К каждому мы ищем свой подход. Кому-то нужно очень подробно рассказать, кого-то нужно пожалеть…
Мы с моей коллегой, которая у нас преподает, Ольгой Короп-Крижановской, – многодетные мамы, и мы, конечно, очень терпеливо и индивидуально к каждому показываем, повторяем, подсказываем – огромный трудоемкий и интересный процесс!
Нравится, когда ты видишь потом, проходит время, и загораются глаза, и ты видишь, что человек говорит: «Я могу!» Заниматься творчеством – это кайф, это радостно, это наполняет. Приятно ощущать, что «я могу!»
Я вижу зачатки творческого дара в практически каждом человеке. И если у меня это получается – помочь человеку сделать это видимым, – это кайф! Это меня радует больше всего! Мы готовы поддержать всех, приходите к нам!
С художником- скульптором беседовала Оксана Мордовина
подробная информация о «Ремонт. Эксперимент» :
https://t.me/remontexperiment1
Страница художника-скульптора Наталии Болотовой:
https://vk.com/natali_bolotova_velcheva
https://t.me/natali_bolotova_skulpt






