КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РОСТОВСКОГО ГРАДОНАЧАЛЬСТВА

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РОСТОВСКОГО ГРАДОНАЧАЛЬСТВА

25.04.2022 Автор Георгий Багдыков 620

   Нередко нашего  городского  сити-менеджера журналисты  называют  градоначальником. Верно ли это? Какие были  функции  градоначальника в Российской  империи? И чем  он  отличался от  городского  головы?

   Хорошее объяснение  этим понятиям  дает  известный ростовский историк и  писатель Владимир Сергеевич Сидоров в книге «Четверть тысячелетия»:

(«МП КНИГА» 1999)

   Градоначальник – это административная должность в старой России. Аналога этой должности в сегодняшней России, пожалуй, нет.

   Напомню, что мэр – это выборный руководитель  местной  муниципальной власти. В старину мэра  называли  городской головой. Выбирала  голову  городская Дума. Должности сити-менеджера,  конечно,  до  революции 1917  года  не  было.

   А какое  красивое название «городской голова». То есть  он  думает о  городе,  он —  голова,  главный в городском организме,  конечно, потому и  несет  ответственность  за все.

   Градоначальник – это, как правило, военный администратор, назначавшийся приказом из столицы, то есть из Санкт-Петербурга. В Ростове градоначальство ввели в 1904 году в целях ужесточения контроля  за социально-политической  обстановкой в городе.

   Все постановления  Ростовской и Нахичеванских Дум поступали на  утверждения градоначальника.  Более того, градоначальник стоял как бы над городской головой. Он мог потребовать объяснений по тем или иным вопросам от головы. Градоначальнику подчинялся ростово-нахичеванский полицмейстер. Кстати, в градоначальстве  был  свой штат  чиновников. Но при этом градоначальник подчинялся  Войсковому  наказному атаману. Вот такая пирамида власти, которая, однако, не уберегла страну от потрясений и революций. И это при том, что градоначальник  обладал правами  губернатора и был военным. Должность градоначальника  приравнивалась к генеральскому чину.

   С моей точки зрения, Ростову и донскому краю не повезло с первым градоначальникам. Первым градоначальником Ростова был  генерал-майор Пилар фон Пилау Коцебу. Он был племянником П.Е. Коцебу – руководителя Новроссийского  края, сделавшего для Ростова  немало добрых  дел.

   К сожалению, генерал-майор Пилар Коцебу  проявил, как я считаю,  преступную халатность во время еврейского  погрома  в Ростове в 1905. Иногда думаю,  что,  возможно, Коцебу  даже  сочувствовал черносотенцам. Но  это  мое субъективное  мнение. Это лишь  мои  догадки. Объясню,  почему я так  стал  думать.

   В кандидатской диссертации Сурена Альбертовича Манукяна, которая называется «Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг)»,приведен  один  очень интересный  исторический факт. Но  для начала, думаю, надо пояснить читателям, кто такие дашнаки? И как они оказались на донской земле? Дашнаками называют представителей армянской партии Дашнакцутюн. Эта одна из старейших партий Армении. Её полное название – Армянская революционная федерация Дашнакцутюн («Армянское революционное содружество»).

    Так вот, Сурен Альбертович Манукян пишет, что по имеющимся архивным данным в Нахичевани в дни еврейских погромов в Ростове-на-Дону расположилась хорошо вооруженная дружина дашнаков, имеющая боевой опыт, численностью до 150 человек. Дашнаки взяли под охрану Ростово-Нахичеванскую межу. То есть границу между Ростовом и Нахичеванью. Более того, ещё в феврале 1905 года гласный Нахичеванской Думы, лидер российских кадетов, Г.Х. Чалхушьян в составе армянской делегации направился на встречу с ростовским градоначальником Коцебу фон Пиларом. Он прямо заявил Пилару, что нахичеванцы опасаются погромов и черносотенцев. Чалхушьян просил обеспечить безопасность армянского населения города. При этом армяне заявили, что ничего против рабочего движения не имеют. (Дело в том, что 1905 год – это ещё и год первой русской революции). Но если власти не смогут обеспечить в Нахичевани безопасность, то тогда это сделают местные жители. Армяне оставляют за собой право на самооборону. У дашнаков был принцип. Они не скрывали, что вступят в схватку только тогда, если «начнут бить армян». Всё остальное, кроме свободы и независимости Армении, их не интересовало. Они не хотели портить отношения с царским правительством, тем более принимать участие во внутриполитических разборках.

   То есть Коцебу  не мог  не  знать о том, что в Ростове неспокойно,  что  готовятся  погромы,  что  общество бурлит. Что он  сделал  для обеспечения  безопасности  евреев? Я считаю, что  как  минимум,  он проявил  преступную  халатность. А по  большому  счету,  считаю,  что он симпатизировал  черносотенцам. Ведь у царя Николая II   была и правая оппозиция,  которая  полагала,  что  надо в стране  железной  рукой наводить  порядок. Именно  они  и  помогали  черносотенцам. Правая оппозиция надеялась скомпрометировать идею политических свобод и добиться отмены царского Манифеста о даровании этих свобод от 17 октября 1905 года. По мнению оппозиции, в стране должны были начаться волнения и еврейские погромы. На что «правая оппозиция» сказала бы царю, мол, видите, до чего ваша демократия страну довела.

   Почему  именно  еврейские погромы? Но, а кто-то  же во всем  должен  был  виноват. 

   Так что  я  считаю,  что вина в том, что в Ростове  произошел  еврейский  погром в  значительной  степени  лежит на Коцебу. Он  был  фактическим руководителем  города, ему подчинялись военные. А в итоге казачьи конные разъезды и вооруженный отряд дашнаков на границе Ростова и Нахичевани удержали погромщиков от нападения на армян и евреев Нахичевани-на-Дону.

   Вы только  вдумайтесь в  этот факт — евреев  в Нахичевани защищали вооруженные  армянские  революционеры! Понятно, что  они  защищали,  прежде всего,  своих соотечественников от погромщиков. Но как мог  появиться  этот вооруженный отряд в городе? Кстати,  дашнаки  еще весьма успешно  (за  деньги,  разумеется)  снабжали  ростовских  рабочих  оружием  и  бомбами. Основная  масса  армянских  революционеров (дашнаков) прибыла в Нахичевань  из Закавказья. Там  они воевали с Турцией за независимость и свободу Армении,  которую, кстати,  хотели видеть социалистической.

   Но если  все  эти  факты  убрать в  сторону,  то  остается у меня  один  вопрос, как мог  генерал-майор Коцебу,  фактический руководитель Ростова и Нахичевани,  проспать  появления в Ростове погромщиков,  революционеров и  так  далее? Ведь Чалхушьян как представитель  Нахичеванской Думы  обращался со  своими  коллегами как нему за помощью. И чем  все  это  закончилось? Ничем. Полным  бездействием  градоначальника.  Иначе  не было бы  еврейских  погромов.

   У меня  возникает масса аналогий, о которых  не  хочется говорить,  но которые были  в перестроечные  годы. Я имею в виду погромы в Закавказье. Тогда  власти (центральные и местные)   тоже  не могли справиться с  ситуацией,  были  безучастны к страданиям  людей.

   Далее  ростовским градоначальством управляли  полковники и генерал Зворыкин, Драчевский, Климович, Загряжский, Комиссаров, Мейер.

   При Временном правительстве  должность градоначальника занял  один из лидеров донских кадетов, адвокат, Владимир Феофилович Зеелер. Зеелер зарекомендовал себя как человек деятельный, ответственный. Он приобрел  популярность  среди населения, ему доверяли.

   В отличие от Коцебу Зеелер, получив сведения о готовящимся митинге или погроме, немедленно отправлялся  туда, где собирались люди, и успокаивал  митингующих. Зеелер подвергал себя смертельной опасности. Но он обладал  блестящим красноречием, люди ему верили.

   Как пишет В.С. Сидоров  в книге «Четверть  тысячелетия», мужество Зеелера  не поколебалось даже тогда, когда большевики в Ростове захватили власть. Он заявил, что власть большевиков не признает и что его они могут расстрелять. Но большевики Зеелера не расстреляли, они его арестовали и отправили  на судно «Колхида». На этом корабле   ростовский градоначальник  пробыл в плену несколько дней. Ему все время угрожали  расстрелом, но Зеелер не дрогнул.

   За такое бесстрашие  ростовского градоначальника  уважали не только ростовцы и нахичеванцы, но и казаки. После того, как  большевики  покинули Ростов, градоначальник  вернулся к своим  обязанностям.

    А Донское  войсковое  правительство  приняло  решение  наградить  В.Ф Зеелера  орденом  Святого Владимира. Председатель  Совета  Управляющих  Отделами Всевеликого войска Донского (фактический  премьер-министр Донского правительства)  А. П. Богаевский полностью  с этим решением согласился. В своей  резолюции он написал так: «Вполне согласен».

   Как я  уже писал, казаки ростовского  градоначальника  уважали  и ценили  за бесстрашие и патриотизм. Он своими  делами  доказал  преданность Ростову и донскому краю.

  Конечно,  когда  большевики вновь  взяли  Ростов в 1920  году, а потом  и  власть во всей  стране,  Зеелер  был  вынужден  эмигрировать. В эмиграции он был секретарем Союза русских писателей  и журналистов, одним из руководителей Объединения  русских адвокатов. Зеелер вывез за границу архивы кадетской партии. По данным  В.С. Сидорова, письма и мемуары Зеелера хранятся в Колумбийском университете  (США). А Зеелер переписывался со многими известными людьми того времени. В Колумбийском университете хранятся письма  Зеелера Репину, Бальмонту, Куприну, Бенуа, Бунину, Ходасевичу, Рахманинову, Рериху, Шагалу, Киплингу, Набокову, Пастернаку, Шаляпину, Мережковскому, Бердяеву, Горькому и другим.    

   Есть еще один интересный факт. Мало кто знает, что коллекция картин Зеелера  легла  вместе с другими  конфискованными  частными коллекциями  в основу  фондов Ростовского  музея  изобразительных искусств.  

   Вот таким  удивительно многогранно талантливым человеком,  бесстрашным и большим патриотом  был ростовский градоначальник  Владимир Феофилович Зеелер.

    В Ростове  до  окончательной  победы  советской  власти  были   разные  градоначальники —  хорошие и  не очень. И все же в народе  всегда  любили  тех, кто своими  деяниями  снискал  уважения  людей.

 Георгий БАГДЫКОВ