КАК В РОСТОВЕ ВСТРЕЧАЛИ УЧАСТНИКОВ КАРА-КУМСКОГО АВТОПРОБЕГА
31.01.2022 353В 20─30-е годы минувшего столетия в Советском Союзе были популярны автопробеги. Участников автопробегов встречали как героев. У них брали интервью, водители выступали с речами на торжественных митингах, их с удовольствием снимали фотографы.
Кстати, насчет речей. Помните Остапа Бендера из романа «Золотой теленок» Ильи Ильфа и Евгения Петрова и его незабываемое выступление на митинге в городе Удоеве? Напомню. Митинг, на котором Бендер произнес речь, был устроен в честь участников автопробега.
«─ Я рад, товарищи, ─ заявил Остап в ответной речи, ─ нарушить автомобильной сиреной патриархальную тишину города Удоева. Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения. Железный конь идет на смену крестьянской лошадке. Наладим серийное производство советских автомашин. Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству.Я кончаю, товарищи. Предварительно закусив, мы продолжим наш далекий путь!»
А вы знаете, что и у нас в городе так же торжественно встречали участников автопробегов. Да-да. Тогда этому придавали большое, я бы даже сказал, государственное значение.
Несколько лет назад ростовский краевед Оксана Мордовина прислала мне фотографии вырезок из ростовских газет за 1933 год. Много интересного можно узнать из публикаций тех лет. В частности, в газете «Молот» сообщалось, что Ростов торжественно встречает участников автопробега «Москва─Кара-Кум─Москва».
Каракумский пробег проходил в нашей стране с 6 июля по 30 сентября 1933 года. По данным Википедии, в пробеге участвовали 96 человек на 23 автомобилях.
Кстати, Каракумы ─ это песчаная пустыня. Пробег был важен потому, что надо было выяснить, как ведут себя машины в тех или иных условиях.
В газете «Молот» была опубликована большевистская благодарность командора автопробега пролетариату и всем трудящимся города Ростова за радушный прием и внимание. Отмечалось, что, хорошо отдохнув, участники пробега готовы продолжить путь. Командор автопробега заверил также читателей и всю общественность Ростова и всего края, что все машины доедут до победного финиша.
В заметке «Москва─Кара-Кум─Москва» сообщалось, что в результате подготовки к пробегу страна приобрела 3000 километров приведенных в порядок дорог.
«У нас не было автотракторной промышленности, у нас она есть теперь. Молодая автомобильная промышленность Союза получила аттестат зрелости. Наши машины установили мировой рекорд. Мир не знал пробегов, равноценных кара-кумскому».
Так что в нашем городе, как и в других городах страны, радушно встречали участников легендарного автопробега. Они искренне старались, как говорил Остап Бендер, «ударить автопробегом по бездорожью и разгильдяйству». Как все это у них получилось? Думаю, что эти автопробеги действительно помогли развитию нашего автопрома. Но это уже другая история.
Георгий БАГДЫКОВ.