ИСКУССТВО В ГОРОДЕ: МИР СКУЛЬПТУРЫ СВЕТЛАНЫ БУККЕ

ИСКУССТВО В ГОРОДЕ: МИР СКУЛЬПТУРЫ СВЕТЛАНЫ БУККЕ

15.02.2024 Автор Оксана Мордовина 420

«Здесь хочется жить и творить! Я очень люблю гулять по ростовским улицам, искать на них вдохновение!»

Скульптура — одна из древнейших отраслей изобразительного искусства. Маленькая безделица или большая парковая скульптура это всегда произведение искусства. А городские скульптуры становятся туристическими достопримечательностями, с ними связывают местную историю и обычаи. Туристы и коренные жители любят фотографироваться с каменными и бронзовыми героями, сочинять о них легенды.

О том, как появляется образ будущей работы, очертания которой рождаются в мыслях и как идет поиск вдохновения — об этом поговорим сегодня с нашим новым героем- художником-скульптором Ростовского регионального отделения Творческого Союза Художников России, руководителем секции «Скульптура» в ТСХР, Светланой Андриановной Букке в рубрике «Герой дня».

— Честно Вам скажу, женщина-скульптор, автор монументальных скульптур мне представлялась как некая Женщина с молотом, разбивающая им каменную глыбу, не знающая усталости и готовая трудиться еще и еще!

— А я действительно готова трудиться и трудиться, и усталости знать не желаю! Да и глыбу я разбивала не раз. Примерно так это и выглядело, помню, в училище, когда я крушила работу, которую сдала. Помню, парень, который нам для лепки позировал, стоял завороженно смотрел, как я это делаю. Это обычная практика в обучении — когда работа принята, ты сдал и получил оценку, можно ее утилизировать. Потом из этой глины будут делать новые скульптуры.

— И действительно, столько энергии в Вас, видно что Вам постоянно хочется творить!

— На меня даже приходили посмотреть, как я работаю. Я когда поступала учиться, то прошла по оценкам и на живопись, и на скульптуру. А мой преподаватель словно почувствовал тогда, куда мою энергию нужно направить и мне сказал: «Светлана, поступайте обязательно на скульптуру!» Я тогда прислушалась к его мнению и осталась на скульптуре.

С.А. Букке в годы учебы

Как-то в наш класс, когда я там одна была, заглянул наш завуч. Да не один, а с целой толпой живописцев. Я удивилась было, зачем это они меня стояли разглядывали. А потом он мне через некоторое время, признался, что привел он их для того, чтобы показать вот, мол, смотрите, оболдуи, как девочка работает, а вас не заставишь!

— Но все таки, когда женщина появляется там, где чаще видят только мужчин- в искусстве скульптуры, как это воспринимают окружающие?

— В нашей группе училась одна я и двенадцать ребят. Больше одной обычно в группу не принимали женщин. Действительно, считалось, что скульптура это сложно для женщин.

Ребята-одногруппники меня все уважали и окружали вниманием. И несмотря на то, что они меня принимали, как хрупкий цветок, относились ко мне , как к равной.

Училась я очень хорошо, по скульптуре всегда «пять» было, по рисунку и по композиции тоже «отлично». Одного желания ваять недостаточно – чтобы стать скульптором, нужно быть готовым много и упорно учиться. Я учиться любила и у меня получалось.

Творческий человек всю жизнь учится чему-то новому. Если раньше скульпторы использовали в основном глину, камень и дерево, но теперь им доступны многие другие стили и направления. Современность позволяет нам экспериментировать и искать новые пути.

— Считается, что наиболее впечатлительны люди в детстве. У Вас впечатлительность врожденная или приобретенная?

— Я бы не разделяла это понятие на два разных. В человеке все растет вместе с ним, как и впечатлительность, я так считаю. В детстве, помню, с братьями я бегала смотреть, когда театр Горького был еще разбитый, на его руины. Запомнилась мне тогда сцена, которая была провалена и внизу лежала царская карета -реквизит свалился вниз, видимо, при ударе. Эта сцена на меня произвела тогда большое впечатление. Одна из иллюстраций кошмаров войны.

Мы потом, кстати, когда были уже повзрослее, как раз и восстанавливали этот театр на субботниках.

— В современной психологии есть сейчас такое понятие, как «креативный класс»- в него входит творческая, наиболее активная часть общества, способная увидеть и создать что-то новое.

— Да, мне кажется, что только люди, обладающие ярко выраженными способностями придумывать, могут создавать что-то новое.

Я много лет работала на ростовском комбинате прикладного искусства. Что мы там только ни изобретали. Керамику, игрушки, различные скульптурные композиции. Придумывать свое и изобретать новинки в этой отрасли в советские годы вообще считалось доблестью.

Вот , кстати, мой мягконабивной медведь тогда занял первое место среди фабрик и заводов СССР. Мне тогда даже москвичи завидовали, что я заняла первое место и обогнала самих москвичей! Вдруг Ростов вот так взял , да и занял первое место. Даже премию тогда дали 120 рублей! В те годы это была целая зарплата, просто сумасшедшие деньги.

Медведь, к сожалению, не сохранился. А вот вазончики некоторые остались, игрушки резиновые и даже кукла. Все это было сделано нашим ростовским комбинатом.

изделие ростовского комбината

— Так значит у нас в Ростове была своя, ростовская игрушка? А чем она отличалась от других советских игрушек?

— Вы знаете, когда я приезжала в Москву и утверждала эскизы игрушки, там мне часто говорили, что в Ростове есть свое лицо у игрушек. Наш город южный и темпераментный, так ведь? И все тут производится другое, со своим характером.

изделие ростовского комбината

Многие в те годы копировали игрушку с зарубежных или с рисованных открыток, а я этим не пользовалась. Я лишь вспоминала наши мультики, отечественные, и воображала, каким должен быть наш зайка или медвежонок. Их образы рождались в моей голове, поэтому имели свое неповторимое лицо.

изделия ростовского комбината

Всё начинается с вдохновения. С такого душевного состояния, благодаря которому будущий образ появляется в твоём воображении, как говорится, вызревает в мыслях. Дальше уже начинается самое интересное — воплощение авторского замысла. Добавляем порцию опыта, щепотку мастерства и так появляется игрушка с характером!

— А какая из работ того времени Вам особенно запомнилась?

— На комбинате я делала свою дипломную работу с романтичным названием «Юность». Не только название ее было овеяно романтикой, но и само воплощение в форме. Работа, к сожалению, не сохранилась.

Это была скульптурная композиция. Сейчас она бы прекрасно вписалась в любой городской парк. Сюжет такой: две девушки сидят на длинной лавочке, одна вытянула ножки по лавочке, а вторая сидит, поджав ноги. Смотрят обе в разные стороны. У каждой свои мысли-весна, учеба, танцы вечером. Молодость- время наслаждения, улыбок, любви, мечтаний.

Принимала дипломные работы у нас московская комиссия и моя работа была отмечена, как одна из лучших. Она действительно интересная по образу была, как парковая скульптура. Такая композиция стала бы популярной, как сейчас говорят- хорошая фотозона. Тем более, в Ростове сейчас столько интересных мест, которые можно дополнить такими необычными объектами.

— Ростов действительно многоликий и разный. Какие отношения у вас с городом? Как родился образ Ростов-Папы?

— Да все достаточно просто. Вспомните детство, когда мы еще не были погружены в дела и быт с работой. Ты видишь город, ощущаешь, начинаешь его любить. Я Ростов люблю. Здесь хочется жить и творить! Я очень люблю гулять по ростовским улицам, искать на них вдохновение. И город меня любит.

У меня, кстати, как-то была возможность переехать жить в Москву, оставить мой Ростов. Тогда были частые командировки, я ездила два-три раза в год утверждала образцы. И предложения разные были тогда. Но я не захотела променять наш юг даже на столицу.

«Нахаленок»

Город Ростов был купеческий, казачий и армянский- это по моему определению. Мы все историю нашу большую знаем. Наш город из двух городов состоит, и на протяжении всей истории с нами казачество было. Купцы и меценаты развивали город, а казаки им во всем всегда помогали.

Вообще, мне очень близка тема казачества. Казачество – это наше, народное, а казаки – мужественные, храбрые воины, которые стоят на защите своих рубежей уже много веков.

Поэтому я сделала образ Ростова в обличии казака, у которого в одной руке нагайка, а ногой противоположной он стоит на банке.

Аллегория такая у меня в голове родилась: как кнут и пряник, своего рода, где банк это деньги- вокруг чего все крутится, собственно, в городе, а нагаечка- это порядок, который казаки всегда поддерживали.

Образы, они обычно спонтанно рождаются. Вот я задумалась, каким вижу образ города- и он вырисовался именно такой- казак, лихой чуб набок, бравая осанка, смелый прямой взгляд, по-ростовски себя хозяином ощущает.

— Образ человека ведь складывается из множества факторов, которые оказывают воздействие на восприятие его личности. Есть у Вас и более умиротворенный образ коренного ростовца. Это скульптура «Горожанин».

— Да, вот тут я как раз воспользовалась образом купеческим. Многие ростовчане узнали в нем купца Супрунова. Я внимательно изучила историю, прежде чем взялась за работу. Он же меценатом был, фабрикантом, также коннозаводчиком. Говорят, что сам Буденный просил у него лошадей, когда красные в городе хозяйничали.

скульптура «Горожанин» на Буденновском пр.

Был большой конкурс. Все по-разному видели «горожанина». Некоторые делали бандюгана- разбитного такого парня, жителя Ростов-Папы. А я решила взять образ противоположный- купца Супрунова. Ведь, как я уже говорила, представители купечества очень много сделали для нашего города.

Я так увлеклась его историей, что даже внешне мой герой получился похож на купца- человек благородного происхождения, он стоит и читает объявления на улице. Многие говорят, что действительно кажется, будто он секунду назад только остановился и стоит читает.

Моя работа победила и теперь мой «Горожанин» встречает ростовчан и приезжих гостей города на одной из центральных улиц — на Буденновском проспекте.

— Наверное, приятно идти по городу и видеть знакомые лица?

— Да, скрывать не буду, мне приятно, когда я иду и их встречаю!

— А теперь и еще одно знакомое лицо появилось- у здания ростовского цирка, ваша скульптура Олег Попов с фонариком в корзинке и маленькой собачкой приглашает прохожих присесть рядом с ним

— Это был очень серьезный конкурс! Идея у меня в голове родилась из памяти от его номера- когда он солнышко собирает в корзинку. Помните такой? Когда-то давно я была на первом спектакле, когда он приезжал к нам в Ростов и у него реприза одна была очень забавная. Мне она запомнилась.

Лужайка из света на арене, Олег Попов выходит, держа корзинку, в которой бутылочка с молоком. Он расстилает подстилку, садится, пьет молоко и отдыхает. И вдруг луч света сначала падает прямо на него, а после начинает убегать. Клоун пытается ловить лучик, и потихоньку собирает свет руками, бережно складывая в корзинку. «Солнечный клоун» поэтому его и называли. Умел он со светом дружить.

Олег Попов

Держа в памяти этот номер, я сделала корзинку с фонарем, который горит как лучик света, собранный в нее. А собачка у него под рукой это его любимая собачка, он с ней не раз выступал.

Когда Олег Попов приехал в Ростов, я гостила у внучки в Майкопе. И решила, как вернусь, непременно схожу на его выступление.

Но когда я ехала домой, торопилась к нему, узнала что солнечный клоун умер. У меня тут же в голове скульптура родилась. Именно такая -с солнечным зайчиком в корзинке. Ведь цирк это особый мир, там всюду волшебство.

Скульптура «Олег Попов» у здания ростовского цирка

— А верите ли Вы в предсказания? К примеру, в гороскоп? У вас есть очень необычный скульптурный ансамбль «Гороскоп». У каждого знака зодиака давно общепринятое изображение. Вы же их наделили новыми оригинальными образами. Как они появились?

Знаки Зодиака

— Ну, я бы не сказала, что я очень верю в гороскоп, скорее прислушиваюсь. Особенно когда хорошее что-то по предсказанию! Почему нет- всем хочется верить ведь в хорошее в будущем.

Я делала весь круг зодиака не раз и всегда они были в разных стилях. Например, у меня была Дева, идущая по земле, с заплетенными косами, в венке из цветов, с корзиной в руке- такая русская красавица, степенная, умиротворенная. А была Дева, походящая больше на скифянку, смелая и полная энергии, с рассыпающимися волосами, хранящая в себе новую жизнь.

Рак и Дева

Или вот Весы — в одном из ансамблей это тоже была русская девушка, с коромыслом, которое символизировало весы. Стараясь сохранить равновесие на земле, она шла, задумчиво глядя в даль, в будущее.

Помимо образов разных, материал разный-это тоже имеет значение в восприятии скульптуры.

— А материал имеет для самого мастера значение? Что вот Вам больше нравится? Из чего приятнее творить?

— Вообще глина это святое дело. Из нее легко все делать и она ведь -живой материал. У глины есть своя энергия. К тому же, это материал, который впитывает все то, чем мы ее наделяем.

Из пластилина современного жесткого не так приятно лепить. Хотя это удобно. Но глина в разы приятнее.

Керамика это та же глина- там шамотная глина, серая, белая, желтая, красная. Вообще, керамика это приятно и легко в работе — вылепил, высушил и поставил в печь-готово.

— А бывало такое, что надоедало делать какие-то небольшие вещи, хотелось монументализма, сделать что-то побольше?

— Когда делаешь, то, что интересно, занимаешься тем, что нравится, размеры не имеют значения. Мне нравится все- и малые формы, и монументальные.

С.А. Букке в мастерской за работой

— И все же, вот я смотрю на Вас, вы женщина, такая хрупкая и женственная , я не могу ваш образ никак связать с ваянием огромной фигуры. Вот так, представив Вас один на один с огромным исполином в мастерской. Тем более, что скульптуры часто овеяны мистическими историями и легендами.

— Фигуры людей? На мой, взгляд, тут мистики нет. Это просто у людей хорошая фантазия и желание привнести в свою жизнь что-то сказочное. И в этом ведь есть плюсы- появляются легенды, люди связывают с этими памятниками какие-то истории, туристы стараются посетить это место , а для города это всегда хорошо.

А по поводу работы над монументальным, скажу честно, это огромный труд. И обычно в процессе создания участвует не один человек. Процесс это долгий и трудоемкий. Автор должен передать идею из эскиза небольшого размера, в больший формат в рост человека, а то и больше. Бывают скульптуры, где присутствует сварка и наличие каркаса это тоже нелегкий процесс. Все зависит от заказа.

— Когда поступает заказ не по фотографии сделать кого-то, вот как знаки зодиака. Их лица Вы сами выдумываете, или смотрите на окружающих людей, что-то подхватывая с них?

— По разному бывает. Например, Валькирию я когда делала, дала ей черты лица моей внучки. Она у меня красавица. И образ ей этот очень подошел- все под стать.

«Валькирия»

Одну статуэтку я делала даже с себя. Мой образ молодой девушки тогда очень подошел к моей задумке. И фигурка получилась очень красивой и женственной.

Бывает, что придумываю все сама- от образа до черт лица и фигуры. Если что-то не получается, можно поискать в журналах с иллюстрациями. А порой иду и вдруг вижу чье-то лицо, интересное такое, оно сразу запоминается и потом я образ этот применяю.

Но чаще, как я и говорила, само рождается все.

светильник «Лотос»

— Конкурсы, предложения, заказы — у скульптора современного их всегда много?

— Да. Во -первых, я увлекающийся человек. Люблю что -то новое и всегда с удовольствием берусь за новый проект, начинаю участие в конкурсе, откликаюсь на предложения сотрудничать.

«Сборщик винограда»

Но тут нужно понимать, что не все проекты и эскизы пойдут потом в работу. С этим нужно внутренне согласиться и не ждать, что все начинания будут обязательно воплощены в жизнь.

К примеру, мой эскиз Ростов-Папы, он пока так и не дождался своего места в городе. Но я верю в то, что мне повезет, и обязательно моя идея найдет отклик в сердцах ростовчан.

Успех состоит из многого, в том числе и умения двигаться вперед, сохраняя энтузиазм. Поэтому я продолжаю творить, с энтузиазмом смотрю в будущее и строю новые планы!

С художником-скульптором беседовала Оксана Мордовина