И СНОВА О РОСТОВО-НАХИЧЕВАНСКОЙ МЕЖЕ

И СНОВА О РОСТОВО-НАХИЧЕВАНСКОЙ МЕЖЕ

20.08.2023 Автор Георгий Багдыков 171

    Недавно в Интернете в ответ на мою публикацию о пограничных столбах Нахичевани-на-Дону возникла оживленная дискуссия о том, что считать Ростово-Нахичеванской межой.

   Хотел бы напомнить, что вообще называли межой. Межа − это граница. То есть граница между городами Ростовом и Нахичеванью проходила там, где сейчас находится Театральная площадь. До октябрьской революции 1917 года это был своего рода пустырь. Хотя через межу шла трамвайная линия, которая соединяла два города. Это была одна из первых междугородных трамвайных линий.

    Здесь же стояли настоящие (правда, они были символичными) пограничные столбы. Они располагались на въезде в Нахичевань со стороны улицы Соборной (ныне улица Советская). Установлены эти столбы были в 1838 году. Снесли их в 1933 году. Произошло это событие уже в советское время, когда фактически и юридически города слились между собой. Так что пограничные столбы между Ростовом и Нахичеванью-на-Дону простояли почти сто лет.

    Другими словами, межа, то есть граница между городами, которая представляла собой площадь или пустырь, тянулась от пограничных столбов Нахичевани до приблизительно нынешнего Театрального проспекта.

    Здесь, на меже, проходили народные гулянья. Особенно торжественно отмечали в Нахичевани Пасху и праздник в честь Святого Георгия (Хдрелез или Хдрлез).

     Праздновали донские армяне Хдрелез на площади рядом с церковью Святого Георгия в Нахичевани. А эта церковь находилась на границе (меже) с Ростовом, несколько ниже здания Управления Северо-Кавказской железной дороги, ближе к ростовской границе.

     Праздник Святого Георгия начинался с торжественного богослужения, в котором принимали участие все высшие чиновники Нахичевани. Площадь возле церкви Святого Георгия была уставлена торговыми павильонами. Открывались ярмарки, каждый купец на такой ярмарке старался украсить свое место как можно лучше.

    А еще рядом с Ростово-Нахичеванской межой была возведена русская православная Софиевская церковь. Располагалась она напротив Александровского сада Нахичевани (ныне парк имени Вити Черевичкина), буквально через дорогу. От Софиевской церкви к центру Нахичевани шла Софиевская улица (ныне Первомайская). Рядом с храмом была и Софиевская площадь.

    Кстати, в свое время легендарный нахичеванский голова Минас Ильич Балабанов хотел расширить владения Нахичевани, застраивая межу.

     В книге «Всему городу голова. Минас Балабанов» мы с соавтором, ростовским краеведом Оксаной Мордовиной, подробно пишем об этом. В нашей работе приведены и архивные источники. 

    Напомню, что, согласно Указу императрицы Екатерины Великой, армянской колонии на Дону принадлежало немало земель. Сегодня в это верится с трудом, но Нахичевани-на-Дону, например, принадлежали земли левого берега Дона, Зеленый остров, частично территория нынешнего Северного жилого массива, а Сельмаш был пригородом этого армянского города.

    Постепенно Нахичевань-на-Дону теряла свои привилегии и свою  территорию. На Нахичевань наступал растущий Ростов. Дело в том, что Ростов-на-Дону постепенно становился самым крупным  городом юга России, опережая по темпам экономического развития Нахичевань. Ростовские власти скупали земли, которые ранее принадлежали нахичеванцам. И к концу ХIХ века уже было очевидно, что Нахичевань потеряла свои лидирующие позиции в крае и становится пригородом Ростова.

    Работая с архивными документами, много нового и интересного мы с Оксаной Мордовиной узнали о жизни и деятельности нахичеванского головы Минаса Ильича Балабанова.

     Например, Балабанов всячески сопротивлялся наступлению Ростова на его город, как мог, отстаивал привилегии и самостоятельность Нахичевани. Он дал задание городскому архитектору «осваивать» Ростово-Нахичеванскую межу. Межой, или «ничейным полем», называли тогда границу между Ростовом и Нахичеванью. По сути это было поле между двумя городами. Вскоре был составлен план возможной застройки «пустующих» мест пригорода и участков внутри города Нахичевани.

    «Город растет, население увеличивается, много трат на неожиданные нужды. Необходимо пополнять казну города, увеличивая его площадь. Почему бы не построить на пустующих землях новые предприятия и многое другое?» − так рассуждал городской голова.

     Но, как мы знаем, этим мечтам Минаса Балабанова не суждено  было сбыться. Пустующие земли вскоре стали застраивать  ростовские власти. Например, здание Управления Северо-Кавказской железной дороги было построено в 1911−1913 годах на Театральной площади. В то время это была еще межа, то есть граница между Ростовом и Нахичеванью. Для строительства был приобретен земельный участок на границе Ростова и Нахичевани. Здание существует и сейчас, оно принадлежит Управлению Северо-Кавказской железной дороги.

    Ростово-Нахичеванская межа в советские годы стала Театральной площадью не сразу. Это имя площадь получила после строительства театра драмы имени Максима Горького.

    Вот такая интересная история у Ростово-Нахичеванской границы или межи. Именно поэтому в память об этом месте наша инициативная группа Ростово-Нахичеванского общества любителей истории, литературы и искусств решила в парках имени 1 Мая и Вити Черевичкина установить памятные знаки-указатели. К счастью, эту идею поддержала администрация этих парков. За что мы выражаем огромную благодарность.

     Памятные знаки (указатели) были установлены в 2022 году при помощи администрации парка культуры и отдыха имени 1 Мая и в 2023 году при помощи администрации парка культуры и отдыха имени Вити Черевичкина, при активном участии ростовских краеведов и общественников: Георгия Багдыкова, Оксаны Мордовиной, Ольги Головиной (дизайн проекта), Гаяне Давыдовой, Сергея Гайдука, Ярославы Порутчиковой, Татьяны Аносян, Наталии Петровны Савчук, Тиграна Багдыкова, а также Владимира Чижова (изготовление памятных знаков-указателей).

    Нам особо приятно отметить, что эти места стали теперь привлекательны для ростовчан и гостей нашего города. К памятным знакам-указателям подходят туристы, фотографируются, подъезжают свадебные кортежи. А это и есть популяризация истории города, о необходимости которой мы все говорим.

Георгий БАГДЫКОВ.