ГОРОД в ГОРОДЕ. Нахичевань-на-Дону

ГОРОД в ГОРОДЕ. Нахичевань-на-Дону

27.11.2023 Автор Оксана Мордовина 299

14 ноября 1779г. высочайшей грамотой российской императрицы близ крепости Св. Димитрия Ростовского был основан город Нор Нахичеван.

«Вернейшему Нашему архимандриту Петру Маркосову и всему обществу Крымских Христиан Армянского закона всякого звания, всем вообще и каждому особо Наше Императорское милостивое слово.

Благонамеренне всеобщее предприятие ваше да благословит десница Вышнего. Мы, рассмотрев посланное к Нам от вас из Бахчисарая от 16 июля прошедшего года, общее и на доброй воле основанное прошение об избавлении всех вас от угрожаемого ига и бедствия, принятием в вечное подданство Всероссийской Империи, соизволяем Мы не токмо принять всех вас под Всемилостивейший Наш покров и яко любезнейших чад успокоив под оным доставить жизнь только благоденственную, колико желание смертных и беспрестанное Наше о том попечение простираться могут; следуя сему соизволяем пользоваться вам в Государстве Нашем не токмо всеми теми правами и преимуществами, каковыми все подданные Наши от Нас и Предков Наших издревле наслаждаются, но сверх того указали Мы:

Первое. При настоящем переселении вашем в Азовскую Губернию перевесть из Крыма на иждивении Нашем все то имущество ваше, которое только перевезено быть может; что из определенной от Нас суммы уже и исполнено.

Второе. Для удобнейшего поселения вашего отвесть в Азовской Губернии особенную от прочих селений округу крепости Святого Димитрия Ростовского, как границы оной с Донским войском утверждены, оставляя из нее на крепостной выгон земли три тысячи десятин, да для рыбных ловель тамошним обывателям четвертую часть реки Дона, из того, сколько оной реки в даче той округи состоит, в вех от устья реки Темерника, а в случае недостатка для селений ваших там земли, и в Округе крепости Азовской, где против тех дач ваших рыбные ловли, Всемилостивейше жалуем вечно в пользу и выгоды всего общества без всяких в казну Нашу податей.

Третье. По разделении на классы Государственных податей и служб, какого бы звания оные ни были, на десять лет, а по прошествии оного времени имеют платить в казну Нашу ежегодно купечество, с капиталов с рубля по одному проценту, цеховые, также и мещанство, с двора по два рубля, а уездные поселяне, и именно земледельцы, коим полагается для каждого до тридцати десятин, будут взносить с каждой десятины в год по пяти копеек; не имущие же снабжены будут из казны Нашей не только продовольствием на первый год, но и на посев земли всякого звания хлебными семенами, скотом и всем к заведению домоводственному принадлежащим, с возвратом за все оное в казну через десять лет, а на построение им домов, лес и прочие припасы отпустятся из казны безденежно; имущественные же на отведенных им землях имеют строить дома, лавки, амбары, фабрики и все, что сами пожелают, из собственного своего иждивения, пользуясь всеобще навсегда от всяких постоев свободою, кроме тех случаев, когда воинские команды мимо селений ваших проходить должны; от отдачи же на войска рекрут увольняетесь вы вечно, разве кто сам в службу Нашу пожелает.

Мартиросов А.Ф. «Переселение армян на Дон»

Четвертое. Архимандриту Петру Маркосову по смерть его Всемилостивейше препоручаем паству всех сих вышедших с ним из Крыма Армян, и позволяем им строить церкви и колокольни с вольным отправлением в оных по законам их всех церковных чиноположений, и состоять Архимандриту и Армянским Священникам в единственной власти Армянского Патриарха, находящегося в Араратском Патриаршем монастыре.

Пятое. По заселении вами особого города при урочище Полуденки с названием Нахичевана и с дачею на выгон оного двенадцати тысяч десятин, повелеваем учредить Магистрат и в нем производить суд и расправу по вашим правам и обыкновениям выбираемыми из вас же по жребию начальниками, коим и пользоваться чинами и жалованьем по штату Азовской Губернии и быть под апелляциею Наместнического Правления, в городе же и в деревнях для защиты во всех нужных случаях определятся особые начальники из Российских, коим в судопроизводство сих поселян не мешаясь, быть токмо охранителями и их заступать.

Впрочем по вступлении каждого в избираемый им род Государственных жителей позволяем пользоваться вечно и потомственно всем тем, чем по общим Нашим узаконениям каждый род Государственных жителей пользуется, как-то: свободною торговлею вне и внутри Государство, и для вящей выгоды оные позволяется строить из собственного вашего иждивения купеческие мореходные суда, разводить нужные и полезные фабрики, заводы и фруктовые сады, по разведении которых всякие виноградные вина в селениях ваших малыми мерами, вывозимые ж во внутренние России города бочками продавать можете, Французскую же водку делать каждому, но не вывозить внутрь России, словом: всякого звания промыслы распространять по собственной воле и достатку каждого и всем тем под Самодержавным Нашим Скипетром и защитою законов наслаждаться.

Все сии преимущества жалуя Мы торжественно и потомственно всему обществу на вечные времена, для вящей силы своеручно подписали и Государственною Нашею печатью укрепить повелели. Дана в Престольном Нашем граде Санкт-Петербурге лета от Рождества Христова 1779 Ноября 14 дня, Государствования Нашего осьмнадцатого года.

ЕКАТЕРИНА II»

Лусегенов О.М. «Приход армян на Дон»

Переселение на донскую землю армян из Крыма называли великим исходом. Так оно и было. Переселение началось в августе 1778 года. Вместе с другими христианами, греками, армяне покидали Крым. Переселив христиан Крыма на новые земли, императрица Екатерина Великая решала много важных задач. Этим самым переселением она экономически ослабила Крымское ханство. Христиане полуострова платили хану немалые налоги, да и были хорошими ремесленниками и торговцами. Екатерина Великая хотела, чтобы христиане Крыма способствовали развитию юга Российской империи. Ведь армяне, например, должны были не только осваивать новые земли, но и по её замыслу, развивать на Дону ремесла и торговлю. Так и получилось, как и рассчитывала императрица.

Действительно, переселение христиан в Россию оказалось серьезным экономическим ударом по ханству. Наибольший вклад в обретение крымскими армянами новой родины внесли российский подданный и дворянин, крупнейший благотворитель своего времени армянин Иван Лазаревич Лазарев, архиепископ, князь Иосиф Аргутинский, князь Григорий Александрович Потемкин и великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Именно архиепископ Аргутинский хлопотал перед Екатериной Великой за армян-переселенцев, поэтому его считают отцом-основателем города Нахичевани. Генералиссимус Суворов лично руководил переселением крымских армян на Дон. Суворов и архиепископ Аргутинский помогали переселенцам в решении возникающих у них проблем.

Путь на Дон у армян был долгим и тяжелым. Они шли в зной, в холод, в дождь и оттепель. В общей сложности армяне переселялись разными группами в течение года и семи месяцев. Дорога на Дон была отмечена тысячами армянских могил. Более трети из 12598 переселенцев умерли во время перехода. В первую очередь гибли дети и старики. Не дошел до новой родины и духовный предводитель крымских армян священник Петрос Маркосян. Известно, что личными средствами помогал армянам генералиссимус Суворов.

А.В.Суворов

Как сообщают исторические источники, в конце 1779 года первые армянские переселенцы дошли до Дона. Они с тревогой ожидали от российского правительства сообщения о льготах и привилегиях, которые им были обещаны.

Указ императрицы от 14 ноября 1779 года был зачитан приблизительно на том месте, где сейчас в Ростове находятся площадь имени Карла Маркса и здание театра юного зрителя (нынешнего Академического молодёжного театра). По указу армянские переселенцы принимались в подданство России как свободные граждане. Это в крепостной России! Правительство брало на себя расходы по их переезду из Крыма на Дон, отводило огромное количество земли для будущего города Нахичевани и армянских сел. Выделялись ссуды для обустройства жилья и прочих нужд.

из книги Г.Патканьян «100-летие Нор-Нахичевана»

Давались права свободной торговли внутри России и за ее пределами. Правительство предоставило возможность армянам строить свои заводы, фабрики, разводить фруктовые сады и виноградники. Кроме того, императрица освобождала армян от воинской службы. При этом уточнялось: если кто пожелает служить в российской армии, того примут с радостью.

Екатерина Великая дала возможность армянам заниматься рыболовством и судоходством, а также создать собственное самоуправление по российскому закону, но «согласно их обычаям и нравам».

Архиепископ Аргутинский благословил армян на строительство города Нор Нахичеван, освятил вновь строящиеся церкви. Полным ходом шли строительные работы. Из Петербурга поступил план города. Считается, что план Нахичевани составил известный русский архитектор И. Старов. Начались торжества по случаю основания города Нахичевани. Архиепископ Иосиф Аргутинский освятил землю и воду нового места пребывания армян. В сооруженной из дерева церкви Аргутинский зачитал кондак-поздравление Католикоса всех армян Симеона в честь основания города Нахичевана.

Считается, что эта деревянная церковь стояла приблизительно на том же месте, где сейчас располагается армянский храм Сурб Арутюн. На этих торжествах присутствовали комендант крепости Святителя Димитрия Ростовского, донские кавалеристы, казаки, военный оркестр. Салют из орудий крепости известил о знаменательном событии – основании нового города Нахичевани. Затем архиепископ Иосиф Аргутинский освятил армянские села, а также сельские церкви.

Армянам было непривычно начинать жить на просторной донской равнине, лишенной гор и возвышенностей, к которым они привыкли.

Однако армяне освоились на донской земле довольно быстро. По указу императрицы Екатерины Великой армянское общество, независимо от сословий, освобождалось от уплаты налогов. Десять лет с армянских купцов не взимали налогов вообще. Затем стали брать один процент от всего капитала. Неимущим в первый год выдавались продовольствие, семена, фураж, оказывалась и другая неотложная помощь. Возвращать долги государству они могли спустя десять лет. А строительные материалы предоставлялись переселенцам бесплатно!

Донским армянам разрешалось строить церкви, совершать религиозные обряды согласно правилам Армянской апостольской церкви. Руководил всей общественной жизнью армянской колонии магистрат.

здание Магистрата

Магистрат объединял в себе исполнительные, судебные и полицейские функции.

Следует отметить, что преступности в армянской диаспоре на Дону в начале девятнадцатого века практически не было. В статистическом отчете Таганрогскому градоначальнику можно прочитать: «В течение последних 20 лет в округе Нахичевани никем из жителей ни одного убийства не учинено».

Армянский город Нор Нахичеван был переименован в 1838 году в город Нахичевань-на-Дону. Именно с этого времени город Нахичевань, в отличие от Нахичевани в Закавказье Эриванской губернии (ныне находится в составе Азербайджана), по решению Сената стал именоваться официально Нахичевань-на-Дону.

К середине девятнадцатого века магистрат Нахичевани был упразднен. Появилась Нахичеванская Дума, которая работала, опираясь исключительно на российское законодательство. Дума рассматривала экономические вопросы жизни армянской диаспоры, благоустройства города и строительства дорог. Дума также утверждала городской бюджет и контролировала его выполнение.Бюджет армянской колонии Дона формировался из различных источников. Сдавались в аренду городские земли, сенокосные угодья, поступали в казну налоги, которые платили купцы и ремесленники, а также имущество умерших, не имеющих наследников, штрафы и пожертвования. Итогом такой политики стало то, что уже к середине девятнадцатого века доходы города Нахичевани превышали его расходы.

Нынешняя Театральная площадь в то время служила границей Ростова и Нахичевани и называлась «ничейное поле». Это место называли ещё Ростово-Нахичеванской межой. И если Ростов к «ничейному полю» был обращен окраиной, то Нахичевань, наоборот, «фасадом» − тут начинался армянский город.

пограничные столбы при въезде в Нахичевань

С момента своего основания Нор Нахичеван непрерывно рос и развивался. Так, население города в 1811г. составляло 4 тысячи человек, в 1897 году 28000 тысяч, а к 1914 году более 50000 тысяч жителей. («Численность и этнический состав населения Нахичевани-на-Дону: перепись 1897г. из данных полицейского учета» Л.Батиев)

В 1894 году в Нахичевани установили памятник Екатерине II. Площадь , где появилась фигура Императрицы стала именоваться Екатериненской.

Изготовлен памятник был по проекту академиков скульптуры Матвея Афанасьевича и Матвея Матвеевича Чижовых (отца и сына). Бронзовая статуя Екатерины Великой стояла на гранитном постаменте, лицо ее было обращено на запад. В левой руке императрицы находилась грамота, а правой она показывала на городские кварталы. На лицевой стороне пьедестала была надпись:

«Императрице Екатерине II благодарные армяне»

Надпись на противоположной стороне пьедестала говорила о времени сооружения памятника. Пьедестал был изготовлен располагавшейся в Ростове итальянской фирмой С. А. Тонитто.

Городской голова Нахичевани Минас Ильич Балабанов накануне открытия произнес такие слова:

«Едва ли необходимо доказывать громадное значение этого двойного торжества, цель которого увековечить в памяти живущего поколения и его потомства те благодеяния, которые на протяжении столетия оказаны были городу Нахичевани с высоты престола. Естественно желание, чтобы предстоящее празднество было возможно торжественнее соответственно его выдающемуся значению».

Под двойным торжеством Балабанов подразумевает, что в Нахичевани была еще установлена и открыта Александровская колонна в нахичеванском городском (Александровском) саду (сейчас парк им. Вити Черевичкина) в честь Императора Александра II .

Колонна сохранилась и до наших дней. Ее можно увидеть в парке Черевичкина.

Местная газета «Приазовский край» так описывала подготовку к торжествам:

«..Вчера, с раннего утра, г. Нахичевань начал готовиться к открытию памятника Императрице Екатерине II и Александровской колонны. Окраины города, где ютятся небольшие, но чистенькие домики, украсились флагами. На многих домах появились гирлянды из цветов и транспаранты. Улицы чистились и посыпались песком; на площади же против памятника кипела горячая работа, которой лично руководил городской голова М.И. Балабанов. Тут же устроена из дерева большая, красиво убранная площадка, предназначенная для почетных гостей, имеющих право быть из Новочеркасска и других городов. Против площадки воздвигнута высокая кафедра, с которой городской голова обратился с краткой речью к гражданам г. Нахичевани по поводу сегодняшнего торжества..»

Как пишет И. Келле-Шагинов в своих воспоминаниях «Моя единственная жизнь», памятник представлял собой лучшее украшение города. Но, к сожалению, в 1917 году во время революционных волнений Управа Нахичевани была разгромлена. Все царские портреты, которые висели в ней, в том числе художественно исполненный портрет императрицы Екатерины Великой, были порваны и выброшены в окно. Как уточняет Келле-Шагинов, портрет Екатерины был большого размера (в 5 аршин), в широкой золотой раме. Революционно настроенная толпа сбросила памятник Екатерине Великой с пьедестала, зацепив веревками. Затем памятник императрице затащили во двор полицейского участка. Восставшие разломали также решетки и фонари вокруг памятника.

По воспоминаниям Келле-Шагинова, позже, в 1918 году, белогвардейцы установили памятник вновь на прежнем месте, привели в порядок решетку и фонари. Но с приходом Красной армии в Ростов и Нахичевань в 1920 году памятник императрице Екатерине Великой был снесен вновь. На ее месте установили памятник Карлу Марксу. Были уничтожены все прежние барельефы и надписи. Екатерининскую площадь переименовали в площадь Карла Маркса. А Соборную улицу назвали Советской.

Армянский собор Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич) являлся крупнейшим храмом города Нахичевани-на-Дону. Построен он был в 1783-1807 годах.

В основание храма были положены и освящены четыре камня в честь евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Считается, что автором проекта был известный зодчий И.Е. Старов, строивиший Таврический дворец в Екатеринбурге. Предание гласит, якобы императрица Екатерина II сказала ему:

«Ты строишь Таврический дворец, а теперь для таврических переселенцев строй хороший собор».

Пока храм строился, рядом возвели небольшую часовню. Краеведы предполагают, что располагалась она на пересечении 23-й-линии и пл. Свободы.

В библиотеке собора хранились уникальные рукописи и книги на армянском языке: старинные Библии, четьи-минеи XVIII века, где были собраны основные предания о происхождении крымских армян, шараканы (корень слова «шэръ» — песнь) — богослужебные каноны и песни армянской церкви. Из Крыма на Дон было перевезено 325 рукописей. Самая древняя датирована 1212 годом. Большая часть рукописей хранилась в соборе Сурб Григор Лусаворич. По количеству средневековых армянских рукописей город Нор-Нахичеван занимал третье место в мире после Эчмиадзина и Венеции.

В храме хранились хачкары, которые армяне привезли из Крыма. Они датируются 1624, 1626, 1692, 1738 годами. Хачкары были вмонтированы в стену храма с западной стороны. Внутри храма и на его фасаде размещались орнаментированные хачкары, датированные 880-1415 годами.

Именно от собора Григория Просветителя велась нумерация домов города. Площадь, на которой стоял храм, позднее получила название Соборной.

страница из армянского настольного календаря

В тридцатые годы двадцатого века армянский храм Григория Просветителя был закрыт для богослужений. Вновь церковь была открыта в годы Великой Отечественной войны.

Панихида по умершему Католикосу Всех Армян Кеворку VI Чорекчияну
Собор Сурб Лусаворич,1954 г. фото из фонда «Хайазг»

Храм был действующим до конца пятидесятых годов, а в шестидесятые церковь Григория Просветителя снесли. Затем на его месте построили Дворец культуры завода «Красный Аксай» (ныне Областной дом народного творчества).

В 2011 году рядом с тем местом, где располагался храм Григория Просветителя, в память о внуке кавалера ордена Трудовой Славы III степени Владимира Павловича Казаряна − Артуре Карапетяне, погибшем в 2001 году, была построена армянская апостольская церковь Сурб Арутюн (храм Святого Воскресения).

Церковь Сурб Арутюн была сооружена на пожертвования меценатов-благотворителей − полномочного представителя Генеральной прокуратуры РФ в Федеральном собрании РФ Саака Альбертовича Карапетяна и Генерального директора ООО «АРДТ-7», председателя попечительского совета церкви Владимира Павловича Казаряна. Архитектор церкви − М.Г. Саркисьянц.

Освящение церкви состоялось 29 мая 2011 года Католикосом всех армян Гарегином II.

В 1928 году армянский город Нахичевань-на-Дону был упразднен и стал частью Пролетарского района Ростова-на-Дону. Но тем не менее, жители Ростова продолжают называть «Нахичеванью» эту часть города.

Вашему вниманию программы из цикла «Ростов исторический» (телеканал «Первый Ростовский»), посвященные истории Нахичевани:

«Иосиф Аргутинский»

«Нахичеванский магистрат»

«Площадь Толстого»

«Сурб Хач»

«Образование в Нахичевани» часть 1

«Образование в Нахичевани» часть 2

«Кенотаф памяти городского головы»

«Минас Балабанов»

«Зеленый остров»

«Александровский сад Нахичевани»