ДВА АРХИТЕКТОРА – ДВЕ ЭПОХИ
13.12.2021 608Так случилось, что я заинтересовалась архитектурой исторических зданий родного города около десяти лет назад. Произошло это случайно, но говорят, что ничего случайного не бывает, а значит, так должно было произойти. Кто-то выложил в Интернет фотографии военного Ростова к дню освобождения города от фашистских захватчиков. Возможно, были рассекречены архивы войск вермахта, оккупировавших Ростов в 1942─1943 годах, а может быть, это сделали потомки оставшихся в живых немецких солдат, тем не менее снимки увидели ростовчане.
Трудно передать состояние, когда видишь и узнаешь улицы, разрушенные дома – те, что уцелели, и те, что стерты с лица земли. Это стало потрясением, увлекшим меня дальше ─ к изучению снимков старого, дореволюционного Ростова, благодаря Интернету ставших доступными всем. Совсем другими глазами разглядывала я дома, на которые почти не обращала внимания в ежедневной суете, и открывала для себя новый, неизведанный мир ─ мир архитектуры ─ музыки, застывшей в камне.
Я заметила, что дома, особенно завладевшие моим вниманием и понравившиеся мне больше других, принадлежат одному архитектору ─ Леониду Федоровичу Эбергу. Совершенно непонятным для себя образом я отличала их от других домов, еще не зная, кто их создатель. Однажды на экскурсии я заинтересовалась одним старинным зданием и спросила экскурсовода о нем. В ответ услышала: «Этот дом построен для жены известного в Ростове врача И.Г. Рындзюна». А через некоторое время узнала, что здание, привлекшее мое внимание, построил архитектор Л.Ф. Эберг.
Мне захотелось больше узнать о судьбе архитектора, о судьбе возведенных им строений. В каждом краеведческом издании я искала информацию о домах, построенных Л.Ф. Эбергом. Но найденный материал не удовлетворил моего любопытства, и только собственноручно составленный архитектором список его построек открыл мне, как много сделал Л.Ф. Эберг для нашего города. Возникла идея – рассказать о нем и его творениях.
Архитектор Леонид Федорович Эберг родился 6 августа 1882 года в уездном городе Бронницы Московской губернии в семье мещанина. Скандинавские корни его фамилии, по семейной легенде, берут начало от пленных шведов, разбитых Петром I под Полтавой. Получив начальное образование в городском училище, он поступил в 1900 году в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Прошел четыре года курса подготовительного и шесть лет основного архитектурного отделения и по окончании, со званием архитектора, в 1911 году приехал в Ростов по частному приглашению на постройку особняка. Как, опять же, гласит семейное предание, заказчиком был не кто иной, как купец Н.Е. Парамонов. Однако построить для него в том году особняк архитектор не мог из-за семейных обстоятельств купца. Но так как Леонид Федорович приехал в Ростов в самый разгар строительного «бума», он остался в Ростове и, прежде чем построил купцу особняк, довольно быстро обзавелся солидной ростовской клиентурой и не испытывал недостатка в заказах.
Горожанам хорошо известны дом банкира А.М. Штрома и владелицы магазина музыкальных инструментов Т.К. Гершкович на улице Б. Садовой, особняк Н.Е. Парамонова (ныне зональная библиотека ЮФУ) и П.И. Крамера на улице Пушкинской, дом братьев Дутиковых и купцов Чириковых на Буденновском проспекте – эти строения были возведены до 1917 года в господствующем на тот момент стиле «модерн» с элементами эклектики.
После революции 1917 года, в советское время, уже в другом, но не менее популярном стиле, «конструктивизм», Леонид Федорович построил много домов для жилищно-строительных кооперативов. Самые известные из них: «Просвещенец» в Газетном переулке, «Банковец» на пересечении улицы Б. Садовой и Богатяновского спуска, больше десятка домов и целый поселок для треста трамвайщиков, дома для СКЖД на Садовой и Тургеневской улицах и Дворец культуры для них же, а также дом кооператива «Задруга», в котором проживал сам. Участвовал в грандиозном строительстве театра имени М. Горького, возглавив проектное бюро.
В 1917 году, в связи с революционными событиями, семья архитектора перебралась в Ростов, и, хотя Леонид Федорович к тому времени был уже разведен, двое сыновей-погодков каждое лето приезжали к нему погостить. Отец купил дачу и яхту в поселке Аврал, где мальчики, наслаждаясь южным теплом и рекой Дон, проводили все летние дни. Когда они выросли, то, как и отец, несмотря на то что окончили столичные вузы, вернулись в Ростов и всю жизнь посвятили городу, ставшему для них родным. Старший сын ─ Марк ─ работал инженером на заводе «Красный моряк».
А младший сын ─ Лев ─ унаследовал профессию отца и, словно переняв эстафету, оставил нашему городу не меньше замечательных домов, ставших визитной карточкой Ростова-на-Дону. Среди них: Дом книги, дом с кафе-кондитерской «Золотой колос», гостиница «Ростов», дом с гастрономом на Театральной площади, много домов для предприятий и ведомств. Случалось так, что на месте уничтоженного войной дома, построенного Эбергом-отцом, возводил новое здание или восстанавливал его из руин Эберг-сын.
Я подумала, что стоит рассказать о судьбах выдающихся архитекторов Эбергов посредством циклов рассказов о зданиях, ими возведенных. Ведь за каждым их строением стоит определенный жизненный этап, события, надежды, свершения. Немалый пройденный ими путь был очень непростым, если взглянуть на перемены, происходившие с нашей страной на протяжении всего двадцатого века. Революции, войны и другие потрясения оставили свой след как в архитектуре, так и в судьбах архитекторов ─ отца и сына Эбергов.
Пути исследования привели меня в государственный архив, где началось настоящее познание жизни и судьбы строений и их авторов. Шаг за шагом в изучении сохранившихся архивных дел складывалась картина жизненного пути двух архитекторов. Порой за каким-нибудь одним документом открывалась личность человека, его характерные качества и жизненная позиция. Чтобы воссоздать полную картину, иногда приходилось изучать дела, напрямую не связанные с постройками архитекторов Эбергов. Но именно в них порой можно было отыскать недостающий фрагмент истории их строений.
По мере написания и размещения отдельных статей о домах, построенных архитекторами Эбергами, интерес к их архитектурному наследию возник и у других людей. В 2014 году в Ростове образовалось «Сообщество почитателей культурного наследия архитекторов Эбергов». Усилиями членов сообщества и ВООПИиК на домах, в которых жили архитекторы, появились памятные доски, на Братском кладбище установлено гранитное надгробие на могиле Леонида Федоровича Эберга.
Фамилия двух выдающихся архитекторов, отца и сына Эбергов, довольно часто упоминается местной прессой в связи с памятниками архитектуры, которыми являются построенные ими здания. Эту фамилию знают все, кто хоть немного интересуется историей своего города. Многие годы отец и сын работали рядом, плечом к плечу, каждый в своей манере делая свое дело. Два градостроителя, два поколения архитекторов строили один город, создав две архитектурные эпохи.
Пройдя трудный жизненный путь, не уронив чести и не потеряв достоинства, Леонид Федорович и Лев Леонидович Эберги подарили нашему городу большое архитектурное наследие, о котором можно и нужно написать книгу.
Елена Игнатова, краевед