ДОНСКОЕ СОКОЛЬСТВО
04.12.2024 168Так красиво «русскими соколами» называли российских участников широко известного в прошлом сокольского движения — гимнастики, базирующейся на упражнениях с предметами, физических упражнениях на снарядах, массовых упражнениях и пирамидах.
Это движение, названное «Пражский Сокол» («Чешский сокол») возникло в Праге в 1862 году сначала как спортивное со специально разработанной гимнастикой , а позже приобрело также и общественно-политическую направленность. Сокол был выбран как символ свободы, мужества и независимости.
В сокольской гимнастике особое внимание обращено было на эстетику, красоту и свободу движений, на завершённость гимнастических комбинаций, были разработаны правила соревнований и терминология гимнастических упражнений.
В России сокольская гимнастика пользовалась популярностью и получила широкое распространение в конце XIX — начале XX веков. Есть мнение, что основателем сокольства в Росии стал генерал М.Д. Скобелев, который, познакомившись с сокольской системой во время русско-турецкой войны, удачно применил ее на практике. До этого же занимались по системам шведской и немецкой гимнастик.
Сокольское движение поддерживалось П. А. Столыпиным, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым и многими известными людьми того времени. Спортивно-гимнастические общества организованы были во многих российских городах, в том числе в Таганроге, Новочеркасске, Азове и в Ростове.
«В гимнастическом обществе «Донской Сокол» на 20 декабря вечером назначено собрание членов этого общества для обсуждения очередных текущих дел, а также и вопросов: о прекращении занятий на рождественские каникулы, о переходе в новое помещение и связанные с этим вопросы, о приобретении гимнастических приборов, об открытии женского отдела и о приеме новых членов и посетителей..» (газета «Приазовский край», 1914г.)
Принципы сокольской гимнастики применялись в системе физического воспитания юношей и девушек, а также в подготовке военнослужащих. Одной из идейных основ движения стало «благородное стремление к телесному, нравственному и духовному оздоровлению и усовершенствованию личности»
«Как только ею начала заниматься наша молодежь, сокольская гимнастика гигантскими шагами завоевала свое современное положение. Та же самая молодежь, которую никакими силами нельзя было привлечь к занятиям немецкой гимнастикой, начала положительно увлекаться сокольской…» (Морозов А. «Сокольская гимнастика», 1912 г.)
Из всех видов спорта приоритет отдавался гимнастике с применением гимнастических снарядов. Отдельное внимание уделялось красоте выполнения упражнений: ставились целые гимнастические композиции, исполнявшиеся под музыкальное сопровождение.
Система упражнений разделялась на четыре основные группы:
-упражнения без снарядов — ходьба, бег, вольные упражнения, хороводы и танцы;
-упражнения со снарядами — прыжки простые в длину, прыжки «атакой» в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, столе, коне, перекладине, брусьях, ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье, бревне, коньках, велосипеде;
-с отягощениями — палками, гантелями, тяжестями, в метании — копья, диска, молота, ядра, куба, мяча и т.д. с предметами — флажками, булавами, скакалками;
-групповые упражнения — пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры,
-упражнения эстетической направленности — фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением.
Регулярно донскими соколами проводились различные мероприятия:
«Гимнастический вечер»
«Обществом местных «соколов», в помещении немецкой школы 5 февраля устроен был музыкально-вокальный и гимнастический вечер. Музыкально-вокальная часть вечера была изменена в виду неожиданного отказа от участия В. Г. Молла, заменить которого любезно согласилась г-жа Гершкович. Шумный успех выпал на долю г-жи Котлобер и г-на Филатова (пение и декламация) г-на и г-жи Добродеевых (на мандолинах). Гвоздем же вечера нужно считать упражнения «соколов» — мужской и женской группы.
К сожалению малые размеры сцены не позволили дать картину упражнений больших групп. Показаны были так называемые «свободные движения», производящие прекрасное впечатление своей пластичностью и ритмичностью наряду с обнаружением силы и здоровья. Кстати надо заметить , что «общество соколов» в Таганроге очень молодое и не обладает большими средствами , несмотря на то, что число членов достигает, кажется 200, преимущественно молодежи..» (газета «Приазовский край», 1911г)
Сокольская гимнастика действительно пользовалась популярностью среди молодежи и была широко распространена в различных общественных организациях и учебных учреждениях. Регулярно устраиваемые гимнастические праздники можно видеть на большом количестве фотографий, опубликованных в местной газете «Приазовский край».
С началом Первой мировой войны большинство «соколов» ушло на фронт, некоторые работали в серб. госпиталях, сокольские общества занимались сбором средств для балканских славян.
После Октябрьской революции 1917 года прошла череда арестов сокольских активистов, обвиняемых в связях с Белым движением. В 1921 русскими эмигрантами основано гимнастическое об-во «Русский сокол» в Праге.
Несмотря ни на что, в Советской России в 1922 году насчитывалось еще 25 сокольских обществ.
В 1923 году советская власть запретила сокольство. С этого времени оно развивалось только за границей.
Однако, считается, что элементы сокольской гимнастики были использованы при создании советских комплексов физических упражнений и вошли в новые виды спорта, такие как художественная, ритмическая и эстетическая гимнастика.
Стоит также отметить, что сокольская гимнастика имела значительное влияние на развитие физической культуры и спорта в нашей стране в целом.
Оксана Мордовина