ДИАЛОГ С СОБОЙ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ: ГРАФИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ от АЛЕКСАНДРЫ ВОЛКОВОЙ

ДИАЛОГ С СОБОЙ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ: ГРАФИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ от АЛЕКСАНДРЫ ВОЛКОВОЙ

12.06.2024 Автор Оксана Мордовина 560

«Мудрость это символ скромности. Это некое созерцательное, уравновешенное, внутреннее состояние -достоинство и самоуважение. Она является результатом познания себя и мироздания, усердия, воли и сильного характера»

Если вы хотите изменить свою жизнь- начните рисовать! Искусство может дать более глубокое понимание самих себя и окружающего мира. Начиная творить, люди передают определенные послания или идеи, а также свои эмоции и чувства. Процесс создания объекта искусства можно смело рассматривать как форму самопознания и самовыражения, помогающую человеку понять и выразить свои самые сокровенные мысли и чувства.

О том, как разные виды искусства становятся медитативными и что на это вдохновляет — об этом поговорим сегодня с нашим новым героем- художником-графиком, живописцем, дизайнером, педагогом, членом Ростовского регионального отделения Творческого Союза Художников России и Председателем секции «Графика» ТСХР, членом Ростовского отделения Союза Художников России, членом Евразийского Художественного Союза, Профессионального Союза художников, а также Почетным членом Московской Академии Современного Искусства, участником различных российских и международных конкурсов Александрой Волковой (Ревенко) в рубрике «Герой дня».

— С чего можно начать человеку, который никогда не занимался искусством, но очень хочет попробовать?

— Есть различные игровые, увлекающие разновидности искусства — к примеру, монотипия. По своей сути это отпечаток. Но эта техника- настоящая игра. Это старинный вид графики, суть которой заключается в нанесении красок на одну поверхность, с последующим оттиском на другую. Можно устроить настоящую игру в ассоциации и это увлечет человека, он начнет пробовать творить.

— Люди порой графику воспринимают очень узко: линии, штрихи и пятна. И при этом, как правило, представляют скучную черно- белую картину. Мало кто знает что это понятие очень широкое. Да и вообще, это самый, пожалуй, древний вид изобразительного искусства, который появился на самых ранних стадиях развития человека- еще в пещерах.

-Относительная простота графики, лаконизм и точность художественного языка делают графику поистине уникальным искусством. Это действительно классно! Поэтому я очень рада, что так получилось и меня немного, можно сказать, определили в это направление.

«Фу Цан-Лун или Подземный дракон» ( тушь-перо)

Я сама графику люблю очень с детства, хотя пишу и маслом и акрилом регулярно. Но графика засела так, что оказалось частью моего характера, типажа. Я по натуре очень усидчивый человек, а графика предполагает как раз концентрированность и усидчивость.

«Первый (Гото Предестинация)» (акрил, смешанная техника)

Как преподаватель, скажу по опыту, что по ребенку сразу можно сказать- что ему зайдет. Если он усидчив, то графика будет его призванием и, приложив к этому свои способности, он добьется отличных результатов.

— Судя по истории моей семьи я почти уверена, что способность к рисованию, живописи, вообще художественный взгляд на окружающий мир — на 90% заложено у нас в генах. Хотя порой умение в себе можно и вырастить, воспитать. А у вас умение рисовать это врожденная или приобретенная способность?

— У меня способности с детства были. Рисовала я с детства. Папа мой тоже неплохо рисовал, а прадедушка, дедушка , прабабушка — все были художниками.

Прадедушка мой известный донской иконописец Иван Иванович Волков. С Александрой Васильевной Подорожной они вместе расписывали наш ростовский кафедральный собор и новочеркасский. Ими было расписано очень много иконостасов.

Волков И.И.

Поэтому, конечно, склонность к рисованию по крови, как говорится, передалась.

— Но героиней вашего романа стала все таки графика. Из всего творческого разнообразия вы выбрали именно ее

— Мне часто задают вопрос, почему именно графика. И вот, постоянно отвечая, я как-то сама себе ответила наверное на него. С детства перед моими глазами были иллюстрации и гравюры Доре и Дюрера. Я их постоянно пересматривала, анализировала..

Графика стала для меня лейтмотивом: попишу- попишу красками-а я и классику писала, и импрессионизм, и в разных других стилях, но к графике постоянно возвращалась.

Она стала для меня лейтмотивом: попишу- попишу красками-а я и классику писала, и импрессионизм, и в разных других стилях, но к графике постоянно возвращалась.

Тут еще и такой фактор сработал- вообще я по призванию отчасти химик- экспериментатор. В школе я очень любила химию и была круглой отличницей, мне даже в этой сфере прочили очень большое будущее. Но химиком я не стала. Однако эта страсть к экспериментам- что-то сочетать, искать новые соединения, во мне осталась и я ее успешно реализую в своем творчестве.

Я постоянно и много работаю в последнее время тушью и пером. Хотя в свое время много делала и офорты и линогравюры и др., но это очень хлопотное дело, а к тому же еще и немного вредное для здоровья- их создание связанно с кислотами. Поэтому пришли на помощь ручные техники.

И вот тут, опять же, не давал покоя дух экспериментатора, непоседливая моя натура и исследовательский характер. Меня тянет постоянно что-то сочетать. Я пробовала применять и комбинировать разнообразные приёмы и методы рисования и живописи, даже миксовала графические и живописные способы работы.

«Запах лета» (смешанная техника)

— Искусство рисунка, графическое изображение часто состоит из линий, штрихов, точек-это ведь очень сложно- маленькими точками создавать изображение. Oчень тонкая работа, кропотливая! Какой усидчивостью надо обладать, чтобы создавать такие шeдевры! Каждый штрих, будь то даже бровь-все состоит их мельчайших точек..

-Такая кропотливая работа, как мельчайшие точки, это действительно большой и упорный труд. К тому же, глаза безумно устают, надо делать перерывы. Мне как-то даже предлагали для ускорения дела связать несколько перьев, чтобы быстрее рисовать, но я понимаю что это неприемлемо. Нужно очень аккуратно ставить по одной точке- за одним пером легче следить, чем за связкой. Одна лишняя капля может испортить всю работу.

Порой одна ошибка- и приходится переделывать всю работу. Нужно к тому же быть очень сосредоточенным. Но вместе с тем это такая медитативность, которая появляется при мелкой работе с точками- процесс релаксации и освобождения от негативных явлений и эмоций при помощи рисования.

«Размышления о вечном» (тушь-перо)

-Выходит, важен не только результат, первостепенен сам процесс создания работы — процесс расслабления и медитации — потока, в котором оказывается художник? Графика как медитация?

-Мы все знаем, что женское начало это быт и семья, а есть еще и нагрузки, их много, позитива и негатива. И вот когда ты садишься за работу- в ней все растворяется. Это психотерапия чистой воды- рисование. Подходит для любого человека, если он вкладывает в это душу, все это сработает на его благо.

«Лесные зарисовки» ( мягкий лак)

-Когда пришло понимание, что путь и возможности для проявления ваших талантов выбраны правильно?

-Когда-то я так много сомневалась, правильно ли я иду, нужно ли это кому то. Тогда я только окончила училище имени Грекова, факультет дизайна. И в тот момент меня поддержали серьезные, талантливые люди- искусствоведы Валерий Васильевич Рязанов и Владимир Иванович Кулешов.. Они мне дали очень много хороших рекомендаций и оставили положительные отзывы на мои работы.

Я вообще сомневающийся человек-натура такая. Но мне кажется, что для художника это нормально-в чем то сомневаться, ибо когда человек уже ни в чем не сомневается-это уже все, тупик- достиг чего то и остановился. А я человек такой неспокойный, я постоянно что-то новое придумываю, опять же экспериментирую.

А.Волкова на работой. Роспись трапезной

Иногда меня, вернее мои работы, даже не узнают — бывает так, что в другое русло меня заносит. Переменчивость это тоже один видов реализации возможностей.

Хотя я давно нашла себя, но считаю, что человек должен постоянно расти. Я всегда ориентируюсь только на себя- можно сказать веду с собой такой диалог длиною в жизнь: что я могу сделать лучше, что стоит переосмыслить, что могу добавить в свое творчество.

«Дерево» (мягкий лак)

Мое второе образование социолог-политолог. Хотя поступала я на философию. В философии есть понятие самопознания, которое рассматривается как фундаментальный аспект человеческого существования. Еще древние греки считали, что самопознание помогает человеку понять свою природу и достичь гармонии с миром.

Философия меня очень интересовала, я много перечитала литературы, много изучила. Но чистым философом не стала, тут тоже случился, можно сказать эксперимент -заглянула в раздел социологии, защитила кандидатскую и стала социологом -политологом.

«Мудрость» (тушь-перо)

— Мне кажется, чем больше делаешь, тем больше хочется и тем больше идей и желаний. Как вы выбираете мысль, которую вы хотите озвучить в новой работе?

— Действительно, идей у меня всегда много. Вот например, у меня дома сейчас скопилось десять начатых работ, ученики мои уже даже смеются -ого, сколько у вас задумок сразу! А я так делаю часто: появилась идея- что-то нарисовала, пока одно сохнет, я перешла к другой работе, подрисовала там, потом вернулась к начатой ранее, там добавила что-то, думаю так многие художники работают.

Зачастую картина собирается как мелкий пазл из различных элементов. Что-то вдохновляет, начинаешь раскрывать идею, создаешь визуальное представление. И тут начинается эксперимент, о котором мы говорили, когда можно и похулиганить, что-то новое смело пробовать.

«Среди иных миров» (смешанная техника)

Мысли, образы- сплошные метаморфозы. Вот, к примеру, работа, которая принимала участие в выставке про наш космос. Синий кит- главный герой, в нем самом, как и вокруг него зашифровано много всего. Дерево- как основа мироздания, символизм во всем. Каждая работа как кроссворд. И дети и взрослые с любопытством начинают рассматривать все это, когда им говоришь, что работы то не простые- их надо разгадывать.

«За пределами реальности» (тушь-перо-пастель)

-Чтобы уметь впечатлять людей, нужно самой быть человеком впечатлительным, я думаю. Это умение можно объяснить более тонкой натурой творческого человека.

-Впечатлительность это тоже отличительная черта моего характера- восприятие непосредственное и живое. Я , к примеру, безумно люблю горы. Побывала в Домбае, Архызе и на величественнейшем Эльбрусе. Каждые горы- это свое мироощущение, свои эмоции, идеи….Вот из одной из последних поездок в Дагестан я привезла с собой образы величественного Базардюзю, Шалбуздаг и др., ощущение свободы и море эмоций. Это одно из моих мест силы.

«Высоко в горах. Дагестан» (смешанная техника)
«Вид из окна.Облака» (пастель)

Просто голову сносит от живописных видов, от этой дикой красоты, от мощи природы в Сулакском каньоне. Его красоту невозможно описать словами -это нужно увидеть. Горы, чистейшая бирюзовая вода и потрясающий воздух. Прекрасные новые образы для работ.

Вообще, путешествия всегда вдохновляют и впечатляют!

«Домбай» (пастель)

— Сколько занимает по времени создание работ?

— От недели-двух до полугода. Большая работа «Великая Африка» создавалась достаточно долго. Это тоже картина-загадка, в ней на центральном изображении слона зашифрован и сам континент и представители африканского животного мира.

«Великая Африка» ( тушь-перо)

Как я выбирала главного героя работы скажу сразу — мне очень импонируют слоны. В «Великой Индии» у меня тоже слон, вернее пара слонов (мать и ребенок: семейственность)-он олицетворяет мудрость, силу и благоразумие. Он символизирует в Индии и Африке такие качества, как достоинство, проницательность, интеллект, а также верность, миролюбие, долголетие, процветание, счастье.

«Великая Индия» ( тушь-перо)

Многие мои работы стали призерами на разных международных конкурсах. «Великая Африка» как раз становилась не раз победителем.

— Жаркая Африка вам пришлась по душе, значит вы любите теплое время года?

— А вот нет, мне ближе зима, холодное время года. Зимние пейзажи. Как и холодные цвета, которые я люблю и хорошо чувствую. Снежная зима с самого детства это самое любимое время. Палитра холодной зимы и при этом уютное настроение. Я даже отчасти теплые цвета делаю прохладнее в своих работах.

«Заснежило» (пастель)

— Считается, что человек, предпочитающий холодные цвета и зимние пейзажи, обычно живёт своей головой, проявляет интерес к мнениям окружающих и учитывает их, но всегда делает и поступает по-своему, не идёт на поводу у кого-то.

— Да, именно так. И жизнь постоянно преподносит сюрпризы. Невозможно раз и навсегда выстроить один сценарий и ровно по нему идти. Все время происходит что-то новое.

К примеру, случился вот такой интересный период, когда я преподавала в необычной школе, необычном месте- школе известного академика Михаила Петровича Щетинина. И попала я туда совершенно, можно сказать, случайно.

Это экспериментальная общеобразовательная школа, действовавшая в посёлке Текос Краснодарского края. Я за компанию поехала туда с друзьями, которые хотели попробовать устроиться на работу педагогами. Но в итоге я сама провела там четыре года -невероятный период и очень интересный педагогический опыт.

Как-то там в корпусе школы мы делали с детьми настенные росписи. Причем происходило это за три дня, параллельно с проводившимся ремонтом. Это была настоящая трудотерапия и мы справились! К тому же, я избавилась от страха работать, когда кто-то стоит за спиной.

В одной из ниш я делала на стене зимний пейзаж, а в другой березовую рощу. Мы все на личном опыте знаем, как легко дышится в березовой роще. Я решила, что такой пейзаж в интерьерах школы будет вызывать позитивные и приятные ассоциации. У нас с ребятами получился замечательный проект. Потом, уже дома, на память об этом березовую рощу я нарисовала пастелью.

«Зимний пейзаж» (настенная роспись в школе Щетинина)
«Березовая роща» (пастель)

— Я обратила внимание, что в ваших работах отмечена и тема Великой Отечественной войны

«Невернувшиеся. Письмо с фронта»

— Тема войны для меня очень тяжелая, она ведь каждую семью затронула. Я с детства со слезами на глазах смотрела фильмы, читала книги, посвященные Великой Отечественной войне. И вот эту картину, можно сказать, я выстрадала. Очень глубоко прочувствовала все, когда ее создавала, проникла в саму суть, в ткань прошлого, сердцем и душой проживая один из самых трагичных моментов истории.

«Невернувшиеся. Письмо с фронта» (тушь, перо)

Есть работы, посвященные другим, не менее героическим и трагичным событиям- «К 200-летию Бородино». Это гимн величайшему сражению той войны. Тут все символично- конь, павший воин- работа словно погружает зрителя в самый драматичный и решающий момент боя, делает его участником тех давних событий.

«Там, где исчезли герои..» (к 200-летию Бородино, тушь-перо)

— Конечно жанровое разнообразие работ ваших не может не поражать. Причем ваши техники поражают разнообразием не только художественных приемов, но и средств исполнения

— Все это разные периоды, да, все постоянно меняется и , как я уже говорила, постоянно появляется в жизни и в творчестве что-то новое.

Вот темпера на доске- я восстанавливала эту уникальную технику, вычитывала как Леонардо да Винчи это делал. Первые свои произведения мастер создавал темперой на досках. С темперой работали и многие другие знаменитые мастера эпохи Возрождения: Боттичелли, Микеланджело, Рафаэль. В России, кстати, техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.

«Портрет старика» (темпера)

— В ваших работах можно увидеть часто присутствующий текст. Такой визуальный прием, как нарратив, где текст и изображение находятся в постоянном взаимодействии. Текст неразрывно связан с работой и сопровождает ее сюжет.

— Да, к примеру в одну из моих знаковых работ «Вера» включен текст из «Отче наш». В портрете получился прообраз моего отца- он принял монашеский постриг и ему я посвятила свою работу.

«Вера» (тушь-перо)

Тут тоже очень много символов. Глаз, как духовно-религиозный символ, будучи органом зрения, тесно связан со светом, способностью духовного видения, познания и открытия истины. Храм (Церковь Покрова на Нерли-один из первых храмов на Руси), голуби, парящие на заднем плане (символ Святого Духа) -вера, краткость и чистота. Пара птиц олицетворяет любовь и верность. Сам портрет это вековая мудрость. Мудрость как символ скромности, некое созерцательное, уравновешенное состояние.

Суть данной работы можно процитировать словами великих: «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью» — Лев Толстой

«Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе»- Томас Харди

Я сама и иконы тоже писала и росписи делала- дух прадеда во мне присутствует, конечно. С вдохновением как-то монашескую трапезную расписывала.

— Если говорить о знаковых для вас работах, какую вы еще можете назвать такой?

«Нити времени» — значимая работа для меня. Круговорот жизни. Белая лошадь в изобразительном искусстве это символ жизни, черная- смерти. Солнце и Луна –начало и конец дня(жизни). Все мы рождаемся, все идет по кругу, куда-то стремимся, спешим, на что-то надеемся, и только время способно выбирать, жить нам или умирать.

Часы символизируют наш промежуток времени. Ребенок (Ангел)выбирает, какую нить взять. Малыш осторожно рассматривает и решает. Лошади перемещают человека в пространстве. Философия в чистом виде.

«Нити времени» (тушь-перо)

— Животные настоящие и мифические в ваших работах в огромном количестве присутствуют

— Я люблю очень животных! Часто принимаю участие в анималистических конкурсах, являюсь призером во многих из них. Иногда иду по городу и вижу котиков в ростовском дворике- вот готовый сюжет для работы.

«Ростовский дворик» (пастель)

А в работе «Кошачий камуфляж» тоже есть маленькая загадка (шутка). Сколько кошачьих зашифровано в данной картине?

«Кошачий камуфляж» ( тушь-перо)

Я даже как-то получила приз за эмоциональное восприятие мира со своими кошачьими, еще будучи членом молодежной секции СХР . Это работа « Коты или Безоблачная жизнь»

— С котами понятно, а другие образы где берете? Знакомые, прохожие?

— И знакомые иногда вдохновляют (образ студента в работе «Размышления о вечном» и ученицы в « Откровения…») и образы незнакомых людей. Вот, к примеру, была одна женщина, мне история ее жизни настолько легла в душу и я ее прочувствовала, что все это легло в основу картины « Эффект бабочки». Люди, события, эмоции- все это становится сюжетами работ.

«Ожидания…» ( из серии- Антропософия красоты), 2022г ( картон, смешанная техника)

«Откровения…»( из серии — Антропософия красоты) 2022 ( картон, смешанная техника)

А бывает образы рождаются прямо из книг. Таков мой Сантьяго Пауло Коэльо. Однако, образы не только героев книг, но и писателей и их творчества становятся объектом для работы-загадки. Такой стала работа « Врач без пациентов». В портрете прославленного писателя Чехова А.П. зашифрованы его произведения: «Вишневый сад», «Человек в футляре», «Толстый и тонкий», «Детство», «Чайка». Безумно интересно наблюдать, как зрители на выставке начинают узнавать персонажи.

«Врач без пациентов» ( тушь-перо)

— Конечно, остается только удивляться и поражаться вашей фантазии, работоспособности, продуктивности и абсолютной отдаче своему делу.

— Выражение себя через искусство мне лично приносит неподдельное удовольствие, и я часто знакомлюсь с людьми, которым нравятся мои работы, это очень приятно. Потому что это взаимный процесс общения: ты видишь отдачу, когда зрителям нравятся твои работы. Значит, ты не зря трудился, передавал своё внутреннее ощущение мира. Ведь миссия художника – помочь людям увидеть мир по-новому, вдохновлять, пробуждать эмоции и внести некую поэзию в наше существование.

«Снегурочка» (автопортрет) тушь-перо

С художником беседовала Оксана Мордовина