ЧТОБЫ РИСОВАТЬ И ВИДЕТЬ, КАК ХУДОЖНИК, ПЕРЕКЛЮЧИТЕСЬ В ОСОБЫЙ РЕЖИМ ВИДЕНИЯ. «СВОЙ ВЗГЛЯД» ПЕТРА ЖАЙВОРОНСКОГО

ЧТОБЫ РИСОВАТЬ И ВИДЕТЬ, КАК ХУДОЖНИК, ПЕРЕКЛЮЧИТЕСЬ В ОСОБЫЙ РЕЖИМ ВИДЕНИЯ. «СВОЙ ВЗГЛЯД» ПЕТРА ЖАЙВОРОНСКОГО

01.10.2024 Автор Оксана Мордовина 244

«Все просто в творчестве. Вернее, просто и сложно. Натура у меня такая: когда я какое-то дело начинаю, то долго поначалу раскачиваюсь. А когда уже собрался, начал, то как паровоз на всех парах мчу, чтобы сделать это как можно лучше.. »

Художник — это абсолютно творческая профессия. Художник должен обладать чувством прекрасного, он должен мыслить нестандартно. К тому же, как правило, художники — люди очень увлекающиеся. У художников своя миссия, свой язык, свое понимание мира. Вместе с тем, влияние художника на общество всегда было и остается заметным.

О том, какую задачу в своей миссии художник видит главной, а также об особенностях этой творческой профессии: как избавляться от аппликативности и где искать вдохновение- об этом поговорим сегодня с нашим новым героем- художником Ростовского регионального отделения Творческого Союза Художников России, руководителем секции «Искусствоведение» в ТСХР, Петром Петровичем Жайворонским в рубрике «Герой дня».

— Самый первый вопрос, конечно хочется задать про ваш уникальный стиль. Ведь стиль — это почерк, по которому можно узнать художника на любом вернисаже

— Почему туманно?

— Да, что за прием такой интересный, о котором люди так много говорят после ваших выставок

«Корсунь. Владимирский собор»
холст, масло

— Туманность , или как его еще называют «взгляд сквозь запотевшее стекло»..

А на самом деле это «сюжет» — я подчеркиваю, что это именно сюжет, который наглядно иллюстрирует трагикомические отношения художника и общества.

Вот смотрите, многие люди привыкли воспринимать все буквально и просто. Они видят чашку кофе на столе- значит это чашка кофе. И это никак не может быть ничем другим. Люди привыкли видеть все просто, порой настолько просто, что многое не замечают..

— Но если вспомнить детство — часто ребенок берет и рисует чашку треугольной. Он такой видит ее и ему совсем не важно, что в жизни она не сможет стоять на столе. С возрастом многие теряют способность видеть окружающий мир по-особенному..

— Именно. Когда мы учились, нам говорили «Вы пишете предметы, фигуру, портрет и должны понимать состояние этого предмета или фигуры не как вырезанную аппликацию- приклеенную, а находящуюся в среде.

К примеру, когда мы изображаем зеленую траву, выкрашиваем бумагу зеленой краской.

И вот мы видим, что наша зеленая выкраска совершенно отличается от того, какая она на самом деле. А все потому, что в природе эта зелень погружена в свето-воздушную среду, подвержена влиянию физических процессов, и в какой-то степени настроению художника.

— Вы имеете в виду, что преподаватели всегда боролись с эффектом «фотографичности»?

— Аппликативности, скорее, — когда берут и просто приклеивают предмет или фигуру с четко обрезанными краями к фону.

Художник на то и мастер, чтобы все это погрузить в среду, ни больше ни меньше.

Возможно, у меня в работах чуть сильнее работает это погружение- получается такой эффект тумана.

«Зимнее солнце. Городская архаика»
холст, масло

Я очень люблю посещать «Эрмитаж». Там очень много и долго можно ходить, рассматривая работы великих мастеров. Приезжая не в первый раз, уже идешь в какой-то конкретный зал, чтобы присмотреться, вдохновиться, поучиться.

И скажу вам, вот , к примеру, у Рембрандта нигде нет этой приклеенности, все погружено в пространство, все взаимосвязано со средой.

— Получается, художники используют различные способы изображения пространственных отношений и только тогда достигают желаемого результата?

— Как нам говорил один преподаватель, вспоминая песню Высоцкого, в которой есть строки

«Отражается небо в лесу, как в воде, И деревья стоят голубые..»

Так оно и есть, он говорил-верх деревьев будет холоднее, низ теплее и все друг в друге отражается. Одним словом- среда.

«Пристань в Балаклаве»
холст, масло

— Выходит, предмет вписывается в окружающую среду и тогда только на картине создается живописное единство.

— Все просто в творчестве. Вернее, просто и сложно. Я по натуре своей педантичный человек, и если я что-то начинаю, то чувствую, что нужно где-то больше в среду погрузить и в итоге получается сильнее, чем у других.

— Это педантичность или увлеченность?

— А знаете, одновременно и то и другое. Натура у меня такая: когда я какое-то дело начинаю, то долго поначалу раскачиваюсь. А когда уже собрался, начал, то как паровоз на всех парах мчу, чтобы сделать это как можно лучше. В творческом процессе увлекаешься независимо ни от чего.

— Я думаю, что эта черта- удел именно творческих людей, я сама такая же..

— Да, раскочегаришься и, подбрасывая уголь в топку вдохновения, мчишь вперед!

К тому же, интересно доделать начатое так, чтобы хорошо получилось. Я всегда в процессе сравниваю с какими-то эталонами.

С годами ты еще сильнее все чувствуешь, как в своих работах, так и в чужих. После посещения музеев, эти ощущения обостряются сильнее. Начинаешь подрисовывать, убирать, корректировать у себя и помогать другим.

«Хмурый день. Ограда вековая»
тонированная бумага, карандаш

— Я знаю, Вы сейчас занялись преподавательской деятельностью и мне кажется ваше умение скорректировать ребятам как раз помогает в учебе. Да и вообще, когда увлеченный человек занимается с подрастающим поколением это большой вклад в культурную жизнь общества. Вы своей увлеченностью их увлекаете в процессе.

— Да, я недавно стал преподавать, второй год как. На кафедре рисунка был, а сейчас на кафедру живописи перешел. С точки зрения творчества мне преподавательская деятельность очень нравится- меня молодежь заряжает и бодрит. Друг от друга мы заряжаемся энергией и процесс этот становится обоюдно полезным. Меня вдохновляет это.

— Как раз про вдохновение я и хотела спросить. В чем Вы еще находите вдохновение?

Места, события, сюжеты из истории, литературы?

— Вообще, я могу долго рассказывать о том, что меня вдохновляет! Художники это такие люди интересные — невольно идешь и вдруг раз, и какой-то кусок дома интересный увидел, или проезжаешь на автобусе и вдруг замечаешь здание, и думаешь вот он, сюжет, вот его нарисовать надо!

— В Ростове еще остались живописные уголки, я права? Которые неизуродованы после очередного неудачного ремонта и сохранили свою самобытность ростовскую

— Да, еще много всего, но много и испорчено нововведениями бездарными. Художнику в итоге на холсте все всегда приходится корректировать. Когда в итоге все отсекаешь и убираешь из пейзажа ненужное, получается очень красиво. Люди потом удивляются и говорят это сказка какая- то! А на самом деле это все уголки города, его образы.

«Дворик»
тонированная бумага, карандаш

Зрители на выставках порой простому удивляются- я убрал с дома, который писал кондиционеры- и пейзаж другим уже совсем видится. Вот если бы так в жизни можно было лишнее со старых домов убрать- каким бы красивым стал наш город!

Я даже сталкивался с тем, что изображал место, а люди, которые живут там мне потом с удивлением говорили, что не замечали как там хорошо и красиво. Люди привыкли к тому, что в быту многого не замечают, упускают..

— А как Ростов на вас действует? Вдохновляет?

— Я сам родился в Ростове. Люблю этот город. Какие-то вещи, которые происходят сейчас с городом, конечно мне не нравятся, но увы, мы не можем никак повлиять на это. Но можем запечатлеть и сохранить красоту в своих работах. Хотелось бы, чтобы отреставрировали и восстановили облик старого Ростова. Это ведь нормальная мировая практика, это сохранит нашу историю.

При реконструкции городских зданий и строительстве новых обязательно должны быть художники. Ведь новые проекты просто невозможно порой вписать в старый центр. Они становятся монстрами в жизни.

«Перекресток на Большой Садовой»
тонированная бумага, пастель, карандаш

— Вы умеете подмечать все детали, я вижу это в ваших работах. Мне кажется, именно в деталях одна из прелестей старого Ростова.

— Да, правильно. И все это все хочется и нужно сохранить!

«Старое пальто»
холст, масло

— Сразу чувствуется, с каким теплом Вы говорите о Ростове, как бережно относитесь к нему. Тем не менее, в другие города путешествия наверняка любите?

— А кто ж их не любит! Вот в Крым не так давно повезло попасть. Это было очень здорово!

Мы ездили на пленер с этюдниками, красками. Сделали там много пейзажей. Севастополь, Херсонес.. Античный город. Действительно потрясающее место. Пописали мы там от души. Крым это своеобразная Мекка для художников.

«Руины базилики в Херсонесе»
холст, масло

— Вы на пленере предпочитаете работать?

— Начинаю обычно набросок я на пленере. Нужно сесть, схватить пейзаж, прочувствовать его,

потом сфотографировать. И после этого дорабатывать, доводить его до финала. Без пленера невозможно.

Одну работу я делаю обычно долго- месяц примерно кроплю, что-то переделываю постоянно в процессе. Пишу я маслом. Хотя и графику люблю.

«Из глубины веков»
холст, масло

Графикой мне нравится заниматься. Карандаш, уголь, неторопливость процесса.. Это увлекательное занятие, которое может принести много удовольствия.

Карандашная графика позволяет художникам выразить свои идеи и мысли в чёрно-белом варианте, без использования цвета.

В графике, как и в живописи, интересно писать портреты. Правда не всегда на это есть время.. Но это очень интересно! К примеру, я рисовал разные типажи донские.

«Старая казачка Анна Мартынова»
тонированная бумага, карандаш

— Донской типаж имеет в себе нечто особенное. А наш Донской край — очень живописный регион, с большим потенциалом. Он славится наличием исторических памятников и прекрасной природы

— Мои предки из станицы Багаевской. Я очень люблю это место, оттуда мои казачьи корни.

Потому и в творчестве это нашло отражение- много рисунков сделал: портреты, пейзажи разные донские.

«Дворик при курене»
тонированная бумага, карандаш

Я сам половину жизни проводил в станице. И всегда с пиететом отношусь к этому месту.

Ведь по сути, хоть и живу я в Ростове, но сам по себе я такой половинчатый- станично-городской, можно сказать. И этим горжусь!

В детстве меня научили петь казачьи песни, я знаю их много. С самого детства я проводил много времени в станице у бабушки и роман «Тихий Дон», можно сказать, перед моими глазами проходил.

От старших я слышал рассказы о прошлом станицы, о сложных годах Гражданской и Великой Отечественной войн, о буднях в быту и о казачьих праздниках. Очень я любил станичные праздники, плясать маленьким просто обожал, купаться в реке, бегать по полям, когда солнце и так здорово жить!

С творческой группой «Мишкинские бугры» сейчас мы ездим на пленер. Мне очень нравятся эти поездки, я там отдыхаю душой и вдохновляюсь Донским краем!

«Пристань в станице Елизаветинской»
тонированная бумага, уголь

— При всем вашем внешнем спокойствии видно, что в вас бурлит неуемная энергия! А работы у вас такие, что можно, наверное, сидеть и, глядя на них, медитировать. Из моих личных впечатлений скажу, что ваши работы буквально наполнены светом, его переливами. И в каждом полотне играет необыкновенная «космическая музыка», которая успокаивает ..

— Учитывая мою энергию, тем не менее, я люблю спокойный темп, предпочитаю идти ровно. Поэтому мои работы, наверное, с медитацией и связывают. Эта медитация на холсте с нотками сказочности стирает все грани, открывает перед зрителем дверь в другое измерение..

«Сумерки Грезы минувшего»
холст, масло

— Если бы люди лицезрели только плоский мир, было бы скучно. Для этого нам дано искусство- все картины это маленькие окошки в другие миры, везде они разные, это ведь интересно! Это разнообразит и делает цветной нашу жизнь.

А какую из своих работ Вы считаете самой значимой?

— Одной из таких работ я могу назвать «Бородино». Это была очень сложная и в каком-то смысле эпохальная работа. Был юбилей Бородинской битвы и тогда я сделал натюрморт.

Это практически единственный натюрморт у меня.

«Оружие поля Бородинского»
холст, масло

Идея была в том, чтобы показать Бородино не через фигуры, не через изображение сражения, а через предметы.

Я дотошно искал как выглядит оружие, которое было использовано в битве. Ведь предметы это свидетели эпох, истории. Основой составления этого натюрморта был такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема работы будут выражены наиболее четко.

Я поехал в Новочеркасск, в музей казачества, там кое- что подсмотрел, много перелистал литературы, послушал специалистов. И вот получился такой неожиданный для меня и для тех, кто меня знает, натюрморт.

Это было очень сложно, но очень интересно! Я очень переживал, чтобы не было ошибок в моей работе. Ведь любая ошибка могла перечеркнуть всю историческую достоверность.

— В этом проекте художник в вашем лице стал еще и летописцем истории. Хочется лишний раз отметить, что роль художника в современном обществе является важной и неотъемлемой. Художники имеют огромное влияние на культуру и общественную жизнь

— Вообще, можно сказать, это лейтмотив творчества художника. Это благородная роль- работать на подъем культуры в обществе. Ведь так или иначе, люди приходят на выставки, любуются картинами, замечают прекрасное и это в любом случае влияет на человека в высоком смысле слова.

Чтобы человек был не только потребителем продуктов, а как духовное существо развивался,

совершенствуя культурное общественное начало- вот главная задача художника, а также достучаться до сердца зрителя, чтобы его искусство было постоянно нужно людям.

С художником беседовала Оксана Мордовина