БЛИЗКО К СЕРДЦУ: ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА
05.03.2024 1253«Я считаю, что наш необыкновенный город просто обязан иметь свои оригинальные штрихи в портрете. И для этого у нас все уже есть»
История декоративно-прикладного искусства насчитывает не одну тысячу лет. Первые образцы этого искусства и вовсе относят к первобытной эпохе. А такая творческая деятельность как дизайн в нашу жизнь вошла, можно сказать, сравнительно недавно. Однако, настоящее искусство не имеет временных границ. Творческие люди генерируют свои идеи, постоянно развивая различные его области.
О декоративно- прикладном творчестве, а также о том, как дизайнеры «возвращаются к корням» и усиливают самобытность, мы сегодня поговорим с доцентом кафедры «ДиКИЛП» ДГТУ, кандидатом педагогических наук, членом Союза художников России и Творческого союза художников России (руководитель секции ДПИ) Мариной Михайловной Головановой.
— Вопросы о том, что разделяет и разделяют ли вообще дизайн и искусство являются весьма запутанными и обсуждаются в течении очень долгого времени. Вы — и художник, и дизайнер. В чем же заключается разница между этими понятиями?
— Хорошее произведение искусства вдохновляет, а хороший дизайн мотивирует. Мы разделяем все это -есть искусство, а есть дизайн.
Искусство это штучный продукт, дизайн же ориентирован на массовое производство. Так, когда речь идет о дизайне интерьера, мы используем там продукты массового производства. Целью дизайна , как правило, является мотивация аудитории делать что-то: купить товар, воспользоваться услугой, посетить место, получить определенную информацию. В дизайне не создают работы исключительно для самовыражения, хотя и это в проекте каждом присутствует- дизайнер тоже художник.
— Сейчас дизайн оказался крайне востребован в нашей повседневной жизни. Какие тенденции определяют развитие дизайна в последние годы?
— С течением времени развивается и индустрия дизайна. Эволюционируют постоянно различные ветви дизайна, открываются какие-то потрясающие новые перспективы. Сейчас, к примеру, огромные возможности у нас в виртуальном пространстве. Графический дизайн, веб-дизайн постоянно модернизируется, как и каждая область дизайна, они привязаны к актуальным тенденциям развития нашей жизни.
Часто случается, что продукты творческой деятельности остаются и просто в цифровом виде- это тоже тенденция времени. Сейчас даже в цифровом формате есть произведения искусства.
— В современном дизайне сочетаются элементы искусства, традиции и обычаи людей, населяющих разные уголки нашей планеты. Существует ли негласное понятие «ростовского дизайна»?
— Я думаю, что все особенности нашего города складываются именно из южного темперамента ростовчан. Согласитесь, ведь с этим нельзя поспорить- у нас и мода немного своя, дизайн тоже индивидуален, искусство такое же- мы любим яркое, у нас солнце, юг. Мы, южане, любим отчасти что-то цветастое, экстравагантное, затейливое.
Ведь все это связано с теми разными народностями, которые живут у нас на Дону. Донская земля приветливая и гостеприимная, поэтому у нас тут много людей разных национальностей. Все это перемешивается у нас и получается свой какой-то, донской замес яркого, самобытного.
Конечно мы ориентируемся и на мировые тенденции, все это нам не чуждо, все притягивается и ассимилируется в нашем дизайне. Но все равно свой отголосок транслируется через наше южное видение характерной культуры. От этого никуда не деться и это нас отличает от других.
У нас всегда будет свое лицо во всех областях, нам просто надо больше работать, чтобы это было заметно, ведь в развитии туристической привлекательности мы делаем ставку на самобытность нашего края. Время строить наш личный бренд в разных видах деятельности и искусства.
— В этом деле, наверное, сейчас очень помогает графический дизайн — та область, которая занимается визуализацией брендов, дизайном внешней среды, рекламной графики?
— Графический дизайн – это очень интересная сфера. Тут выступает компьютер как один из инструментов дизайнера, по сути, как карандаш, или ручка. Но при этом он обладает набором своих особенных цифровых возможностей. Это инструмент в руках художника, дизайнера.
Графический дизайн нужен для создания привлекательных и эффективных визуальных решений, которые помогут привлечь внимание людей и удержать их интерес. Конечно, графический дизайн – одна из основ продвижения любого бренда.
— Признаюсь, в Вас сразу виден образ хорошего педагога — очень понятно и доступно все объясняете. Чувствуется воспитание художественно- графического факультета педагогического института, на котором Вы учились. Очень здорово, что продолжается добрая традиция передачи качественного образования.
— Моя бурная педагогическая деятельность в ДГТУ определилась как-то сама по себе — я занимаюсь тем, что мне нравится и получаю удовольствие от общения со студентами. Такая отдача, как от ребят, всегда вдохновляет на новые планы и проекты.
У нас сложилась своя специфика педагогической деятельности — мы не выступаем как педагоги, которые транслируют какие-то знания. Мы работаем с малыми группами студентов, у которых свой индивидуальный проект и педагог в этой ситуации выступает как сотворец.
Мы советуемся вместе, мы на равных работаем над проектом, нам нужно и важно получить хороший результат.
— Ведь действительно считается, что студент — это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь.
— Да, именно. Сотворчество преподавателя и студента – один из аспектов творческого развития . У студентов постоянно появляются какие-то креативные находки, у меня какие-то открытия. И конечно же мы все растем в этой ситуации -и я расту как преподаватель, и студент становится специалистом в своей области.
Я всегда оцениваю выпускные квалификационные работы студентов и как свою деятельность и работу. Смогла ли я человека раскрыть, вывести на какой-то уровень, чего-то достичь, а также где какие недоработки, где остались пробелы.
Часто приходят коллеги на оценку наших совместных работ, приходит и председатель ростовского отделения Союза дизайнеров России- Сергей Дмитриевич Михеев. Все они нам дают советы с высоты своего опыта. Все это тоже совместное творчество, взаимодействие, рост.
— Одно из направлений, которым Вы занимаетесь со студентами это конструирование изделий легкой промышленности. Честно говоря, я искренне удивилась, узнав об этом. Прежде всего тому, что у нас в городе это востребовано.
— Да, сейчас это направление относится к ДГТУ — мы готовим специалистов по «конструированию изделий легкой промышленности»: конструкторов и визуализаторов одежды, технических дизайнеров. Такое образование позволяет организовать собственное производство швейных изделий различного ассортимента, конструкторское бюро, интернет-магазин лекал или магазин готовых изделий.
Это большое направление и зря многие думают, что легкая промышленность канула в лету.
Студенты учатся на специальных программах- конструирование, макетирование, строят выкройки изделий, распечатывают и шьют по ним изделия.
Мы готовим конструкторов одежды. Несмотря ни на что, легкая промышленность у нас выжила и сейчас все ориентировано на развитие этой отрасли. Высокий спрос рождает необходимость в специалистах. Студенты изучают весь ассортимент одежды- мужской и женской.
К тому же, по направлению «Конструирование изделий легкой промышленности» на кафедре работает научный студенческий кружок по актуальному направлению «Цифровое проектирование одежды», научный руководитель доцент Рукавишникова Анна Сергеевна, кандидат технических наук, основатель онлайн образовательного центра конструирования и дизайна одежды на Юге России, автор уникального издания «Энциклопедия мужской одежды в технических рисунках»
А я позволю себе забежать вперед и с вами поделиться нашими идеями женского образа. Сегодня понимание моды для каждого своё, но всё больше людей поддерживают идею, что стиль должен быть лёгким и ненавязчивым, но при этом эффектным и выделяющим вас среди других.
Тут опять же хочется сделать акцент на наш донской регион. В стилистике ростовской женской одежды мы видим что-то яркое, пестрое, легкое, щебечущее. Образ легкой девушки -весны — именно такой мы видим ростовчанку. В совокупности с ее природной женственностью и южным колоритом такой образ позволит ей вдохновлять окружающих.
Я считаю, что наш необыкновенный город просто обязан иметь свои оригинальные штрихи в портрете- свой костюм. Для этого у нас есть направление «дизайн костюма», откуда мы выпускаем узко направленных специалистов.
— Действительно, очень хочется, чтобы и местные жители, и приезжающие туристы, и потенциальные гости знали, что ростовская продукция означает качество и аутентичность, отражает местный колорит и культурный код. В других регионах нашей страны , как считаете, знают что-то о векторах развития у нас в этой области?
— Конечно, мы стараемся постоянно демонстрировать свои идеи. Тому яркий пример — моя коллега, Мария Валерьевна Дружинина. Под ее руководством наши студенты и выпускники завоевывают призовые места на всероссийских конкурсах, из последних достижений: Международный конкурс молодых дизайнеров и модельеров «Подиум-2023», проходивший в «Сочи Парк Отеле» принес победы нашим дизайнерам Кристине Соловей, Арине Григорьевой, Марте Лерх, Лидии Швидкой.
Кристина Соловей, финалистка XIII Международного конкурса «Русский Силуэт» с
коллекцией «Ласточкино гнездышко», Ростов-на-Дону, получила стажировку в Доме моды
Сергея Сысоева.
Трое наших выпускниц 2022 и 2023 года, молодые дизайнеры одежды, вошли в ТОП-10
«Перспективные марки и новые имена 2023» в дизайнерском рейтинге известного
российского аналитика моды Александра Хилькевича.
В Ростове создается своя линия костюма и над ней нужно работать. Нас знают, но мы должны чаще о себе заявлять. Пока мало людей в этом задействовано и нужно еще и еще привлекать к этой теме людей, чтобы развиваться и совершенствоваться.
Сотворчество со студентами помогает нам в развитии творческой активности студентов в процессе изучения и создания костюма.
— В здании ДГТУ, насколько я знаю, было даже организовано для студентов свое выставочное пространство «Цоколь», которое стало необычайно популярным.
— Это организовали преподаватели нашей кафедры в нашем университете. Жажда творческой деятельности у нас всегда была и есть. Это двигатель всего.
Мы организовали внутри университета такое пространство, где ребята могут показать себя и посмотреть другие студенческие выставки. Сделано это было с целью создать внутри вуза комфортную, вдохновляющую атмосферу, поддержать творческую активность студентов и обеспечить место для обмена идеями.
Преподаватели тоже с удовольствием заходили в «Цоколь». Там можно было увидеть работы студентов и преподавателей из разных вузов Ростова и области. Мы с моей коллегой- художником Верой Шепиловой открывали там экспозицию «Особый эфир».
Выставка представляла собой картины, выполненные высококачественными красками на натуральном шелке и хлопке. Иными словами Батик.
— Батик это довольно тонкая и кропотливая работа. Современный батик сочетает в себе художественные приемы многих изобразительных искусств — акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Какой в Ростове батик?
— Самобытность — основа самоиндентификации людей. Носителями, хранителями уникальной культуры провинции выступают народное искусство, народные художественные промыслы.
То, что мы рисуем, наше рукотворное творчество, становится все более и более предметами уникальными.
У нас в Ростове, как я уже говорила, есть свой особенный колорит во всех областях искусства и нам обязательно нужна своя школа батика.
Батик — это моя любовь с первого взгляда. Познакомилась я с ним на занятиях по художественной росписи тканей в институте и увлеклась. Из шелка и красок можно сотворить настоящее чудо. Этот вид творчества покорил мое сердце. Загадочный, цветастый, яркий батик всегда привлекает много внимания на выставках.
Вам нравится удивлять окружающих? Усидчивость и упорство – это ваша черта характера? Тогда вашим увлечением должен стать батик!
Но восхищаться батиком это одно, а создавать свой шедевр это совсем иное. Батик это очень непростая технология. Процесс создания настоящего батика очень сложный и занимает много времени. Он отчасти поэтому и непопулярен среди художников.
— В росписи по ткани вы не имеете права на ошибку, я правильно понимаю? Ошибки, дефекты и их устранение при работе над батиком это еще сложнее, чем сама техника росписи?
— Да, это так. Но тем не менее, не стоит сразу огорчаться и думать, что работа испорчена, есть не один способ как это можно исправить. И еще, открою секрет, для работы над батиком нужно хорошее настроение, потому что батик — это такая техника, где радость является составным компонентом.
Батик это мое основное направление, в котором я развиваюсь. Со временем я нашла единомышленников. Одна из них — Вера Анатольевна Шепилова, моя подруга, мой боевой товарищ на поле творчества и работы. Дружим мы со студенческой скамьи, работаем тоже вместе, на одной кафедре «ДиКИЛП» ДГТУ. Везде, где я говорю «мы» , это про меня и Веру Шепилову. У нас есть любимая работа и есть батик. Более того, мы считаем, что это наша миссия.
Впервые определение «школа ростовского батика» я услышала от ростовского искусствоведа Валерия Васильевича Рязанова. Увидев выставленные работы студентов на защите выпускных квалификационных работ на нашем любимом художественно- графическом факультете, он встал и сказал: Это похоже на формирование ростовской школы батика!
И я в тот момент подумала: Вот! Именно так! То что надо!
— У ростовской школы батика есть свой какой-то секрет, какая-то хитрая технология или стиль «nouveau»?
— Мы до сих пор этот секрет ищем, вроде чувствуем, нащупали что-то самобытное, наше, но пока не можем сказать, что школа эта сформирована- еще мало мастеров у нас, занимающихся этим направлением. Мы ищем их и всячески привлекаем.
У нас есть сильные учителя. Александр Яковлевич Пучеглазов- человек потрясающих умений и навыков, один из тех, кто занимается этим направлением. Он дает всегда прекрасные советы, всегда поддерживает и помогает, это Педагог с большой буквы. Мы на него ориентируемся.
Как раз недавно, на отчетной выставке ростовского отделения Союза художников России он сделал настоящий подарок для всех- две новые работы! Такой мастер и его творчество это мощное усиление для нас, для нашей школы. Ждем от него еще работы.
— В батике не один способ нанесения красок, насколько я знаю. Какая техника Вам ближе?
— Скажу сразу, я люблю больше горячий батик, там больше возможностей для творчества. Он более непредсказуемый, более спонтанный, более эмоциональный. Непредсказуемость это ведь всегда интересно.
— Действовать в непонятной ситуации интереснее?
— Да, горячий батик тем и интересен –мы заливаем те части, которые не будем расписывать.
Работа вся закрыта воском, мы ее не видим и по сути мы можем только угадывать , какой результат получится. Когда снимаем воск в конце, мы, по сути, знакомимся с работой.
Ожидания и результат. Неожиданное и ожидаемое. Всегда непредсказуемо.
В других областях облегчаются технологические процессы, появляются новые материалы и возможности упростить, в батике же все по старинке. Технологии практически не меняются.
Холодный батик был придуман в советские годы — для простоты массового производства. Это давало возможность быстро делать платки с росписями в артелях.
Я скажу так. Батик хоть и не наше коренное искусство, но оно давно ассимилировало, и мы можем сказать, что это уже наше, невероятно родное, очень близкое.
— Батик это целый мир шелковых фантазий, причудливых узоров, изящества и красоты. Любая женщина об этом мечтает. Вы наверняка делали и одежду, расписанную в этой технике?
— Да, конечно делаем и одежду , и сценические костюмы. Делаем также аксессуары- шарфы, платки и палантины. Чаще все это делается на подарок- всегда приятно близким и друзьям преподнести уникальный подарок, сделанный своими руками.
В создание своих работ мы, как правило, не вкладываем коммерческую составляющую — тем самым даем себе больше возможностей для творчества. Мы не ставим себе рамки и не даем задания, как при заказе.
Ведь часто стремление продать мешает, хочется угодить людям, начинаешь подстраивать работу под чужие желания. А так, я могу дать волю творчеству- мне не важно продастся это или нет. Я просто творю в свое удовольствие. У меня есть такая возможность и я этому очень рада. Это мой вклад в искусство.
— За последние годы в разы увеличилось количество ваших батиков. На каждой выставке я вижу все новые и новые работы. Времена года сменяются состояниями души, воображение и фантазия сочетаются с креативом- у вас постоянно новые замыслы.
— У нас все время куча идей для интересных проектов. Вот, к примеру, тематические проекты. Обычную сборную выставку сделать всегда проще, а под одну тему все собрать и стилизовать это гораздо сложнее.
Выставки «Прогноз погоды» и «Дом у моря» — как раз такой пример. Мы попробовали и у нас получилось! И мы стали делать еще выставки, объединенные одной тематикой.
Вспоминаю часто, как создавался проект «Дом у моря» — по итогам отпуска. Мы поехали на море и прямо там рисовали, взяв все с собой, что нужно было. Морской пленер.
У нас был большой балкон- батик требует большой горизонтальной поверхности. На балконе как раз было удобно и не было солнца во второй половине дня. Набравшись впечатлений от прогулок и присмотрев сюжеты, я там вдохновленно рисовала. Это были собирательные образы по моим впечатлениям, которые я выносила на ткань. Было потрясающе интересно!
«Прогноз погоды» мы решили создать по настроениям природы. Всегда хочется придумать что-то необычное. А тут необычное в обычном. Вот, совсем рядом- удивительные состояния природы, которые вызывают бурю эмоций в душе человека.
Немного солнца в дождливый день, пасмурно, морозно. Все это впечатляет. Снег выпал и ты думаешь боже какая красота, надо этот момент запечатлеть. И начинаешь рисовать.
Дома к моим таким творческим странностям все давно привыкли и положительно относятся. Творческий человек всегда впечатлителен. Я просто завтрак даже брошу, чтобы зарисовать, момент прихватить, если увижу как мимо окна красиво падает снег.
— Художественный образ нашего города, какой он у вас?
— Город наш я очень люблю, я сама- ростовчанка, и за те годы, которые тут живу, сложился свой собирательный образ и даже не один. Я не люблю фотографичность. Мне нравится изображать свои ощущения от города.
У нас есть задумка большого проекта, посвященного как раз нашему донскому региону. Хотим сейчас на этом сосредоточиться. Цель такого проекта — привлечение внимания через творчество к уникальному культурному и духовному наследию, истории нашего края.
Как я уже говорила, пока нас не так много, но мы собираем мастеров. Надо поднажать, чтобы появилось устойчивое определение «Школа ростовского батика»- школа, со своими традициями. Мы постоянно работаем, постоянно выставляемся, постоянно генерируем новые идеи. Новые мастера понемногу появляются, остается только усилить наш союз, объединив силы.
Художник должен быть постоянно в тонусе, нельзя сидеть и ждать одно только вдохновение, нужно работать каждый день — тогда все удастся!
С художником беседовала Оксана Мордовина