АРМЯНСКИЙ ПРАЗДНИК ВАРДАВАР

АРМЯНСКИЙ ПРАЗДНИК ВАРДАВАР

16.07.2023 Автор Георгий Багдыков 432

   Вардавар  — один из излюбленных в армянском народе праздников. Этот праздник очень любили донские армяне. Согласно обычаю в этот праздник принято обливать друг друга водой. Некоторые учёные считают, что Вардавар связан с культом древнеармянской богини Астхик — богини любви и красоты, водной стихии и плодородия. Отсюда и традиционное обливание водой друг друга. Этот праздник очень древний, он перешёл и в христианскую армянскую культуру. После принятия христианства в Армении праздник претерпел некоторые изменения. На сегодняшний день его отмечают как церковный праздник Преображения Христа.

   То есть Вардавар — армянский праздник в честь Преображения Господня. Отмечается через 14 недель после Пасхи. Во время праздника все искренне радуются, веселятся, как дети, обливая друг друга водой. Донские армяне этот праздник называли Вартевор или Ваштевор.

По мнению некоторых учёных-историков, праздник связан с Великим потопом. По легенде, в память о Потопе Ной наказывает своим сыновьям обливать друг друга водой.

   В 2020 году с ростовским краеведом Оксаной Мордовиной я написал брошюру «Прогулки во времени. Забытый сад», в которой мы рассказали о том, как в саду монастыря Сурб Хач отмечали Вардавар.

   На мой взгляд, интересны воспоминания известного общественного деятеля Нахичевани Келле-Шагинова о Вартеворе (Вардаваре). Вот как Келле-Шагинов вспоминает об этом празднике: «На Преображении в «Вартевор», который приходился на l00-й день от Пасхи, приблизительно между 1-м и 20-м июля, в день престола «Сурб Хач» бывал особый наплыв народа к монастырю. Кроме Нахичевани, прибывали на этот праздник из пяти армянских сёл поселяне, заполняя весь двор монастыря и площадь за оградой. Всей семьёй приезжают и два дня под открытым небом проводят. Все поселянки в самые яркие цвета наряженные, а девушки — в шапочках, шитых золотом. Нахичеванские богатые семьи устраивали под деревьями обширные палатки и шатры на случай дождя, чтоб было где укрыться, арендуя заранее места вдоль главных аллей, украшали стены коврами, привозили заранее столы и стулья, располагались на широкую ногу — самовары, и шашлык — посылали прислугу, которая там же ночевала. Кто поскромнее, располагались на травке. Оркестры музыкантов обходили от одной группы к другой. Поиграют две-три пьесы получат чаевые, отходят, тогда другая партия повторяет то же, словом, музыка непрерывно всё время играет. Попы, в свою очередь, с крестами обходят тоже, получая свою мзду в пользу церкви также. Веселье, попойки, пляски кругом на полном ходу… В церкви идёт служба, сад соединился мостом, перекинутым через реку Темерник. От моста поднимается длинная каменная лестница с площадками, ведущая на холм, на котором возвышается церковь. Публика идёт бесконечной лентой: одни поднимаются по лестнице к церкви, другие опускаются к саду, образуя красивый вид».

Интересные воспоминания о празднике оставил также известный русский учёный Ю.А. Веселовский в своём этнографическом очерке «Армянский уголок на юге России». Ю.А. Веселовский был неординарной личностью. Литературовед, переводчик, писатель, он был сыном известного историка литературы А.Н. Веселовского. Он занимался изучением армянской истории и литературы, а также переводом армянских классиков. Веселовский переводил на русский язык сочинения Р. Патканяна. Его перу принадлежат книги «Очерки армянской литературы и жизни» (Армавир, 1906), «Армянская муза» (Москва, ] 907).

Веселовский с большой любовью пишет о Нахичевани и донских армянах. Вот как он описывает праздник Вартевор в Нахичевани:

«Переживания старого вообще вымирают нескоро; так, например, сохранилось в Нахичевани в день Вартевор обливать друг друга водой, но так, чтобы тот, кого обливают, был захвачен врасплох; при этом стоит тому, кто обливает, громко крикнуть: «Вартевор!» — и человек, получивший хороший душ, не имеет права обижаться. С тем же днём был в прежнее время связан другой обычай: молодые люди отправлялись на гулянье искать невест, происходило что-то вроде смотрин, женихи пропускали девушек мимо себя, осведомляясь о той или другой, даже вступали иногда с ними в переговоры, иногда тут же в переговоры и с родителями».

А вот как описывает празднование Вартевора в монастырском саду Сурб Хача известный армянский историк Е. Шахазиз: «Интересна масса паломников армянских крестьян. Они ещё сохранили армянскую патриархальную жизнь, свою древнюю армянскую одежду, язык и обычаи… До такой степени пестра эта масса, что щекочет взор человека. В аллеях организована большая ярмарка: кто продаёт сладости, кто игрушки, а кто торгует различными вещами. Девушки группами грациозно ходят среди народа, показывают себя молодым людям, которые пришли облюбовать, выбрать себе невест. И этот обычай переселенцы привезли с собой из Армении».

   В брошюре «Прогулки во времени. Забытый сад» мы также  с Оксаной Мордовиной опубликовали воспоминания

Павла Петровича Филевского — педагога, первого историка города Таганрога. Отец Павла Филевского работал секретарем в Магистрате Нахичевани. Это была очень уважаемая должность в городе.

   Вот что писал Павел Петрович Филевский о Сурб Хаче и монастырском саде: «Недалеко в семи верстах от Нахичевани был монастырь, при котором чудесный огромный сад. В этот монастырский праздник зажиточные армяне выезжали на несколько дней в сад, распивали там и угощали друг друга. Семьи переходили из палатки в палатку. Вечером и утром шли на церковную службу в монастырь».

И сейчас донские армяне с большим удовольствием отмечают праздник Вартевор (Вардавар) у стен монастыря Сурб Хач. Связь времён не прервалась, и этот праздник до сих пор существует на Дону.

Георгий БАГДЫКОВ.