22.03.2022 Автор Георгий Багдыков 283

НЕОБЫЧНЫЕ ПОВЕРЬЯ И ТРАДИЦИИ ДОНСКИХ АРМЯН

    У нахичеванских армян были поверья, которые сегодня могут  кому-то показаться странными. Правда, в них верили не только донские армяне.

    В старину считали, что если сменить имя, то можно изменить и судьбу. Так часто делали для избавления от болезни, сглаза и порчи. Например, мой дедушка Георгий на самом деле при рождении был наречен другим именем. Его звали Григорием (Крикором). Но он много болел. Говорили, что он слабый и скоро умрет. Тогда моему дедушке поменяли имя. Это удивительно, но он выздоровел. И, несмотря на все свои проблемы со здоровьем, жил полноценной и интересной жизнью.   

    Я понимаю, что это все предрассудки. Но было именно так. А поскольку меня назвали Георгием в честь дедушки, то я вполне  мог быть и Григорием, если бы мои прадедушки и прабабушки не  поменяли имя деду.

    Кстати, когда я в молодые годы стал писать рассказы о  похождениях студента Удальцова, то назвал его Гришей. В память о  том имени, которым когда-то был назван мой дедушка.

    Надо заметить, что имена Георгий (Геворк) и Григорий (Крикор)  были у армян популярны. Думаю, что с именем Георгий все понятно. Так называли мальчиков в честь Святого Георгия. А  Григорием − в честь Григория Просветителя, который крестил Армению. Кстати, Армянскую апостольскую церковь именно поэтому часто называют григорианской. Хотя это и не совсем правильно. Более верно эту Церковь называть Армянской апостольской или Армянской апостольской православной. Но так повелось исторически, что верующих армян, прихожан Армянской церкви, называют григорианами.

    Еще у донских армян раньше было принято снимать порчу,  сбивать температуру и лечить болезни молитвами. Мне сложно  сказать, как в старину определяли, на ком есть порча, а на ком нет. Но факт есть факт. Например, внучка великого художника Сарьяна Рузанна вспоминает, что Мартирос Сергеевич запрещал ругать своих внуков: «В нашем доме нельзя было наказывать детей, в особенности кричать на них. Он никогда в жизни не сказал бы ребенку «я занят, иди, поиграй игрушками», даже тогда, когда у него были гости мировой величины. Сарьян был солнцем, вокруг которого вращались мы все. Дедушка также обладал экстрасенсорными способностями. Когда у меня поднималась температура, он садился у кровати и читал молитву. Затем втыкал нож между паркетинами, и температура, без всяких лекарств, спускалась сама по себе».

    Много разных поверий было у нахичеванских армян. Помню, моя бабушка Сусанна, когда я начинал икать, говорила, что меня кто-то вспоминает. А когда мы с родителями уезжали куда-то далеко на  машине, всегда нам вслед выливала воду. Таким образом она  желала счастливой, легкой и безопасной дороги. Почему-то еще считалось, что от сглаза надо носить булавку на левой стороне одежды. Нельзя было передавать нож с открытым лезвием из рук в руки. Это приводит к разлуке и ссорам. Нож надо было подавать  рукояткой, обращенной к гостю или родственнику.

    Существовало интересное поверье, которое живет в народе до сих пор. В течение 40 дней посторонним запрещалось видеть малыша. Это делалось специально, чтобы защитить новорожденного от сглаза.

    Еще, помню, было забавное поверье. В первый день при виде молодой луны следовало показать ей монетку, чтобы потом не нуждаться в деньгах. Это вроде как к финансовому успеху. А почему это поверье мне нравилось? Да потому что мы с бабушкой  Сусанной, когда появлялся молодой месяц, выходили во двор и показывали ему копейку. Меня в детстве это очень забавляло. Кстати, эта манипуляция всегда приносила свои плоды, как мне казалось, разумеется. По крайней мере, если я успевал показать  молодой луне денежку, то всегда у меня была в кармане мелочь  для того, чтобы купить мороженое или ситро. Правда, эта мелочь у меня была и без Луны. Родители меня не баловали, но очень  любили. Так что вниманием я не был обделен. 

    Бабушка всегда говорила: если ласточки летают низко, то это к дождю. Мусор после захода солнца выбрасывать нельзя. Соль рассыпать тоже нельзя. Это к ссоре. Но можно поплевать три раза на левое плечо. И все будет хорошо. На левом плече всегда сидит злой ангел, слуга Лукавого, который хочет беды человеку. А так поплевал на него − и все хорошо. По крайней мере, надеешься на это. Кстати, если соль рассыпал на стол, то, чтобы предотвратить ссору в доме или с друзьями, надо сверху посыпать сахаром либо наметить на ней крест. Бабушка намечала крест. Она была разумным человеком. Во-первых, так на столе меньше мусора, а во-вторых, от креста еще никому плохо не было. Если ты не демон, конечно…

    Ой, чуть не забыл… На пороге нельзя здороваться или прощаться. К ссоре. Если зачесалась левая ладонь − к прибыли.

    Первый выпавший зуб ребенка, как и первые подстриженные  волосы, хранились в доме. Недавно, когда мне исполнилось 50  лет, мама показала мои волосы, которые были в младенчестве. Я был удивлен. Мало того, что тогда я не был седым, так и цвет  волос моих был золотисто-каштановый, если так, конечно, можно выразиться.

    Все же как похожи поверья разных народов! Ведь и у русских  людей, да и у других народов, есть подобные поверья, которые в советское время называли предрассудками. Конечно, многое  сегодня вспоминаешь с улыбкой. Но не только с улыбкой. Еще и с ностальгией по счастливому детству.        

    Надо еще сказать, что у нахичеванских армян были некоторые традиции, которые сегодня кажутся необычными. А кто-то из современных людей может посчитать эти традиции и вовсе дикими и средневековыми.

    У многодетных нахичеванцев было принято отдавать своих детей в семьи близких родственников, не имевших детей. При этом от усыновленных ребят не скрывали их происхождения. Они имели по два отца и две матери.

   Сейчас это кажется странным. Как можно отдать своего ребенка кому-то? Но следует учитывать, что детей, как правило, отдавали не кому-то. А, например, в семью родного брата или близкого родственника, у которого не было детей. В Нахичевани же все друг друга знали очень хорошо.

    Почему же так поступали нахичеванцы? Я позволю себе озвучить свою версию. Армяне, как и евреи, народ гонимый. Дети − будущее нации. Это тот генофонд, который нельзя потерять. Поэтому раньше рассуждали так: если тебе Бог дает детей, а твоему брату не дает, то ты должен поделиться с братом. Его счастливым сделаешь и народу своему выжить поможешь.

    Возникает логичный вопрос: а как же вели себя мамы, которые отдавали своих чад в другие семьи? Как они на такой шаг могли пойти? Я думаю, что ответ прост. Их никто и не спрашивал. Было патриархальное общество. Все жили определенным укладом, слушали старших. Жили большими семьями, как правило, в одном доме или дворе. Все были друг у друга на виду. Конечно, тяжело с позиции сегодняшнего дня судить об этом обычае. Но так было.

    Недавно узнал, что не только многодетные донские армяне отдавали своих детей бездетным родственникам. Такой обычай существовал и у казахов. Говорят,  что такой обычай существовал и   у других  народов.

    Со временем эти необычные традиции нахичеванских армян стали уходить в прошлое.

    Недавно одна моя знакомая спросила у меня: «Как же армянские женщины могли даже близким родственникам отдавать своих детей? Я бы никогда этого не сделала. Лучше бы меня убили».

   Еще раз повторю, что не следует судить людей девятнадцатого или начала двадцатого века, живущих в Нахичевани, с позиции сегодняшнего дня. Тогда была совсем другая шкала ценностей. Хотя разве сегодня может кто-то знать, что было на душе у той мамы, которая отдала своего ребенка?

     Вот такие необычные поверья, традиции и обычаи были у донских армян. С некоторыми из них мне довелось познакомиться еще в детстве. Многие из них уже ушли в историю. И это  закономерно. Так и должно быть. Но все же они являлись частью  культуры народа.

Георгий  БАГДЫКОВ.