СЕЛЬМАШ И БАЛАБАНОВСКИЕ РОЩИ
01.08.2025 362Я родился и вырос в Нахичевани. Но Сельмаш люблю не меньше своей малой родины — Нахичевани. Здесь, на Сельмаше, живу постоянно с 2007 года.
А с начала восьмидесятых годов минувшего века я часто бывал в этих местах, приходил на работу к папе, который был врачом-хирургом в медико-санитарной части завода «Ростсельмаш».
С 1995 года я также стал работать врачом-урологом в этой больнице. В начале своего трудового пути я работал на дневном стационаре нефро-урологического центра МСЧ РСМ. А с 2003 года, после того как наша больница стала областной, начал работать врачом-урологом в консультативной поликлинике областной клинической больницы № 2. То есть получается, что моя жизнь тесно связана с Сельмашем с начала восьмидесятых годов минувшего века, а с тех пор прошло уже немало лет.

А ещё Сельмаш мне дорог потому, что его история тесно связана с историей Нахичевани. Это так. Дело в том, что территория нынешнего Сельмаша была пригородом Нахичевани-на-Дону. В конце девятнадцатого века здесь были нахичеванские бойни. Почему они тут располагались? А потому, что рельеф местности для этого был удобен. Здесь были балки с пологими склонами и родниками. Всё это хорошо подходило для забоя скота.
Именно на территории нынешнего Сельмаша, по инициативе нахичеванского головы Минаса Ильича Балабанова в конце девятнадцатого века стали сажать рощи, которые впоследствии так и назвали — Балабановскими. Ныне на части Балабановских рощ располагается парк имени Н. Островского. Теперь это любимое место отдыха многих ростовчан. А ещё здесь находится детская железная дорога, которая известна далеко за пределами Ростова.

Личностью Минаса Ильича Балабанова, его деяниями на благо родного города, я был настолько увлечён, что в 2020 году совместно с ростовским краеведом Оксаной Мордовиной написал книгу о нахичеванском голове, которая так и называлась — «Всему городу голова. Минас Балабанов».
Рощи, высаженные нахичеванским головой, играли ещё и важную, как сегодня сказали бы, экологическую роль. Они создавали вокруг Нахичевани «зелёную» зону, в которой горожане могли гулять, дышать свежим воздухом, проводить свободное время, организовывать пикники.
«В роще даже установили небольшие аттракционы – карусели с деревянными лошадками, соорудили деревянные павильоны для отдыхающих, буфет, поставили скамейки вдоль широкой центральной аллеи. Небольшие «ротондо» для отдыха и торговые палатки с освежающими напитками ждали нахичеванцев в роще. Украшением центральной аллеи был фонтан. Вода струилась из огромного кувшина, который поливали струи из расположенных по периметру бассейна трубок. Изящное произведение фонтанного искусства! На перекрестках парка были красивые круглые клумбы с экзотическими растениями. Саму рощу засаживали привезенными с юга видами деревьев. Вековые деревья сплетались кронами, образуя шатер, и, шелестя в вышине, навевали мысли о вечности…
В темное время суток Балабановская роща, как и все городские сады, впрочем, стяжала себе печальную известность грабежами… Учреждены были четыре новые должности городовых специально для рощи. Вторая и третья рощи были в дальнейшем разбиты на территории от нынешнего стадиона и далее.
Гражданская война наложила на Балабановские рощи свой страшный отпечаток. Со стороны Балабановских рощ красноармейцы и входили в Нахичевань на Рождество 1920 года. После октября 1917 года в Балабановских рощах стало страшно. Здесь начали проводить расстрелы: красные казнили белых, белые – красных. Кровь лилась рекой. Расправы вершились с особой жестокостью – ведь гражданская война это всегда взаимная лютая ненависть враждующих сторон…
Сейчас территория всех рощ носит название парка имени Николая Островского. Большая часть уже застроена, но зеленый массив еще сохранился и дарит тень и прохладу отдыхающим ростовским летом. Вот такая интересная история создания парка. Ростовчане, несомненно, должны знать, кто заложил этот парк и благодаря кому мы имеем и сегодня прекрасный зеленый массив в центре нашего города».
(Георгий Багдыков. Оксана Мордовина. «Всему городу голова. Минас Балабанов». Таганрог. Издательство «Веда». 2020 год. Стр. 112-117).

И всё же настоящая современная история Сельмаша начинается с двадцатых годов, когда здесь стали строить завод комбайностроения. И уже в июле 1929 года производили первые сеялки и плуги.
Сельмаш возводили на землях, которые в то время ещё принадлежали городу Нахичевани-на-Дону. И этот строящийся завод тогда даже именовали Нахсельмаш. Подъездные пути к заводу тянулись от железнодорожной станции, которая тогда называлась «Нахичевань-Донская». После окончания Великой Отечественной войны станцию переименовали в «Ростов-Товарную».
А ещё через Нахичевань к Сельмашу проложили специальную трамвайную линию. И сделали это ещё в 1927 году. Именно трамвайная линия соединила Нахичевань и Сельмаш, как тогда говорили, «Новостройсельмаш» или «Нахсельмаш».

В частности, в заметке «Трамвайная линия к «Новостройсельмашу» закончена», которая была опубликована в газете «Молот» 6 июля 1927 года, сообщалось, что «новая линия свяжет строительство и окраины Нахичевани с центром города».
Сообщалось, что на линии курсировало три вагона маршрута № 6, продлённого от Нахичеванского вокзала к «Новостройсельмашу».
Кстати, эту трамвайную линию ещё помнят ростовчане. Она связывала не только Нахичевань, но и центр Ростова с нынешним Сельмашем. При мне это был маршрут № 1. Я его очень любил. Так, садясь в Нахичевани, довольно быстро приезжал к своей работе, к медсанчасти «Ростсельмаша».
Но потом эту трамвайную линию разобрали. И теперь такого трамвайного маршрута больше не существует. Говорили, что, мол, трамвайные пути мешают проезду автотранспорта. Правда, некоторые утверждали, что рельсы раздражали ростовских и московских чиновников, которые спешили в аэропорт.
Не знаю, как на самом деле, но теперь трамвай № 1 на Сельмаш больше не ходит.
Надо признать, что ещё в начале двадцатого века трамвай считали передовым видом общественного транспорта, перспективным. Именно конка, а затем трамвай связали два города — Ростов и Нахичевань-на-Дону.
А в далёком 1927 году трамвай связал Ростов и Нахичевань с Сельмашем.
Сегодня же судьба ростовского трамвая мне не кажется безоблачной. Много лет мы слышим заверения о том, что в городе появится скоростной трамвай. Мол, это необходимо Ростову, так как скоростной трамвай — экологически чистый вид транспорта, заменит ещё и метро. Но пока такие трамваи не появились, а прежние исчезают.

Правда, речь сегодня не об этом, а о любимом микрорайоне Сельмаш, о его истории.
И вот тут я бы вспомнил и о нахичеванских дачах. Да-да. Именно так. На территории, которая прилегает к современной улице Нансена, располагались нахичеванские дачи.
Кстати, именно здесь, на Сельмаше, на окраине тогдашней Нахичевани, в начале двадцатых годов появился первый Ростовский аэродром.
В книге Г. Л. Беленького, Н. Н. Редькова «Маршрутом из прошлого в будущее» написано, что в 1925 году была открыта первая регулярная авиалиния Ростов−Харьков. Временный аэродром был оборудован в районе Дачного посёлка, на землях Нахичевани (Беленький Г. Л., Редьков Н. Н. Маршрутом из прошлого в будущее. − Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2001. − С. 252).
Сам же Первомайский район города Ростова-на-Дону, то есть Сельмаш, как мы всегда говорим, был образован 15 декабря 1936 года и до 1961 года носил название Сталинский.
Сельмаш стал моим родным районом. И, конечно, история его мне дорога. Возможно, этот район мне дорог ещё и потому, что здесь прошли мои молодые годы, именно тут я начинал свою трудовую деятельность.
И, конечно, мне дороги люди, которые здесь жили и живут. А здесь работали легендарные личности. Например, генеральный директор завода «Ростсельмаш» Юрий Александрович Песков, также начальник цеха серого чугуна этого же завода Карп Цолакович Парзян.

Во времена расцвета завода «Ростсельмаш» имел свои дома отдыха на Черном море, в горах Северного Кавказа. Я помню, как была популярна горная база отдыха в Северной Осетии, в Дигории. Мне посчастливилось там отдыхать. Было здорово.
У «Ростсельмаша» был также и свой пионерский лагерь на берегу Черного моря в Геленджике, в котором, кстати, мне также довелось отдыхать. До сих пор помню, как нас, детей, там вкусно кормили, угощали красной и чёрной икрой. А какой был вкусный виноград, какие фрукты… Незабываемо.
Именно в сельмашевском черноморском пионерском лагере меня бесплатно научили плавать, там я посещал всевозможные кружки, играл в шахматы, ходил с ребятами в походы. Понимаю, что кто-то скажет, мол, ностальгия. Пусть так. Но ведь это всё было!
Вообще, у завода «Ростсельмаш» было немало спортивных баз и домов отдыха. Они были построены также на Зелёном острове, левом берегу Дона.
Помню, в медсанчасти «Ростсельмаша» существовало одно из самых крупных отделений физиотерапии с лечебными грязями и ваннами. Рабочие завода после смены могли проходить лечение, которое ничем не уступало санаторно-курортному. Вообще, об этой медсанчасти и её истории можно написать отдельную книгу.
Конечно, у любого района Ростова есть своя история. И она очень интересна. Главное — захотеть её узнать. И тогда вы ещё больше полюбите свой город!
Георгий БАГДЫКОВ.




