
Ростовский винтаж: обстановка по кайфу
13.02.2024 526«..Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле… бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, — все семь полных комнат, вырастивших молодых Турбиных..»
Как думаете, в чем была исключительная особенность дореволюционного интерьера?
Благообразие, удобство, размеренность — именно таким мне видится образ жизни людей конца 19- начала 20 века. Дома того времени были полны вещей, передававшихся по наследству, изящной посуды, огромного количества книг, лепнины на стенах и потолках, и превосходной массивной мебели.
В советское время все эти вещи стали называть пережитками буржуазной эпохи, или попросту «мещанскими». Сегодня же в такой старинной обстановке многим видится что-то уютное и родное, а антикварная мебель вызывает восхищение , поэтому и относятся к ней с особым пиететом.
А еще у всех старых домов есть своя уникальная аура. Если вы сейчас подойдете к такому дому, то ощутите, как его стены, хранящие память о былом, создают ту самую неповторимую атмосферу дореволюционной жизни.

Обстановка — именно так называлось наполнение квартиры или дома. Одно из значений этого слова, по словарю как раз «совокупность предметов различного назначения, которыми обставляются жилые или иные помещения; меблировка».

Давайте -ка попробуем представить дореволюционную ростовскую обстановку. Считается, что к концу 19 века в российском интерьере пропала «однородность стиля». Все состояло из смешения разных элементов и деталей совершенно разных стилей. А по большому счету, на деле , чаще все определялось наличием вкуса и финансовыми возможностями.
Первое, что бросится в глаза в старых дореволюционных обстановках, это обилие тканей в интерьерах того времени. Ткань была везде: на креслах, на стульях, на диванах, на кроватях, на комодах и тумбочках. Материей обивали мягкую мебель, в первую очередь, шили шторы и занавески, а также делали изысканные подушечки, скатерти на столы, различные салфетки для кресел и этажерок.
Кстати, одно время, было признаком достатка и хорошего вкуса использование одной и той же ткани для отделки стен и обивки мягкой мебели. Поэтому в дальнейшем, когда затевался ремонт, вместе со сменой покрытия стен приходилось менять обивку и кресел, и диванов, а также заказывать новые шторы под цвет.

«Самый обширный магазин в Области Войска Донского- главный розничный магазин П.В.Хахладжева для знакомства покупателей с новостями сезона, назначает ВЫСТАВКУ и ПРОДАЖУ вновь полученных во всех отделениях в роскошном выборе материй, скатертей, ковров, дорожек, одеял, мебельных материй , гардинного тюля и меховых вещей
Ждем вас в собственном магазине! ЦЕНЫ на все товары ВНЕ ВСЯКОЙ КОНКУРЕНЦИИ !»
Дорогие ткани нередко заменяли бумажными обоями. Так, появилось новое веяние моды- производители стремились имитировать мрамор, кожу, дерево, шелк. Часто обои максимально приближались к желаемому материалу.
На улице Московской «против собора» располагался большой магазин нахичеванца Келле-Шагинова, в котором продавались «обои всяческие в огромном выборе и на любой изысканный вкус».

А на Садовой располагался специальный магазин Новикова:
«Обои русских, французских и английских фабрик ! Самый большой выбор ОБОЕВ под кожу, ковры-габелен, шелку, бархату, фрапе, эстампе и дерева! И к ним всевозможные отделки, как-то: багеты, фоны, панели, карнизы, колонны, капители и бордюры»
У Новикова можно было выбрать декор в разных стилях: рококо, мавританский, английский, восточный, ампир, японский или помпадур. Представьте себе! Ростовцы могли себе позволить интерьер «А-ля Помпадур»-эдакую обстановку изящно- игривую, обильно декорированную.
В ростовских магазинах были также в наличии коллекции морских видов, видов Швейцарии, розеты из папье маше для потолков (оказывается, не все украшения над головой были каменные), витражная бумага для окон и многое другое для создания своей неповторимой обстановки.
«Большой выбор обоев французских, английских, немецких фабрик. Продажа по фабричным ценам. Имею честь уведомить господ покупателей, что мною получена большая партия крестьянских ПЕСТРЫХ ОБОЕВ» —приглашала реклама в магазин Озерова, располагающийся тут же, на Садовой.
Но и обоям находился конкурент. Со временем стены , как потолки, стали штукатурить и изощренно расписывать на любой вкус и манер. Многие росписи того времени сохранились в старых домах до наших дней.

Стены , как видим, было чем украсить, а что под ногами? Паркет от фабрики «Аутергоф», к примеру, который продавался в Ростове, покрывал полы не в одном доме. Или вот знакомые всем нам «елочка» или «шеврон»- в дубовом массивном паркете отличного качества со склада Райгородского.

Такое напольное покрытие, как паркет имело успех во многом благодаря своей теплоизоляции. В этом очень нуждались многие плохо обогреваемые дома в холодное время года.
«Цены умеренные. Полная гарантия. По желанию заказчика принимаем на себя настилку паркета»- рекламировали склад паркета от «Торгового дома Рабинович и Лурье». И заметьте, сервис был не хуже современного: можно прийти, выбрать и сразу заказать с доставкой и настилом.

Помимо паркета выбирали и более доступные напольные покрытия- такие как линолеум. В нашем сознании этот вид покрытия пола ассоциируется скорее с советской эпохой, когда вместо дорогого паркета вновь стали применять линолеум.
Но, как оказалось, материал этот довольно широко практиковался в России еще с 19 века: «Линолеум — особый вид клееночных изделий, называемых также пробковыми коврами, изобретен в сравнительно недавнее время и получает ныне большое распространение, как наилучший материал для устройства чистого полового настила в жилых помещениях…»
В начале 20 века Российская империя даже была одним из основных производителей линолеума. В Одессе и Риге находились крупнейшие фабрики. После Октябрьской революции, правда, наша страна утратила позиции мирового лидера.
Одна из фирм, торгующих в Ростове резинового рода изделиями располагалась в доме Пустовойтова (нынешний ЦУМ)- «Ростовское-на-Дону товарищество русско-французских заводов резинового, телеграфного, гуттаперчиваго производств под фирмой «Проводник».
«Проводник» ,кстати, был одним из крупнейших предприятий в мире по производству резиновых изделий и одним из лучших по качеству продукции.
Какой линолеум производила фирма «Проводник» в Российской Империи можно увидеть на фото из их каталога. Очень неплохо смотрится, скажу я вам! Линолеум мог имитировать ковровые покрытия, например, в прихожей, где бесполезно было стелить натуральный ковер.


Помимо фирменных магазинов «Проводника» линолеум можно было купить в магазинчике Ферман на нынешнем пересечении Большого (Ворошиловского) и Садовой. Там же заодно можно было и перетянуть экипажные колеса новыми резиновыми шинами. У Ферман на Соборном имелась возможность приобрести и роскошные бархатные ковры, и дорожки, а также мебельные материи.
«Ковры и паласы персидские, текинские, закавказские, а также портьеры, шелковые материи» выставлялись и в Кавказском магазине торгового дома «П.Х.Кечеджиев с С-ми» на Садовой, напротив городского сада. Продукция, судя по рекламе, предлагалась в громадном ассортименте. Можно было не бояться, что купив ковер, вы увидите точно такой же у соседа.

Всем давно привычный восточный предмет интерьера, ковер, вошёл в обиход при Петре 1, после чего появились первые отечественные ковровые мануфактуры. Ковер всегда считался признаком аристократической роскоши- хорошее изделие стоило, как правило, втридорога.

Но, несмотря на дороговизну удовольствия, в России водился обычай покрывать зимой ковром сани, что удивляло и восхищало иностранцев-сани выглядели при этом волшебной повозкой.
В азиатском магазине под «Гранд Отелем» на углу Таганрогского (Буденновский) и Садовой, продавались персидские, китайские, текинские и бухарские ковры, паласы, дорожки, одеяла. Также был большой выбор чесунчи- такое незнакомое нам сейчас словечко. Чесунча- это плотная ткань полотняного переплетения из шелка дикого дубового шелкопряда, обычно имеющая естественный кремовый цвет. Ее часто приобретали для спален и будуаров.
Безусловно, такие покрытия, как паркет и линолеум , а с ними вкупе мягкие ковры, создавали уют и теплую атмосферу в ростовских домах. Но было никак не обойтись без печи! Да, виды отопления были различные, однако печь , как и камин, являлись также частью и украшением дома.
Ростовский «Склад печных кафлей» Шаевича предлагал
«в большом выборе печные кафли и камины терракотовые, мойоликовые и золоченые с разными украшениями лучших русских, финляндских и заграничных заводов.
В ассортименте имеются также переносные печи»

Печные «кафли» или изразцы — это такие декоративные плитки, изготовленные из обожженной глины с рисунком эмалью. Изразцовые печи были, несомненно, настоящими произведениями искусства.
Семнадцатый век стал пиком изразцового искусства в России. Все имения знати были украшены изразцовыми печами и каминами преимущественно с сюжетной и пейзажной росписью каждого отдельного элемента отделки.
По указу Петра 1 было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».
К середине 18 века Россия производила уже самое большое количество изразцов в Европе.

Секрет и особенность изразцов в наличие с тыльной стороны коробчатого выступа — называемого «румпой», благодаря которому изделие крепится.
С лица изразцы могли быть как гладкими, так и трёхмерными, покрытыми белой или цветной глазурью или эмалью, или неглазурованными -терракотовыми. Плитки изготавливались в технике «подглазурной росписи». Их поверхность покрывали белой эмалью, затем на нее в два этапа наносили роспись, после чего изразец обжигали.
В Ростове располагались фирменные магазины и представительства одних из крупнейших производителей — изразцово- кафельных заводов Ицки Песельникаи и Бронислава Лисовского. В некоторых ростовских домах еще сохранились столетние печи с затейливыми изразцами.

А мы, тем временем, переходим к выбору и осмотру мебели.
Вниманию ростовцев была представлена в те годы продукция компаний, которые производили гнутую мебель в России. Венская фабрика «Яков и Иосиф Кон» владела несколькими русскими производствами, создававшими мебель разных стилей. Среди них была и фабрика по производству венской мебели.

Фирма «Кон» одна из первых начала производить мебель в стиле модерн. А стилем мебели рубежа веков в России как раз таки считается модерн. Мебель от «Кон» производилась многомиллионными тиражами. В Ростове их магазин и представительство , конечно же, тоже появились, расположившись на главной улице города- на Садовой.
«Постоянная выставка разных стилей- гостиных, столовых, кабинетов, будуаров и спален. ПОСЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА НЕ ОБЯЗУЕТ К ПОКУПКЕ» — такой хитрый маркетинговый ход, для того чтобы ростовские обыватели полюбопытствовали, зашли, нет- нет, да и соблазнились потом приобресть что-то новенькое в свой дом.

Мебель можно было купить и в магазине Лерман на Московской улице, от которого «имели честь известить почтеннейших покупателей о полном окончании капитального ремонта, с колоссальным увеличением помещения и паровым отоплением (!!), что гарантирует сухость мебели»

В этом магазине как раз была представлена венская мебель былого конкурента Кон, братьев Тонетт.

В наличии имелись также кровати варшавской фабрики Конрада Ярнушкевича- «кровати с новыми и модными рисунками! ЦЕНЫ ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ. Исполнение аккуратное»
Эти кровати были популярны во всей Российской империи. В рекламках тех лет гостиницы обязательно отмечали: «в номерах кровати фабрики Ярнушкевич»— до того это было престижно. А сетки, говорят, на тех кроватях были потрясающе мягкими и удобными. Многие кровати пережили много эпох и до сих пор в ходу.
Причем интересно, кровать с рисунком- это не цвет самой кровати и не рисунок на обивке или матрасе, это рисунки, украшавшие боковины кровати. На них порой живописали настоящие картины.

Там же, на Московской улице, рядом с посудным магазином Кузнецова, был открыт «обширный магазин мебели и зеркал Штумак»
«В магазин поступил БОГАТЕЙШИЙ ВЫБОР СТИЛЬНОЙ МЕБЕЛИ РУССКИХ И ЗАГРАНИЧНЫХ ФАБРИК: столовых, гостиных, кабинетов, спален и конторских во всех стилях! А также громадный отдел английских кроватей разных фабрик! Принимаются заказы на ПОЛНЫЯ ОБСТАНОВКИ»
Кстати, английские кровати до последнего времени еще были в ЦГБ Ростова. Откуда? В самый разгар Второй мировой войны, в 1943 году, Клементина Черчилль обратилась к правительству СССР с просьбой дать разрешение на укомплектование госпиталя в каком-либо городе Советского Союза. Так Ростов обзавелся новыми английскими кроватями.
В Ростове дореволюционной эпохи существовало около двадцати мебельных магазинов.

Но покупать дорогую и модную заграничную мебель было не всем по карману, поэтому можно было заказать и поскромнее- в начале 20 века в городе было около десяти фабрик местного производства.

Механическая мебельно-строительная фабрика Барбуль предлагала «изготовление мебели всех стилей, обстановки казённых и частных учреждений, обойные и драпировочные работы». Тут можно было обойтись сравнительно недорогим заказом.
На Темерницкой располагалось в те годы производство кроватей, ничем не уступающим , судя по картинке в рекламе, тем самым английским:
«Железных и деревянных, новейших конструкций! Так же доступен для заказа гигиенический проволочный «матрац»

Имелись в городе и магазины, в которых продавалась подержанная мебель. Там по еще более скромной цене можно было соорудить уютную обстановку.
Но согласитесь, ни одна обстановка не может быть без зеркала:
«Трюмо на низких и высоких подзеркальниках, кабинетные, диванные , овальные на подставках, туалеты, долевые русские и с толстым стеклом, дуги, декраны, а так же московские зеркала в рамах в магазине на Темерницкой..»

К 19 веку зеркало уже являлось неотъемлемым предметом интерьера. Как правило, зеркала были обязательными элементами парадных комнат. Но со временем зеркало повсеместно появилось в других помещениях: спальнях, кабинетах, туалетных комнатах.
Предмет этот функционально служил не только для того, чтобы увидеть себя или быть украшением, но и, отражая все, зрительно увеличивало пространство помещения. Собственно, этот прием используется дизайнерами и в наше время.
Конечно, зеркало стало обязательным атрибутом дамских будуаров. Как правило, это был дамский туалетный столик или комод с зеркалом. В богатых домах туалетная комната устраивалась отдельно от спальни, в более скромных они были совмещены.

Зеркальных мастерских всего несколько было в Ростове — можно по пальцам посчитать. А вот магазинов, торгующих зеркалами в разы больше. Какие только зеркала ни предлагали ростовцам: «трюмо с подзеркальниками, кабинетные, диванные, овальные, на подставках, туалеты, долевые русские и столстым стеклом, дуги, декраны..» (некоторыеназвания совершенно незнакомы мне оказались).

Зеркало стоило хороших денег в то время и «Страховое общество Россия» , филиал которого был в Ростове, даже предлагал страхование «стеколъ и зеркалъ: отъ излома и разбитія»
Холодники или ледники были тожечастью обстановки. В нашем понимании холодильник выглядит примерно как в сказке про Мойдодыра- большой белый великан, охраняющий кухню и продукты от тех, кто не ест после шести. А в то время это был небольшой шкафчик на ножках, который нередко стоял прямо в обеденной комнате или в зале.

Такой ледник можно назвать «дедушкой» современного холодильника. Он представлял собой деревянную тумбу, в которую был помещен стальной шкафчик с выдвижным ящиком для льда и съемными оцинкованными полками. При средней комнатной температуре в леднике поддерживалась температура около +7 °С. Талая вода выводилась по трубочке в специальный лоток.
Купить можно было такие комнатные «шкапы-ледники разных размеров» , например, в магазине Зигеля на Садовой. Как говорилось в рекламе, использовались такие новомодные холодильники в то время «для большого и малого домашняго хозяйства, гостиниц, ресторанов, буфетов, кондитерских, гастрономических , винных, мясных магазинах».
Но не только шкафы, кресла и диваны с зеркалами задавали тон обстановке. Обязательным было наличие часов доме. Часы напольные и настенные, комодные и будуарные, настольные и каминные—их было не меньше разновидностей, чем зеркал и мебели. А уж по внешнему виду часы могли конкурировать даже с дорогими картинами на стенах.


Часовые мастерские, как и само производство часов появилось в России достаточно поздно. Для устройства мастерских нужны были станки, инструмент, материалы. Проще было использовать заграничные готовые детали, собирать их, прикреплять название магазина и продавать- так делали во многих городах, и в Ростове в том числе.

Но для такого рода деятельности также требовалась квалификация профессионала -часовщика, механика. В начале 20 века в Ростове было около тридцати часовых магазинов
«При магазинахъ мастерскія для починки часовъ»
Самыми известными слыли магазины Адлер, Иофф, Нессель, Берштейн, Гурвича.
Безусловными лидерами российского рынка часов тех лет считаются фирмы Павел Буре, Генрих Мозер и Фридрих Винтер. При этом, в нашей стране было немалое число талантливых русских часовых мастеров.

Часовой шкаф — напольные маятниковые часы в высоком деревянном корпусе, редко встретишь в современной квартире. Сегодня они , как и тогда- элемент дорогого декора, а не необходимая в хозяйстве вещь. В любую эпоху напольные часы, установленные в комнате для приема гостей или в кабинете, подчеркивали статус хозяина дома.

Вообще, старинные часы -еще и одна из загадочных вещей в доме. Мне кажется, если слушать бой старинных часов, то можно ощутить живую связью времен. Только представьте себе, что эти часы показывали время людям, которые жили столетия назад. Насколько это будоражит воображение!

Ну, а нам пора осветить обстановку:
«Магазин Чертова на Садовой предлагает в большом выборе люстры»
С наступлением эры электричества, начали производится электрические светильники,. В Ростове можно было выбрать люстру на любой вкус, не хуже, чем в столицах. Однако, удовольствие это, как и многое из того, о чем мы говорили, было недешевое и хрупкое.
К рубежу веков от свечей переходили к электричеству. Люстра к тому времени стала неотъемлемым атрибутом интерьера. Так, с развитием технологии «шлифовки кварца с использованием кислоты из фтора» люстры начали изготавливать в промышленных масштабах.

Самыми престижными и изысканными в Ростове считались светильники из муранского и богемского стекла. Для основы использовались самые разнообразные материалы: бронза, медь, серебро, камень, кованое железо- все это в разных причудливых формах в виде жирандолей, бра, подвесок, фонарей для будуаров оказывалось на стенах, потолках и столиках жителей нашего города.
Не меньшей роскошью в те времена были и живые цветы в интерьере. В середине 19 века в Ростове начался настоящий ажиотаж вокруг комнатных цветов в доме. Купцы в своих домах хотели непременно иметь довольно дорогие для того времени пальмы и фикусы.

Гирляндами из живых растений украшали перила лестниц, гостиные в богатых домах, растения устраивали в зимних садах, в спальнях. А во время званых обедов или ужинов, на столах обязательно должны были стоять живые цветы.
«К СВЕДЕНИЮ ПУБЛИКИ
В течение всего лишь нескольких дней будет продаваться
партия роскошных экземпляров пальм ,разных сортов,
размером от 1 до 4 аршин, выдержанных для домашней культуры
ЦЕНЫ ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ»
У нас в городе были свои «цветочные короли». Одними из которых можно назвать владельцев торгового дома «Рамм». Поистине огромный выбор предлагался этим торговым домом:
«Розы чисто белые и с оттенками. Герцогиня Матильда-белая с зеленоватым оттенком, очень полная. Саксония -сливочно-белая с нежно-розовым оттенком, на крепких стеблях. Бэль Лионез- канареечно-желтая роза, бокаловидная, душистая, обильно цветущая…» -в больших горшках, размером с кадку, цветы украшали веранду или зимний сад в доме.

К цветам в любую обстановку можно было добавить клеточки с живыми птицами: «Лучшие певуны, поющие днем и при свете, только что привезенные из-заграницы канарейки, продаются по умеренным ценам в гостинице «Россия»..

Ну, а ежели вы желали и умение имели музицировать сами, то вас непременно ждали в музыкальных магазинах Адлера или Гершковича. Приобрести патефон или рояль, а может вам приглянулась бы фисгармония — музыкальные инструменты также становились частью интерьера и показателем обеспеченности хозяев.


А доставить все это вам домой из магазина, или перевезти добро, упаковав его, или сдать на хранение — все это тоже можно было сделать быстро, как говорится «Любой каприз-за ваши деньги!»

Была у нас в городе конторка с романтичным названием «Надежда» на улице Пушкинской, со своим складом и извозчиками. А еще была фирма с суровым названием «ТРУД», которая помимо перевозки и предоставления «сухих амбаров для хранения мебели», могла еще сразу вашу обстановку застраховать. А то , знаете ли, всякое у нас в городе случалось..
«Крадут у нас, оказывается, не только карманные часы, но и напольные. Прошлой ночью обитатели Пушкинской улицы были встревожены раздавшимися выстрелами.
В три часа ночи городовой увидал на углу Большого проспекта двух подозрительных субъектов, волочивших узел с разными вещами и… большие напольные часы. Заметив городового, злоумышленники обратились в бегство. Но бросать добычу не хотели. А бежать с часами-то было сложно! Городовой стал стрелять в воздух после предупреждения. Но и это не заставило громил оставить украденное. Один из них сделал также несколько выстрелов. После чего грабители разбежались.
Однако все трое были задержаны. Вещи, как оказалось, были похищены у содержательницы номеров «Петергоф» Ефросиньи Шифер.
Оказалось, хорошо знала грабителей сама госпожа Шифер! Они были недавно поселившимися в одном из ее номеров приезжими. Видимо, господам очень уж приглянулись гостиничные вещи и напольные часы!» (из книги КУРЬЕЗЫ МЕСТНОЙ ЖИЗНИ. Из записок бывшего гласного Думы», составленной по хронике местных газет)
Оксана Мордовина
цитата в подзаголовке из фрагментов книги М.Булгаков «Дни Турбиных»