КАК ОТНОСИТЬСЯ К ПАМЯТНИКАМ?
14.07.2025 291Как относиться к памятникам истории? Как относиться к тем или иным историческим персонажам? Ведь меняются эпохи, меняется государственный строй, и взгляды на те или иные исторические события тоже меняются.
Мы знаем, что в США, да и в Европе, сегодня сносят памятники бывшим колонизаторам и рабовладельцам. На Украине разрушают памятники советским деятелям, а в связи с последними политическими и военными событиями уничтожают еще и памятники представителям русской культуры.
Правильно ли это? Лично я считаю, что воевать с памятниками глупо. История такая, какая она есть. Ни один исторический персонаж не был безгрешен. Каждый царь был по-своему жесток. Тот же Петр Великий построил Санкт-Петербург, как говорится, на костях. Но ведь памятники тем или иным историческим деятелям ставят не за их грехи, а за те заслуги, которые прославили страну.
В каждой эпохе были свои понятия о нравственности, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но и сто лет назад люди задумывались, хорошо ли это — сносить памятники историческим персонажам. Тем более что многие монументы являются произведениями искусства.
Интересно, что над этими вопросами задумывался ростовский профессор Малиновский в апреле 1917 года.

Если быть более точным, то речь пойдет о статье профессора Малиновского «Что делать с памятниками», которая была опубликована в газете «Приазовский край» 25 апреля 1917 года.
Автор публикации рассуждает о последствиях Февральской революции в России, в том числе и о сносе памятников.
Напомню, что сносить памятники царям в России стали сразу после Февральской революции 1917 года. Почему-то многие думают, что с царским наследием начали бороться только после Октябрьской революции 1917 года. Нет, это не так.
Надо также сказать, что Февральскую революцию 1917 года многие представители российской интеллигенции приняли с радостью. Все ждали перемен, демократических реформ, которые привели бы страну к лучшей жизни. Очень многих представителей российской интеллигенции раздражал бюрократический царский аппарат, все жаждали свобод для рабочих, крестьян. И в этом, с моей точки зрения, не было ничего плохого. В самом деле, разве может быть плохим восьмичасовой рабочий день, всеобщее избирательное право? А что плохого в свободе, равенстве и братстве? Другое дело, чем все это закончилось…
Но вернемся к памятникам. Профессор Малиновский в газете «Приазовский край» писал, что в Нахичевани свергнут с пьедестала и отправлен в участок памятник Екатерине II. Он также рассказывал читателям, как в других городах бывшей Российской империи свергают памятники царям. Малиновский писал:
«Понятно чувство раздражения против того, что крикливо и назойливо напоминало о торжестве старого режима».
Далее профессор рассуждал о том, что нельзя бездумно сносить все памятники подряд:
«Исполнительные, общественные и другие комитеты должны позаботиться о временной охране памятников. Охрана — временная мера. Особая комиссия, назначенная Временным правительством, должна решить общий вопрос о том, что делать с памятниками деятелям старого режима и другими произведениями искусства, напоминающими об этом старом режиме».

Профессор Малиновский призывал читателей и граждан страны бережно относиться к своему прошлому и не уничтожать все, что было связано с царской властью:
«Но кое-что нужно оставить, прежде всего из уважения к нашему прошлому, в интересах исторической науки».
Малиновский в статье «Что делать с памятниками» рассуждает и о старом гимне, и об опере Глинки «Жизнь за царя»:
«Само собой понятно, что было бы актом величайшей бестактности теперь исполнять публично наш старый гимн “Боже, царя храни”. Было бы не менее бестактно теперь ставить оперу Глинки “Жизнь за царя”. Но из этого не следует, что нужно навсегда запретить исполнять старый гимн или ставить оперу “Жизнь за царя”. Запрещение такого рода, прежде всего, бесцельно: конечно, наши потомки будут восхищаться и мощными звуками старого гимна, и красивыми мелодиями оперы Глинки. Было бы варварством уничтожать все произведения живописи и скульптуры, напоминающие старый режим или царскую династию».
Профессор Малиновский пытается предостеречь граждан от варварского уничтожения старых памятников:
«Всеобщее разрушение памятников не может быть одобрено ни с точки зрения исторической, ни с точки зрения художественной».
Малиновский выдвигает оригинальную идею для тех лет — создать специальный музей под открытым небом для памятников, которые олицетворяют старый режим.
Скажите, кто-нибудь и когда-нибудь слушал интеллигенцию, а уж тем более миротворцев?! Конечно, профессора Малиновского никто не услышал. А после Октябрьской революции 1917 года, как вы понимаете, на подобные темы и рассуждать было нельзя.
Кстати, спустя много лет подобный музей был создан. Только он был посвящен деятелям советской эпохи. Я имею в виду Парк искусств «Музеон». Напомню, что «Музеон» — это музей скульптуры под открытым небом в Москве. В парке представлены монументы лидеров коммунистической партии, памятники эпохи соцреализма. Представлены и бюсты Героев Социалистического Труда, а также работы скульпторов-авангардистов. Несколько сотен скульптур выставлено в этом замечательном музее под открытым небом.
Как вы понимаете, в 1917 году о подобном музее под открытым небом не могло быть и речи. И все-таки приятно, что идея профессора спустя много лет воплотилась в жизнь. Хотя я уверен, что создатели «Музеона» никогда не слышали о профессоре Малиновском и уж точно не читали его статью «Что делать с памятниками» в «Приазовском крае» за 1917 год.
Красной нитью в статье Малиновского проходит мысль о том, что нельзя трогать памятники, которые являются произведениями искусства. Конечно, он был прав. Но кто его услышал? История, к несчастью, ничему людей не учит.
И сегодня в мире продолжают безжалостно сносить памятники, которые являются произведениями искусства, только лишь по политическим мотивам.
К сожалению, тот памятник Екатерине Великой в Нахичевани, о котором писал профессор Малиновский, так и не восстановлен до сих пор.
Кстати, по воспоминаниям известного купца и общественного деятеля Ростова и Нахичевани Келле-Шагинова, в 1918 году белогвардейцы установили памятник Екатерине Великой вновь на прежнем месте. Но с приходом Красной армии в Ростов и Нахичевань в 1920 году памятник был снесен. На его месте установили памятник Карлу Марксу. Были уничтожены все прежние барельефы и надписи. Екатерининскую площадь переименовали в площадь Карла Маркса. А Соборную улицу назвали Советской…
Как мы знаем, намного позже и сам армянский собор Святого Григория Просветителя был тоже снесен.

Я никогда не призывал сносить памятники, в том числе Карлу Марксу. С уважением отношусь к великому мыслителю и основателю марксизма. Около тридцати лет я писал лишь о том, что надо восстановить памятник Екатерине Великой. И установить ей этот памятник надо не за ее грехи, а за то, что она основала город Нор Нахичеван (впоследствии ставший Нахичеванью-на-Дону, ныне являющейся частью Ростова).
Но, к сожалению, я понял, что этого никогда не произойдет. Почему? Вопрос не ко мне. Возможно, потому, что история ничему не учит власть предержащих. Увы, но это факт…
И в заключение немного о профессоре Малиновском, написавшем статью «Что делать с памятниками».
Иоанникий Алексеевич Малиновский был очень талантливым человеком. Он мечтал о культурной и правовой России.
В 1913—1917 годы он был профессором кафедры истории русского права Варшавского университета. В 1915 году в связи с оккупацией Варшавы немецкими войсками вместе с университетом был эвакуирован в Ростов-на-Дону.
С. А. Плема в «Донском временнике» за 2008 год пишет:
«Летом 1917 года он был избран гласным Ростовской думы от партии кадетов, некоторое время исполнял обязанности городского головы Ростова. А после избрания думы возглавлял городскую культурно-просветительную комиссию. Позже он был председателем правления издательского кооперативного товарищества “Единение”, созданного в Ростове в 1918 году, являлся директором Ростово-Нахичеванского народного университета. Много времени посвящал Малиновский публицистике. Активно сотрудничал в газете “Приазовский край”, поместившей большое количество его статей. Печатался и в других ростовских изданиях: газете “Заря России”, журнале “Донская волна”».
Советскую власть профессор Малиновский не воспринял. Так, летом 1919 года он писал:
«Коммунистический рай, устроенный большевиками, — это нашествие варваров, диких, тупых, жестоких и беспощадных; это упадок культуры, это разрушение материальных и духовных ценностей, это одичание и озверение народа».
Конечно, после прихода к власти большевиков Малиновский был репрессирован. Но, к счастью, его не расстреляли. Ему посчастливилось выжить, а потом работать и даже заниматься наукой. Ему посчастливилось даже умереть своей смертью. Правда, в нужде и забвении. Ученый был реабилитирован лишь в 1992 году.
Почему я вспомнил о Малиновском? И какое это мое воспоминание имеет отношение к охране памятников?
По-моему, прямое. Но это уже пусть каждый решает сам для себя. Для меня же судьба этого человека поучительна, как и судьба памятника Екатерине Великой в Нахичевани.
Георгий БАГДЫКОВ.




